Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 134
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 г. Ачхой-Мартан»
Индивидуальный проект
по теме:
«Дуэль в жизни творчестве А.С.Пушкина»
Выполнила:
Маигова Петимат Тагировна
ученица 9 «б» класса
Руководитель проекта: Гучигова Б.Т.
Ачхой-Мартан – 2023
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Дуэль в жизни творчестве А.С.Пушкина».
ФИО обучающегося, класс:
Маигова Петимат Тагировна, 9 «б» класс
ФИО руководителя проекта:
Гучигова Б.Т.
Учебный предмет:
русская литература
Вид проекта:
информационный
Цель: анализ произведений А.С.Пушкина, в которых изображены дуэли, их сопоставление.
Задачи:
1. ознакомиться с историей дуэли в России;
2.проанализировать сцены дуэлей в произведениях А.С.Пушкина;
3.выявить особенности изображения дуэлей и определить авторское отношение к поединку.
Продолжительность: долгосрочный.
Необходимое оборудование: компьютер, экран.
Содержание
Введение………………………………………………………………………….4
Глава 1. Дуэль
-
Дуэль………………………………………………………………………….5
Глава 2. Дуэль в жизни и творчестве А.С Пушкина.
2.1. Дуэль в жизни Пушкина……………………………………………….6-7
2.2. Дуэль в творчестве…………………………………………………………...8
2.3. Дуэль в романе «Евгений Онегин»………………………………………8-11
2.4. Дуэль в романе « Капитанская дочка»…………………………………11-13
Заключение……………………………………………………………………….14
Список литературы………………………………………………………………15
Введение.
В работе исследуется тема дуэли в жизни и творчестве А.С. Пушкина. Во-первых, интерес к дуэли связан с тем, что в жизни поэта дуэль сыграла роковую роль. Известно, что и до поединка с Дантесом, Александр Сергеевич неоднократно принимал участие в дуэлях. Дуэль всегда сопряжена с понятием чести, а честь для А.С.Пушкина была одним из главных достоинств человека. В работе приводятся факты биографии поэта. Во-вторых, дуэли довольно часто встречаются у Александра Сергеевича в его произведениях («Капитанская дочка», «Евгений Онегин»). Все это объясняет интерес к теме дуэли в жизни и творчестве Пушкина.
Целью работы является анализ произведений А.С.Пушкина, в которых изображены дуэли, их сопоставление.
Задачи:
ознакомиться с дуэльным кодексом и историей дуэли в России;
проанализировать сцены дуэлей в произведениях А.С.Пушкина;
выявить особенности изображения дуэлей и определить авторское отношение к поединку.
Актуальность данной работы обусловлена особым интересом сегодня к дворянской культуре и истории нашей страны.
Глава 1. Дуэль.
1. 1 Дуэль
Дуэль (фр. duel< лат. duellum — «поединок», «борьба двух») — строго регламентированный дуэльным кодексом поединок между двумя людьми, цель которого — удовлетворить желание одного из дуэлянтов (вызывающего на дуэль) ответить за нанесенное ему или его чести оскорбление с соблюдением максимально честных и равных условий боя. Как правило, дуэли происходят только внутри отдельных общественных слоев, и зачастую ассоциируются с аристократией.
Дуэли всегда считались прерогативой аристократов. При возникновении дуэлей появился и специальный кодекс, который содержал правила, по которым должна проводиться дуэль.
Ритуал дуэли берет свое начало в Италии XIV века. До России «дуэльная лихорадка» добралась лишь во времена Петра I.Спустя полвека поединки оказались под запретом, одна из глав петровского Воинского устава 1715 года предусматривала лишение чинов и даже конфискацию имущества за один лишь вызов на дуэль, а участникам поединка грозила смертная казнь. Екатерина II выпустила «Манифест о поединках», который приравнивал убийство на дуэли к уголовному преступлению, зачинщиков поединков пожизненно ссылали в Сибирь. В XIX веке в России, казалось, и дня не было без смертельного поединка. Дуэли, происходившие в России, в Европе называли «настоящим варварством», ведь русские дуэлянты пользовались не холодным оружием, а огнестрельным, и вели поединок не с тридцати шагов, а часто с десяти, то есть почти в упор.
