ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 247
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
КУРС ЛЕКЦИЙ
-
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ | 6 |
| |
Раздел 1. Введение в психологию развития | 8 |
Лекция 1. Понятие о предмете возрастной психологии | 8 |
Лекция 2. Базовые определения развития | 9 |
Лекция 3. Созревание и рост | 10 |
Лекция 4. Цели психического развития | 12 |
Лекция 5. Факторы психического развития | 14 |
Лекция 6. Принципы психического развития | 15 |
Лекция 7. Основные методы исследования в психологии развития | 17 |
Раздел 2. Основные закономерности и динамика психического развития | 20 |
Лекция 8. Взаимодействие биологического и социального факторов в развитии личности | 20 |
Лекция 9. Понятие о сензитивных периодах развития | 23 |
Лекция 10. Понятие «зоны ближайшего развития» | 24 |
Лекция 11. Роль обучения в психическом развитии | 25 |
Лекция 12. Закономерности психического развития | 26 |
Лекция 13. Механизмы психического развития | 28 |
Лекция 14. Теории психического развития | 30 |
Лекция 15. Дифференциация возрастов человеческой жизни | 32 |
Лекция 16. Специфика психического развития ребенка | 34 |
Лекция 17. Подходы к периодизации психического развития в отечественной психологии | 37 |
Лекция 18. Основные подходы к периодизации психического развития в зарубежной психологии | 46 |
Раздел 3. Особенности развития личности в разные возрастные периоды | 64 |
Лекция 19. Кризис новорожденности | 64 |
Лекция 20. Младенческий возраст | 66 |
Лекция 21. Кризис первого года жизни | 73 |
Лекция 22. Ранний возраст | 74 |
Лекция 23. Основные психологические новообразования раннего возраста | 79 |
Лекция 24. Кризис трех лет | 83 |
Лекция 25. Дошкольный возраст – краткая характеристика периода | 86 |
Лекция 26. Психологические особенности общения в дошкольном детстве | 96 |
Лекция 27. Основные психологические новообразования дошкольного возраста | 103 |
Лекция 28. Кризис семи лет и проблема готовности к школьному обучению | 105 |
Лекция 29. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте | 111 |
Лекция 30. Основные психологические новообразования младшего школьного возраста | 121 |
Лекция 31. Историческое происхождение подросткового возраста | 125 |
Лекция 32. Классические исследования подросткового возраста в первой половине ХХ в. | 127 |
Лекция 33. Классические исследования подросткового возраста во второй половине ХХ в. | 134 |
Лекция 34. Новые тенденции в изучении отрочества (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович) | 138 |
Лекция 35. Старший школьный возраст: ранняя юность | 148 |
Лекция 36. Линии развития жизненного мира | 156 |
Лекция 37. Психологические особенности взрослого человека | 160 |
Лекция 38. Кризис середины жизни | 163 |
Лекция 39. Изменения в психической жизни человека в период поздней зрелости (с 60 лет и старше) | 164 |
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня в списке педагогических специальностей вместо возрастной психологии значится психология развития. Но это вовсе не говорит о том, что исчезла реальность, изучаемая возрастной психологией. Просто через смену наименования она стала более выпуклой, определенной: предметом исследования являются в ней показатели и закономерности психического развития человека. Именно они и определяют круг проблем, которые выделяют эту сферу знания о человеке из всего объема разнообразной информации, которая накоплена в культуре о человеке и его жизни.
Специфика этого знания в том, что оно в той или иной форме (научной или житейской) используется каждым человеком и в этом смысле является универсальным, всеобщим знанием.
Научным знание о закономерностях психического развития человека становится тогда, когда человек, его получающий, занимает исследовательскую позицию − позицию ученого. Суть этой позиции состоит в том, что человек осознает собственное мышление как средство и способ получения психологической информации, как средство и способ обобщения ее для получения закономерностей и формулировки законов.
Исследовательская позиция позволяет человеку решать проблемы зависимости содержания получаемой информации от его собственного мышления. Это создает необходимые предпосылки для обсуждения критериев истинности психологического знания, например, через его общепризнанность в науке и т. п.
Существование в науке разных исследовательских школ, их историческая преемственность возможны потому, что они занимаются изучением одного и того же предмета. На сегодняшний день этот предмет можно было бы описать как психическую реальность. Ее существование связано с наличием таких свойств и качеств, которых нет у других реальностей − физической, химической, исторической и т. п. Достаточно сказать, что даже время в этой реальности не тождественно физическому. Оно настолько индивидуально, что одна и та же физическая минута для одного человека может показаться вечностью, а для другого остаться совершенно незамеченной.
У психической реальности есть важнейшее свойство − она принадлежит индивидуальной жизни человека и меняется с течением этой жизни. При этом разные качества психической реальности меняются неравномерно, что неоднократно фиксировалось в самых разных психологических работах, а в поэтической форме известно в словах о том, что гений и злодейство две вещи несовместные. Суть этой идеи можно конкретизировать следующим образом: психическая
реальность человека устроена таким образом, что в ней есть свойства, определяющие существование друг друга (например, наличие памяти определяет существование ее объема), а есть свойства, которые относительно не связаны друг с другом (например, скорость реакции человека не определяет уровень его интеллектуального развития). Это создает проблему поиска показателей изменения свойств психической реальности как показателей ее развития.
