Файл: Реферат По теме Служба в органах прокуратуры Российской Федерации и кадровое обеспечение прокурорской деятельности.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 474
Скачиваний: 33
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Саратовская государственная юридическая академия»
Кафедра прокурорского надзора и криминологии
Учебная дисциплина «Организация деятельности прокуратуры»
Реферат
По теме «Служба в органах прокуратуры Российской Федерации и кадровое обеспечение прокурорской деятельности»
Выполнила:
студентка ИВЗСПД22-02 группы 1 курса
направление подготовки (специальность):
40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность
Болтнева Людмила Андреевна
Саратов – 2023г.
Введение
Государственный прокуратура служба правовой Прокуратура России, выступая в качестве государственного органа в механизме осуществления единой государственной власти, относится к числу федеральных органов, правовое оформление организации деятельности которой осуществляется на принципах государственной службы.
По Закону о прокуратуре (ст. 40) служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы, а прокурорские работники, т.е. прокуроры, другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинское звание) по своему статусу относятся к государственным служащим и исполняют обязанности по государственной должности этой службы1. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Соответственно служба в органах прокуратуры как специальный вид государственной службы - это деятельность прокурорских работников, занимающих соответствующие должности федеральной государственной службы, по реализации полномочий от имени Российской Федерации по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории и по выполнению иных функций, установленных федеральными законами.
Как и иная государственная служба, служба в органах прокуратуры строится на принципах и условиях, установленных Федеральными законами от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» и от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с учетом особенностей, предусмотренных Законом о прокуратуре. Цель данной работы изучить особенности государственной службы в органах прокуратуры РФ. Для достижения указанной цели работы необходимо решить следующие задачи: - определить условия и порядок приема на службу; изучить аттестацию прокурорских работников; проанализировать присвоение классных чинов, воинских званий; выявить особенности прекращения службы - изучить обеспечение условий службы и правовой защиты.
Условия и порядок приема на службу
Законом определяется совокупность условий, соблюдение которых необходимо при решении вопроса о зачислении на службу в органы и учреждения прокуратуры.
Прокурорами и следователями могут быть граждане России. Законом о прокуратуре предусмотрено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на указанной службе, если оно имеет гражданство иностранного государства (п. 2 ст. 401) - Важное условие - характер и уровень образования. Прокурорами и следователями могут быть лица, имеющие высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию.
Под высшим образованием при этом понимается совокупность систематизированных знаний в области юриспруденции и основанных на них практических навыках, позволяющих выполнять служебные обязанности прокурора или следователя. Данное обстоятельство удостоверяется наличием диплома о высшем образовании установленной формы. В наибольшей мере критерием соответствия подготовки по юридической специальности для работы прокурором и следователем прокуратуры имеет подготовка в Санкт-Петербургском юридическом институте Генеральной прокуратуры РФ, в институтах прокуратуры в составе Московской правовой академии, а также в Свердловской и Саратовской академиях права. Это связано с наличием в названных, а также в некоторых других высших учебных заведениях глубокой специализации, необходимой для работы в органах прокуратуры. Законом допускается, что на должности прокуроров и следователей прокуратур городов, районов, приравненных к ним прокуратур в исключительных случаях могут назначаться лица, обучающиеся по юридической специальности в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, и окончившие третий курс указанных образовательных учреждений. Такое исключение является адекватной реакцией законодателя на изменения в состоянии и тенденциях развития законности, имевшую место ранее высокую текучесть кадров, а также тесно связано с учетом реальных возможностей в ближайшей перспективе полностью удовлетворить потребности органов прокуратуры в кадрах с высшим юридическим образованием, особенно в отдаленных регионах страны. Систематизированные перечни профессиональных качеств прокуроров и следователей нормативно не определены, в том числе в силу сложности этой задачи.
Результаты анализа и обобщения аттестационной работы, тестирования прокуроров и следователей показывают, что в них в различной мере отражены требования общего характера, которые соотносятся с требованиями, предъявляемыми ко всем прокурорским работникам. В соответствующих документах обычно отмечаются дисциплинированность, принципиальность, внимательное и уважительное отношение к гражданам, корректность, вежливость и тактичность, скромность, трудолюбие, требовательность к себе и самокритичность, исполнительность, прилежность и аккуратность, объективность и отзывчивость.
Перечисленные качества определяются принадлежностью работника к системе органов прокуратуры. Определенные индивидуальные психологические качества имеют важное значение для работы в качестве прокурора или следователя. В их числе такие, как степень работоспособности, энергичность, а также волевые качества личности, основные черты темперамента, интеллектуальные особенности, инициативность, настойчивость в достижении целей при осуществлении служебных функций, целеустремленность, уравновешенность, общительность и умение устанавливать психологический контакт, способность мыслить творчески, вдумчивость. В числе таких качеств необходимо отметить умение инструктировать, осуществлять контроль исполнения поручений подчиненными, практическое и повседневное обучение на «рабочем месте», способность влиять на формирование и поддержание надлежащего психологического климата в коллективе. С учетом мировой практики для кандидатов на должность прокурора или следователя прокуратуры в качестве критерия пригодности выделяется также наличие у такого лица безупречной репутации.