С дуэльной традицией неразрывно связано и такое ключевое понятие как честь, без исследования которого мы не сможем понять историю возмужания, короткого подъема и тяжкого поражения русского дворянства.
Западные авторы, описывая «русскую дуэль» XIX века, отмечают её крайнюю жестокость, по сравнению с дуэлью европейской, называют дуэль в России «узаконенным убийством». Действительно, русская дуэль была жесточе и смертоноснее европейской. И не потому, что французский журналист или австровенгерский офицер обладали меньшей личной храбростью, чем российский дворянин, не потому, что ценность человеческой жизни представлялась здесь меньшей, чем в Европе. Россия, вырвавшаяся из
феодальных представлений одним рывком, а не прошедшая естественный многовековой путь, обладала совершенно иной культурой регуляции человеческих отношений. Здесь восприятие дуэли как судебного поединка, а не как ритуального снятия бесчестия, оставалось гораздо острее.
Всеми русскими правителями дуэль была запрещена, она приравнивалась к уголовному преступлению. Но дуэли продолжали происходить вопреки закону государственному - по законам дворянской чести. Дуэль оставалась символом рыцарства.
Глава 2. Дуэль в жизни и творчесте А.С. Пушкина
2.1.Дуэль в жизни А.С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин был поэтом невротического типа, на его счету значилось 29 вызовов. В большинстве случаев друзья поэта договаривались с полицией, и Пушкина на время проведения поединка сажали под арест.
Дуэльная часть его биографии не дает покоя многим исследователям, включая меня.
1816 год. Пушкин вызвал на дуэль Павла Ганнибала, родного дядю. Причина: Павел отбил у молодого 17-летнего Пушкина девушку Лошакову (между прочим далеко не красавицу) на балу. Итог: дуэль отменена.
1817 год. Пушкин вызвал на дуэль Петра Каверина, своего друга. Причина: сочиненные Кавериным шутливые стихи. Итог: дуэль отменена.
1819 год. Пушкин вызвал на дуэль поэта Кондратия Рылеева. Причина: Рылеев пересказал на светском салоне шутку про Пушкина. Итог: дуэль отменена.
1819 год. Пушкина вызвал на дуэль его друг Вильгельм Кюхельбекер. Причина: шутливые стихи про Кюхельбекера, а именно пассаж "кюхельбекерно и тошно". Итог: Вильгельм в Сашу выстрелил, а Саша в Вильгельма нет.
1819 год. Пушкин вызвал на дуэль Модеста Корфа, служащего из министерства юстиции. Причина: слуга Пушкина приставал пьяным к слуге Корфа и тот его избил. Итог: дуэль отменена.
1819 год. Пушкин вызвал на дуэль майора Денисевича. Причина: Пушкин вызывающе вел себя в театре крича на артистов и Денисевич сделал ему замечание. Итог: дуэль отменена.
1820 год. Пушкин вызвал на дуэль Федора Орлова и Алексея Алексеева. Причина: Орлов и Алексеев сделали Пушкину замечание за то, что тот пытался в пьяном виде играть в бильярд и мешал окружающим. Итог: дуэль отменена.
1821 год. Пушкин вызвал на дуэль офицера французской службы Дегильи. Причина: ссора с невыясненными обстоятельствами. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль подполковник Семен Старов. Причина: не поделили ресторанныйоркестрик при казино, где оба предавались азартной игре. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль 65 летнего статского советника Ивана Ланова. Причина: ссора во время праздничного обеда. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкин вызвал на дуэль молдавского вельможу ТодораБалша, хозяина дома, где он гостил в Молдавии. Причина: Пушкину недостаточно учтиво ответила на некий вопрос супруга Балша, Мария. Итог: стрелялись, но оба промахнулись.
1822 год. Пушкин вызывает на дуэль бессарабского помещика СкартлаПрункуло. Причина: Тот был в качестве секунданта на дуэли, где Пушкин был так же секундантом и ребята не договорились о правилах дуэли. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкин вызывает на дуэль СеверинаПотоцкого. Причина: дискуссия за обеденным столом о крепостном праве. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль штабс-капитан Рутковский. Причина: Саша не поверил, что бывает град весом в 3 фунта (а градины такого веса все-таки бывают, прим. мое) и обсмеял отставного капитана. Итог: дуэль отменена.