Раздел 1. Введение в психологию развития
Лекция 1. Понятие о предмете возрастной психологии
В современной психологической литературе описано множество теоретических подходов к пониманию проблемы психического развития. Они существенно отличаются представлениями о механизмах развития, о его движущих силах, о закономерностях и показателях, не говоря уже о том, что они принципиально отличаются представлениями о происхождении и существовании психической реальности.
Предлагаемая теоретическая позиция является попыткой реализовать культурно–историческую теорию Л. С. Выготского применительно к решению вопроса о содержании «зоны ближайшего развития», которая представляет собой взаимодействие человека с другими людьми (концепция другого человека) и с самим собой (Я–концепция). Качественные изменения в содержании взаимодействия человека с другими людьми в разные возрастные периоды жизни позволяют характеризовать их как проявление изменений в концепции Другого человека и Я–концепции. Однако обе концепции являются необходимыми элементами психической реальности и обеспечивают ее существование. В разные периоды жизни человека степень дифференциации Я–концепции и концепции Другого человека является разной, что позволяет выделять качественно своеобразные периоды в жизни человека, объединенные, однако, наличием Я и других людей, а также отношением между ними.
Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучению была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора», вышедшей в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И. М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей». Вскрытые Дарвином движущие факторы и причины развития живых организмов подтолкнули исследователей к изучению хода психического развития детей. Начало таким исследованиям положил сам Дарвин. В 1877 г. он опубликовал результаты наблюдений за развитием своего старшего ребенка − Додди.
Изучая его поведение, Дарвин углубил свои представления об эволюции врожденных форм человеческого общения. Как отмечают Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. Главная из них состояла в том, что развитие впервые стало рассматриваться как постепенная адаптация ребенка к окружающей среде. В 1888 г. в Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» − первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению, − книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.
Лекция 2. Базовые определения развития
Развитие − это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящий к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. Основными свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.
Сам процесс развития не универсален и не однороден. Это означает, что в ходе развития действуют разнонаправленные процессы: общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют так называемые тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса.
Психология развития изучает возрастные изменения в поведении людей и закономерности в приобретении ими опыта и знаний в течение всей жизни. Иными словами, она сосредоточивает внимание на изучении механизмов психического развития и отвечает на вопрос, почему так происходит.
Наряду с понятием «развитие» в психологии развития присутствуют понятия «созревание» и «рост». Долгие годы развитие трактовалось как процесс созревания. Дело в том, что сами понятия созревания и роста пришли из биологии развития. И если рост означал количественные соматические изменения, то к созреванию относили все процессы, спонтанно протекающие в организме под влиянием внутренне запрограммированных и внутренне управляемых импульсов роста.
Наиболее последовательно этот подход сформулирован в спиральной теории созревания А. Гезелла, в рамках которой созревание рассматривалось как естественный биологический процесс и предполагалось, что возникающие в ходе его проблемы со временем разрешатся сами собой. При этом А. Гезелл подчеркивал, что «приобщение индивида к культуре никогда не может пересилить влияния созревания», поскольку последнему принадлежит решающая роль.
Лекция 3. Созревание и рост
Обычно о созревании и росте говорят тогда, когда хотят подчеркнуть генетический (шире − биологический) аспект психического развития. Созревание − это процесс, течение которого зависит от унаследованных особенностей индивидуума. Этой точки зрения придерживаются и современные психологи.
Развитие, созревание и рост взаимосвязаны следующим образом: созревание и рост − изменения количественные, служащие основой для развития качественных изменений. На это указывал еще С. Л. Рубинштейн: «В окончательной своей форме организм является продуктом не самого по себе функционального созревания, а функционального развития: он функционирует, развиваясь, и развивается, функционируя».
Основными формами развития являются филогенез и онтогенез. Психическое развитие в филогенезе осуществляется путем становления психических структур в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом. В ходе онтогенеза происходит формирование психических структур в течение жизни данного индивида, иными словами, онтогенез − это процесс индивидуального развития человека. В последующем, говоря о развитии, мы будем подразумевать процесс индивидуального психического развития.
Области (сферы) психического развития указывают на то, что именно развивается. Можно выделить следующие области развития:
-
психофизическая, которая включает в себя внешние (рост и вес) и внутренние (кости, мышцы, мозг, железы, органы чувств, конституция, нейро– и психодинамика, психомоторика) изменения тела человека; -
психосоциальная, предусматривающая изменения в эмоциональной и личностной сферах. При этом следует особо указать на значение межличностных отношений для становления Я–концепции и самосознания личности; -
когнитивная, включающая все аспекты познавательного развития, развитие способностей, в том числе умственных.
Таким образом, изучая процессы развития психофизических (биологических) свойств, мы раскрываем динамику развития человека как индивида; о динамике развития человека как личности мы судим, исследуя процессы развития психосоциальных свойств, а оценивая степень развития умственных и других способностей человека, мы получаем представление о ходе развития человека как субъекта деятельности.