Файл: Протокол 1 от 28 08 22 г. Согласовано.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №83 имени генарала В.И. Орлова"

Рабочая программа

рассмотрена на заседании кафедры
Протокол № __1_____от
«_28_»____08__ 22 г.

«Согласовано»
________________________

(подпись курирующего заместителя директора)
«_28_»____08___22 г.


«Утверждено»
приказом

директора гимназии от

«_1_»_09_____22 г. 1 г. № 45-0













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Правила русской орфографии и пунктуации»

для 7 класса


Составитель: Чекулаева Т.А.
учитель русского языка и литературы

2022-2023г


  • Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу «Правила русской орфографии и пунктуации» для 7-х классов составлена с учетом особенностей образовательного процесса и его обеспечения в МБОУ СШ №83 имени генерала В.И. Орлова на основе:

  • Федерального компонента государственных стандартов основного общего образования;

  • Фундаментального ядра содержания общего образования;

  • Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

  • Примерной программы основного общего образования по русскому языку;

  • Программы развития и формирования универсальных учебных действий;

  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности.


Изучение языка, особенно грамматики и синтаксиса, играет очень важную роль в развитии мышления учащихся, так как сопровождается постоянной аналитико-синтетической работой, в процессе которой осуществляются мыслительные операции, такие как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизация материала.

Но, к сожалению, на практике мы сталкиваемся с такой проблемой, как пробелы в знаниях обучающихся, которая препятствует получению дальнейших полноценных знаний. Поэтому актуальными являются дополнительно отведённые учебные часы для повторения и закрепления ранее изученного материала. Для этой цели можно использовать факультатив.


Данный факультативный курс составлен в соответствии с программой по русскому языку для обучающихся 7-х классов.

Рабочая программа факультатива по русскому языку в 7 классе составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений для 5-9 классов.

Данный факультатив – это своеобразный учебный курс, в обобщённом виде включающий в себя всё, чему учащиеся научились на уроках русского языка в предшествующих классах и чему научатся в 7 классе.

Актуальность введения в школе факультативного курса по русскому языку определяется, с одной стороны, необходимостью решать проблемы повышения грамотности учеников, с другой стороны, недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга. Данный курс предназначен для обучающихся 7 класса и рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Известно, то курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), наречий (поскольку написание многих наречий не подчиняется общим правилам), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д. В связи с наличием общих признаков у причастий и деепричастий сложно для восприятия семиклассников обособление причастных и деепричастных оборотов. Кроме того необходимо учитывать, что темы курса 5-6 классов («Существительное», «Прилагательное», «Глагол») изучаются неоднократно, начиная с начальных классов, а с темами 7-го класса школьники знакомятся впервые и их изучение не повторяется в системе в последующих классах. Это диктует необходимость постоянного возвращения на уроках к ранее (в этом же году) изученному с целью обработки умений и навыков, чему будет способствовать и программа факультативного курса «Правила русской орфографии и пунктуации» (Трудные случаи орфографии).

Программа включает в себя:

  • теоретический материал;

  • вопросы и задания практического характера;

  • задания творческого характера.


Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, материалы для наблюдения, инсценировки, отчеты творческих групп, решение ситуативных задач, выполнение и защита проекта, презентации, работа с интернет - продуктами.
Цель факультативного курса:

  • повышение качества знаний по предмету,

  • активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.

  • поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ.


Для реализации цели следует решить следующие задачи:

  • научить учащихся свободному владению терминологией;

  • развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

  • развивать навык самостоятельного приобретения знаний;

  • прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса;

  • внедрение ИКТ в обучение.

Курс «Правила орфографии и пунктуации» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач:

  • закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);

  • продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;

  • развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими).

В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала.

Ожидаемые результаты:

  • овладение общими ЗУН исследовательской деятельности;

  • умение не только констатировать те или иные языковые явления, но и объяснять их;

  • повышение орфографической и пунктуационной грамотности.

  • овладение навыками решения заданий ОГЭ и ЕГЭ.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Особое место на занятиях отводится составлению связного рассказа на лингвистическую тему (составить связный рассказ о роли причастия в словосочетании; о правиле написания Н, НН в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов, и т.д.). Учить учащихся  давать аргументированную оценку ответа товарища, что воспитывает и уважительное отношение к одноклассникам. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.


ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ

Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.

  Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном  сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, коллоквиумы, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.

ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Уровень подготовки учащихся определяется по результатам письменных работ, устных сообщений и высказываний.

При оценивании письменных  работ используется нормативные документы: «Оценка знаний, умений и навыков по русскому языку» и «Современные критерии и нормативы оценки знаний, умений и навыков учащихся».

На заключительном занятии подводятся итоги изучения факультативного курса.


  • Планируемые результаты изучения курса.


Личностными являются:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности;

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

  • способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования и самообразования;

  • достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной профессиональной, социальной деятельности.


Метапредметными результатами являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

а) рецептивные (слушание и чтение):

- восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным);

- восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными

видами чтения (просмотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым);

- понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения);

- способность к самостоятельному поиску информации; способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов;

- отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию,

сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;

- сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства);

- умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости

(сжатый/подробный; тезисы, план, конспект);

б) продуктивные (говорение и письмо):

- определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения);

- соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме;

- владение монологической и диалогической формой речи;

- соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;

- осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении;

- определение причин коммуникативных неудач;

- умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;

- умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.);