1822 год. Пушкина вызвал на дуэль кишиневского олигарха Инглези. Причина: Саша домогался его жены, цыганки Людмилы Шекора. Итог: дуэль отменена.
1832 год. Пушкина вызвал на дуэль прапорщик генерального штаба Александр Зубов. Причина: Пушкин уличил Зубова в шулерстве во время игры в карты. Итог: Зубов стрелял в Пушкина (мимо) а сам Пушкин от выстрела отказался.
1823 год. Пушкин вызвал на дуэль молодого писателя Ивана Руссо. Причина: личная неприязнь Пушкина к этой персоне. Итог: дуэль отменена.
1826 год. Пушкин вызвал на дуэль Николая Тургенева, одного из руководителей Союза благоденствия, члена Северного общества. Причина: Тургенев ругал стихи поэта, в частности, его эпиграммы. Итог: дуэль отменена.
1827 год. Пушкина вызвал на дуэль артиллерийский офицер Владимир Соломирский. Причина: дама офицера по имени София, к которой Пушкин проявлял интерес. Итог: дуэль отменена.
1828 год. Пушкина вызвал на дуэль министра просвещения Александра Голицына. Причина: Пушкин написал дерзкую эпиграмму на министра и тот устроил ему за это допрос с пристрастием. Итог: дуэль отменена.
1828 год. Пушкин вызвал на дуэль секретаря французского посольства в Петербурге Лагрене. Причина: неизвестная девушка на балу. Итог: дуэль отменена.
1829 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Хвостова.
Причина: Хвостов выразил свое недовольство эпиграмами Пушкина, в частности тем, что Пушкин сравнивает Хвостова со свиньей. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль князя Николая Репина. Причина: недовольство стихами Пушкина о себе. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль чиновника министерства иностранных дел Семена Хлюстина. Причина: Хлюстин выразил свое недовольство стихами поэта. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль Владимира Сологуба. Причина: нелицеприятные высказывания Сологуба о жене поэта, Наталье. Итог: дуэль отменена.
1836 год. Пушкин вызвал на дуэль французского офицера Жоржа Дантеса. Причина: анонимное письмо, где утверждалось, будто жена Пушкина изменяет ему с Дантесом. Итог: Пушкин убит.
Подведем краткие промежуточные итоги. Пушкин замешан в 26 дуэлях. Из них на 5 дуэлях хоть как-то стреляли. Из них на 1 дуэли кто-то кого-то хотя бы ранил. Из них на 1 дуэли кто-то был убит и этот кто-то - сам Пушкин.
На основе этой статистики я делаю вывод о том, что меткость Пушкина была историками и биографами преувеличена, "поэтом-убийцей" его также называть, конечно, не стоит. Ясно, что он был крайне скандальный, вспыльчивый, пишущий при этом отличные стихи.
2.2. Дуэли в творчестве А.С.Пушкина
1-я дуэль в творчестве:Дуэль главных героев романа «Евгении Онегин», Онегина и Ленского, – одна из кульминационных сцен романа, определившая судьбы героев. Это один из самых трагичных и самых загадочных эпизодов романа. На дуэль выходят «лед» - Онегин и «пламя» - Ленский.Онегин не хладнокровный убийца и дуэлянт. В романе нет указаний на это. Но он опытнее Ленского, обучен мастерству дуэли. Владимир Ленский неопытен, стреляется впервые. Трагичен финал нелепого события, гибель Ленского Онегин переживает как личную драму.
2-я дуэль в творчестве: Дуэль между Гриневым и Швабриным, в отличие от дуэли Ленского и Онегина, Сильвио и графа Р., проходит на шпагах. Повод для поединка – защита чести и достоинства женщины (Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова), один из самых распространенных в те времена.Дуэль изображена иронически и даже с осуждением. Ирония начинается уже с эпиграфа к главе:
— Ин изволь, и стань же в позитуру.
Посмотришь, проколю как я твою фигуру!
2.3. Дуэль в романе «Евгений Онегин»
Роль А.С.Пушкина в русской литературе первостепенна. Благодаря деятельности поэта, национальная литература освободилась от подражательности, приобрела самобытность. Появились произведения совершенно иного толка, как по форме, так и по содержанию.