Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание:
Введение ……………………………………………………………………………………2
1. Эмоциональное выгорание в работе медсестры…………………………………………………………………………………...3
2. Профилактика эмоционального выгорания…………………………...4-5
Заключение ……………………………………………………………………………………..6
Список литературы …………………………………………………………………….…7
Введение:
Одно из первых мест специальностей, подверженных высокому риску возникновения синдрома эмоционального выгорания, занимает профессия медицинской сестры. Сталкиваясь с негативными эмоциями, медсестра невольно вовлекается в них, в силу чего начинает и сама испытывать повышенное эмоциональное напряжение. Более всего риску возникновения СЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. Настоящий медик в их представлении - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией.
Эмоциональное выгорание в работе медсестры
Выделяют три типа медсестер, которым угрожает эмоциональное выгорание:
-первый тип - "педантичный" - для него характерна добросовестность, возведенная в абсолют, чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образца
- второй тип - "демонстративный" - такие люди стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду; этому типу свойственна высокая степень истощаемости при выполнении даже незаметной рутинной работы;
- третий тип - "эмотивный" - к нему относятся впечатлительные и чувствительные люди; их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничат с патологией, с саморазрушением.
Большая производственная нагрузка, круглосуточный режим работы требуют высокий функциональной активности организма и могут быть квалифицированы как ведущие патогенные профессиональные факторы.
Причинами усталости и нервозности можно также назвать превышение нормативного числа пациентов. Из эргономических факторов медсестра чаще всего отмечают напряжение зрения, перегрузку опорно-двигательного аппарата. большинство медицинских работников имеют ненормативный рабочий день, сверхурочную работу, связанную с совмещением должностей или дополнительной профессиональной нагрузкой. Низкая оплата труда в условиях развития рыночной экономики заставляет медсестер работать, часто пренебрегая временем, предусмотренным для восстановления физического и эмоционального баланса организма.
Одним из очень серьезных следствий профессионального стресса у медсестер считается появление или заметное учащение соматических заболеваний. Беспричинно учащающиеся головные боли, повышение АД, частые ОРЗ могут быть соматическими эквивалентами эмоциональных расстройств.
2. Профилактика эмоционального выгорания
Необходимой и базовой частью профилактики возникновения синдрома эмоционального выгорания является личностная психологическая подготовка специалистов "помогающих профессий".
Предупреждение эмоционального выгорания предусматривает следующие направления:
- обучение эффективным стилям коммуникации и методам разрешения конфликтных ситуаций;
- тренинги, стимулирующие мотивацию саморазвития, личностного и профессионального роста;
- антистрессовые программы и группы поддержки, ориентированные на коррекцию самооценки, развитие уверенности, социальной смелости, эмоциональной устойчивости и психофизической гармонии.
Хороший климат внутри коллектива, ощущение адекватной эмоциональной поддержки коллег и администрации - это мощный ресурс предупреждения и устранения профессионального стресса. Чувство защищенности, возможность доверительно обсуждать вопросы, связанные со стрессом в работе, позволяют снизить напряженность, тревогу, а также нередкие агрессивные проявления.
Существуют немало конкретных способов преградить путь синдрому эмоционального выгорания - это:
- развитие других интересов, не связанных с профессиональной деятельностью;
- поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания;
- наличие друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
- стремление к желаемому, без цели стать победителем в любом случае;
- умение проигрывать без самоуничижения и агрессивности;
- открытость новому опыту;
- умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и в жизни;
- чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы просто для собственного удовольствия;
- участие в семинарах, конференциях где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
- периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
- участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с работой;
- хобби, доставляющее удовольствие.
Заключение
Каждой медсестре необходимо обрести современные знания, как предотвратить вредные последствия стресса, изменить свои привычки в соответствии с этими знаниями, что включает здоровый образ жизни и позитивные жизненные установки.
Список литературы
1. Абрамова С. Г. Психология в управлении и для управления. - М.: Изд-во «Сентябрь», 1998
2. Бордовская Н. О. Социально-психологические конфликты в медицинских учреждениях // Главная медицинская сестра. – 2005. - № 12.
3. Галицкая И. К. Управление конфликтами и стрессами в среде сестринского персонала ЛПУ // Главная медицинская сестра. – 2006. - № 2-3