Прежде всего по этой причине в Законе о прокуратуре прямо установлено, что лицо не может быть принято на службу в органы и учреждения прокуратуры и находиться на этой службе, если оно лишено решением суда права занимать государственные должности государственной службы в течение определенного срока и особенно если имело или имеет судимость. При этом для интересов данной службы не имеет значения, снята или погашена судимость; важно наличие (отсутствие) самого факта судимости. Ограничение на доступ к службе в прокуратуре распространяется и на лицо, признанное решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным. Состояние здоровья. С учетом особого характера условий работы в органах и учреждениях прокуратуры, сложности, напряженности, интенсивности и ненормированности труда прокурорских работников, нередко связанного с риском для жизни и здоровья, других объективных обстоятельств к кандидатам на эти должности предъявляются определенные требования по состоянию их здоровья. Такие лица проходят медицинское обследование и не могут быть приняты на службу, если имеют заболевание, которое согласно медицинскому заключению препятствует исполнению ими служебных обязанностей. Соблюдаются и другие требования.
На должности прокурора города, района, приравненных к ним прокуроров назначаются лица не моложе 25 лет, имеющие стаж работы прокурором или следователем в органах прокуратуры не менее трех лет. Такие требования характерны и для занятия определенных должностей в иных ответственных сферах государственной деятельности (судьи и др.). Они необходимы, так как для занятия должности прокурора надо обладать не только определенным образованием, моральными и профессиональными качествами, но и большим жизненным и профессиональным опытом, который приходит с возрастом.
Государственная служба в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации .
Аттестация прокурорских работников Принципиальное значение для обеспечения эффективного надзора за исполнением законов, выполнения иных функций прокуратуры имеют изучение и адекватная оценка кадров органом прокуратуры. Для решения этой задачи определения соответствия работников занимаемой должности проводится аттестация. Она рассматривается как комплексная процедура установления указанного соответствия на основе аттестационной характеристики. Аттестация также рассматривается и в качестве средства адаптации прокурорского работника к изменяющимся политическим, социально-экономическим, правовым и организационно-структурным условиям его деятельности.
Аттестации подлежат прокурорские работники, имеющие классные чины либо занимающие должности, по которым предусмотрено присвоение классных чинов. Согласно Закону о прокуратуре порядок и сроки проведения аттестации устанавливаются Генеральным прокурором РФ. Приказом Генерального прокурора РФ от 30 октября 1998 г. №74 утверждено Положение об аттестации работников органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации. В названном Положении подчеркивается, что аттестация призвана способствовать совершенствованию деятельности органов и учреждений прокуратуры по подбору, расстановке и повышению квалификации кадров, созданию их резерва на выдвижение, решению вопросов о присвоении работникам классных чинов, воинских званий. Аттестация проводится не реже одного раза в пять лет. Онa может проводиться и досрочно при выдвижении работника на вышестоящую должность, при наличии существенных упущений в работе или совершении порочащего его проступка, а также по просьбе самого работника.
До истечения шести месяцев службы в занимаемой должности с учетом стажа работы по специальности и квалификации подлежат первичной аттестации работники, имеющие определенный стаж и опыт работы. К ним относятся лица, перешедшие на службу в органы и учреждения прокуратуры с должностей по юридической или иной родственной специальности занимаемых ими в других правоохранительных органах а также адвокатуре, нотариате, органах законодательной исполнитель ной и судебной власти, органах местного самоуправления, образовательных учреждениях высшего юридического образования, научных юридических учреждениях, правовых службах предприятий, учреждений и организаций, органах юстиции, судебно-экспертных учреждениях, если перерыв между увольнением и поступлением на службу в органы и учреждения прокуратуры не превысил двух месяцев.
Аттестационная комиссия вырабатывает для руководителя органа, учреждения прокуратуры предложения по вопросам прохождения службы. В этих целях она заслушивает объяснения и ходатайства, изучает материалы аттестации. Решения комиссии принимаются простым большинством голосов.
В названном Положении указываются требования к содержанию аттестации (документа). В ней должны быть также выводы и рекомендации о соответствии занимаемой должности, о неполном служебном соответствии занимаемой должности, о присвоении классного чина и др. К ведению высшей аттестационной комиссии Генеральной прокуратуры РФ относится рассмотрение аттестаций на советников и помощников по особым поручениям Генерального прокурора РФ, помощников по особым поручениям заместителей Генерального прокурора РФ, начальников главных управлений, управлений и отделов и других работников руководящего осетина органов и организаций прокуратуры.
Рассмотрение аттестации проводится, как правило, в присутствии аттестуемого. В случае неявки работника на заседание аттестационной комиссии без уважительных причин оно проводится в его отсутствие. Обязательно присутствие на заседании комиссии работника, аттестуемого впервые, а также обжаловавшего аттестацию, или работника, в отношении которого сделан вывод о неполном служебном соответствии занимаемой должности либо о несоответствии занимаемой должности. Результаты аттестации представляются соответствующему руководителю органа прокуратуры не позднее чем через семь дней после ее проведения и до их утверждения носят конфиденциальный характер.