ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Изменение общих принципов организации местного самоуправления, установленных настоящим Федеральным законом, допускается не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.
-
Коррупция в системе государственного и муниципального управления: понятие, формы и механизмы противодействия
На сегодняшний день существует четкое определение понятия «коррупция», установленное законом. Определение понятия «коррупция» приведено в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Коррупцией считается - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.
Термин "коррупция" в Российской Федерации закреплен законодательно и представляет собой строгое перечисление явлений коррупционного характера, таких как "злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица" .
Существуют следующие формы коррупции - фаворитизм, непотизм, протекционизм, взяточничество, вымогательство и т.д. Чаще всего на этих уровнях коррупция остается в форме конфликта интересов, неправомерного использования информации, непотизма
Другое дело - злоупотребление дискреционными полномочиями, которое может выражаться в самых разнообразных формах: назначение персонала, закупка товаров и услуг в рамках государственного и муниципального заказа, контроль и регулирование выдачи разрешений и лицензий, оформление документации, связанной со строительством объектов, и т.д. Подобные коррупционные проявления могут встречаться на всех административных уровнях, причем не только в структуре общей администрации, но и в таких сферах, как здравоохранение, энергоснабжение, образование, налоговые службы, правосудие и др. Самой опасной формой коррупции целесообразно считать такую, которая направлена не на личное обогащение высокопоставленного чиновника, а на сохранение сложившейся системы (например, поддержка "привилегированных" корпораций или лиц, монополизировавших получение выгодных государственных контрактов).
Как социальное явление коррупция достаточно многолика и многогранна. Коррупция проявляется в совершении:
-преступлений коррупционной направленности (хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, дача взятки, получение взятки, коммерческий подкуп и т.д.);
-административных правонарушений (мелкое хищение материальных и денежных средств с использованием служебного положения, нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов и другие составы, подпадающие под составы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
-дисциплинарных правонарушений, т.е. использовании своего статуса для получения некоторых преимуществ, за которое предусмотрено дисциплинарное взыскание;
-запрещенных гражданско-правовых сделок (например, принятие в дар или дарение подарков, оказание услуг госслужащему третьими лицами).
Противодействие коррупции — деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);
б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);
в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Борьбу с коррупцией в пределах своих полномочий осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
При создании системы мер противодействия коррупции в организации рекомендуется основываться на следующих ключевых принципах:
1. Принцип соответствия политики организации действующему законодательству и общепринятым нормам.
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к организации.
2. Принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководства организации в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
3. Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников организации о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения организации, ее руководителей и сотрудников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данной организации коррупционных рисков.
5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение в организации таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников организации вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства организации за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики.
7. Принцип открытости бизнеса.
Информирование контрагентов, партнеров и общественности о принятых в организации антикоррупционных стандартах ведения бизнеса.
8. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.
-
Законность и ее основные формы, меры обеспечения законности в Российской Федерации
Законность — политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.
Формы законности
Воплощение в законодательстве лучших правовых идей, приоритета прав и свобод человека, справедливость Конституции и законов, их соответствие реальным общественным отношениям.
-
Верховенство основного закона — иерархия нормативно-правовых актов (подчинение всех подзаконных актов законам, а законов конституции). -
Неукоснительное соблюдение законов, других нормативно-правовых актов и судебных решений всеми членами общества, государственными органами и должностными лицами, обязанными воплощать право в жизнь (принцип верховенства закона в правовом государстве). -
Эффективная государственная и общественная защита действия конституции и законов.
Правительство Российской Федерации:
участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;
осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;
разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов;
осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.
-
Государственное регулирование экономики в Российской Федерации: виды и функции.
Государственное регулирование экономики – это комплекс мероприятий, осуществляемых властными органами для корректировки работы национального хозяйства.
Особенности экономической системы полностью или частично влияют на принципы государственного вмешательства в экономику и степень его воздействия на хозяйственную структуру. Сегодня большинство стран мира придерживается рыночной модели, которая подразумевает ограничение возможностей влияния государственной власти на экономику. Жесткое регулирование присуще командно-административной системе, в которой все процессы централизованы и полностью управляются властными органами. Такое становится возможным из-за наделения государственного аппарата неограниченными возможностями, монопольным правом на ресурсы, а также правом на директивное ценообразование.
В рыночной экономике государство сохраняет инструменты косвенного воздействия на экономическое развитие и рост. Оно осуществляется через налогово-бюджетную и кредитно- денежную политику. С помощью этих инструментов, государство может поддерживать отрасли, не являющиеся прибыльными, но имеющими важное социальное
значение.
Государство в национальном хозяйстве выполняет следующие задачи:
1. Создание законов и нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственны процессы и отношения.
2. Организация антимонопольного регулирования.
3. Распределение денежных и финансовых ресурсов.
4. Поддержка науки.
5. Контроль над использованием природных ресурсов.
6. Поддержание баланса отраслевой структуры.
7. Обеспечение приемлемых значений социально-экономических показателей.
8. Поддержка производства общественно значимых благ.
Таким образом, государственное регулирование экономики является частью нормального функционирования национального хозяйства. Его основная цель заключается в поддержании экономической стабильности и независимости, а также в обеспечении положительных тенденций роста и развития национального хозяйства.
Государственное регулирование экономики России
Государство участвует в рыночной экономике, в качестве субъекта отношений, а также как властный орган, способный оказывать на нее влияние. Государственная власть может быть продавцом или покупателем. Но ее основная задача заключается в поддержании стабильности и независимости национального хозяйства, а также социальной защищенности граждан. Обеспечение достойного уровня и качества жизни позволяет укрепить экономику страны, повысить ее конкурентоспособность в долгосрочной перспективе.
Власть вмешивается в рыночную экономику в периоды смены фаз экономического цикла. Но государство может влиять на национальное хозяйство и в спокойные периоды, стимулируя или сдерживая деловую активность. Российская экономика отличается большой долей государственных предприятия и предприятий государственно-частного партнерства. Политические курс направлен на постепенное уменьшение доли государственного сектора. Проблема ликвидации перекосов в экономике связана с неэффективностью политических действий и проводимых реформ.
Россия идет в разрез с мировыми тенденциями. Стремление к передаче большей части реального сектора в частные руки пагубно сказывается на национальном хозяйстве. Практика западных стран показала, что крепкий государственный сектор является опорой всей экономики. Еще одной проблемой регулирования в России можно назвать отсутствие единого управления функционированием российского госсектора. Оно эффективно только в стратегических отраслях.
Управление финансовыми потоками возможно при совместной деятельности государственной власти и частного сектора. Но инициатива должна оставаться за государственным сектором. Эксперты считают, что реформирование экономики России следует проводить исходя из принципа эффективного управления государственными активами.
Инновационная деятельность сегодня является залогом конкурентоспособности на международном рынке. В стране необходимо наладить трансфер технологий, а также обеспечить финансовую базу с помощью крепкой банковской системы. Здесь важна законодательная власть государства, направленная на установление ограничений и принципов осуществления финансовой деятельности.