Файл: Курс лекций содержание введение 6.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 247

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ


КУРС ЛЕКЦИЙ

    1. СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ

6







Раздел 1. Введение в психологию развития

8

Лекция 1. Понятие о предмете возрастной психологии

8

Лекция 2. Базовые определения развития

9

Лекция 3. Созревание и рост

10

Лекция 4. Цели психического развития

12

Лекция 5. Факторы психического развития

14

Лекция 6. Принципы психического развития

15

Лекция 7. Основные методы исследования в психологии развития


17

Раздел 2. Основные закономерности и динамика психического развития


20

Лекция 8. Взаимодействие биологического и социального факторов в развитии личности


20

Лекция 9. Понятие о сензитивных периодах развития

23

Лекция 10. Понятие «зоны ближайшего развития»

24

Лекция 11. Роль обучения в психическом развитии

25

Лекция 12. Закономерности психического развития

26

Лекция 13. Механизмы психического развития

28

Лекция 14. Теории психического развития

30

Лекция 15. Дифференциация возрастов человеческой жизни


32

Лекция 16. Специфика психического развития ребенка

34

Лекция 17. Подходы к периодизации психического развития в отечественной психологии


37

Лекция 18. Основные подходы к периодизации психического развития в зарубежной психологии


46

Раздел 3. Особенности развития личности в разные возрастные периоды


64

Лекция 19. Кризис новорожденности

64

Лекция 20. Младенческий возраст

66

Лекция 21. Кризис первого года жизни

73

Лекция 22. Ранний возраст

74

Лекция 23. Основные психологические новообразования раннего возраста


79

Лекция 24. Кризис трех лет

83

Лекция 25. Дошкольный возраст – краткая характеристика периода


86

Лекция 26. Психологические особенности общения в дошкольном детстве


96

Лекция 27. Основные психологические новообразования дошкольного возраста


103

Лекция 28. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению


105

Лекция 29. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте


111

Лекция 30. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста


121

Лекция 31. Историческое происхождение подросткового возраста


125

Лекция 32. Классические исследования подросткового возраста в первой половине ХХ в.


127

Лекция 33. Классические исследования подросткового возраста во второй половине ХХ в.


134

Лекция 34. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович)



138

Лекция 35. Старший школьный возраст: ранняя юность


148

Лекция 36. Линии развития жизненного мира

156

Лекция 37. Психологические особенности взрослого человека


160

Лекция 38. Кризис середины жизни

163

Лекция 39. Изменения в психической жизни человека в период поздней зрелости (с 60 лет и старше)


164


ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в списке педагогических специальностей вместо возрастной психологии значится психология развития. Но это вовсе не говорит о том, что исчезла реальность, изучаемая возрастной психологией. Просто через смену наименования она стала более выпуклой, определенной: предметом исследования являются в ней показатели и закономерности психического развития человека. Именно они и определяют круг проблем, которые выделяют эту сферу знания о человеке из всего объема разнообразной информации, которая накоплена в культуре о человеке и его жизни.

Специфика этого знания в том, что оно в той или иной форме (научной или житейской) используется каждым человеком и в этом смысле является универсальным, всеобщим знанием.

Научным знание о закономерностях психического развития человека становится тогда, когда человек, его получающий, занимает исследовательскую позицию − позицию ученого. Суть этой позиции состоит в том, что человек осознает собственное мышление как средство и способ получения психологической информации, как средство и способ обобщения ее для получения закономерностей и формулировки законов.

Исследовательская позиция позволяет человеку решать проблемы зависимости содержания получаемой информации от его собственного мышления. Это создает необходимые предпосылки для обсуждения критериев истинности психологического знания, например, через его об­щепризнанность в науке и т. п.

Существование в науке разных исследовательских школ, их историческая преемственность возможны потому, что они занимаются изучением одного и того же предмета. На сегодняшний день этот предмет можно было бы описать как психическую реальность. Ее существование связано с наличием таких свойств и качеств, которых нет у других реальностей − физической, химической, исторической и т. п. Достаточно сказать, что даже время в этой реальности не тождественно физическому. Оно настолько индивидуально, что одна и та же физическая минута для одного человека может показаться вечностью, а для другого остаться совершенно незамеченной.

У психической реальности есть важнейшее свойство − она принадлежит индивидуальной жизни человека и меняется с течением этой жизни. При этом разные качества психической реальности меняются неравномерно, что неоднократно фиксировалось в самых разных психологических работах, а в поэтической форме известно в словах о том, что гений и злодейство две вещи несовместные. Суть этой идеи можно конкретизировать следующим образом: психическая

реальность человека устроена таким образом, что в ней есть свойства, определяющие существование друг друга (например, наличие памяти определяет существование ее объема), а есть свойства, которые относительно не связаны друг с другом (например, ско­рость реакции человека не определяет уровень его интеллектуального развития). Это создает проблему поиска показателей изменения свойств психической реальности как показателей ее развития.
Раздел 1. Введение в психологию развития
Лекция 1. Понятие о предмете возрастной психологии

В современной психологической литературе описано множество теоретических подходов к пониманию проблемы психического развития. Они существенно отличаются представлениями о механизмах развития, о его движущих силах, о закономерностях и показателях, не говоря уже о том, что они принципиально отличаются представлениями о происхождении и существовании психической реальности.

Предлагаемая теоретическая позиция является попыткой реализовать культурно–историческую теорию Л. С. Выготского применительно к решению вопроса о содержании «зоны ближайшего развития», которая представляет собой взаимодействие человека с другими людьми (концепция другого человека) и с самим собой (Я–концепция). Качественные изменения в содержании взаимодействия человека с другими людьми в разные возрастные периоды жизни позволяют характеризовать их как проявление изменений в концепции Другого человека и Я–концепции. Однако обе концепции являются необходимыми элементами психической реальности и обеспечивают ее существование. В разные периоды жизни человека степень дифференциации Я–концепции и концепции Другого человека является разной, что позволяет выделять качественно своеобразные периоды в жизни человека, объединенные, однако, наличием Я и других людей, а также отношением между ними.

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей». Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка − Додди.


Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения. Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» − первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению, − книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.
Лекция 2. Базовые определения развития

Развитие − это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса.

Психология развития изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста.

Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной теории созревания А. Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось, что возникающие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А. Гезелл подчеркивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадлежит решающая роль.

Лекция 3. Созревание и рост

Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире − биологический) аспект психического развития. Созревание − это процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума. Этой точки зрения придерживаются и современные психологи.

Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост − изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития: он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя».

Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом. В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез − это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.

Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Можно выделить следующие области развития:

  • психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро– и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека;

  • психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я–концепции и самосознания личности;

  • когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.

Таким образом, изучая процессы развития психофизических (биологических) свойств, мы раскрываем динамику развития человека как индивида; о динамике развития человека как личности мы судим, исследуя процессы развития психосоциальных свойств, а оценивая степень развития умственных и других способностей человека, мы получаем представление о ходе развития человека как субъекта деятельности.