ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Фергано-Ташкентские макомы Вокальный цикл.
Маком
- Маком – главный вид (жанр) узбекско-таджикской профессиональнной музыки устной традиции.
- Маком – многочастевая вокально – инструментальная сюита, основанная на определенных ладах.
- Каждый маком носит название лада, в котором звучит.
- Каждый лад-маком отражает свой ряд нюансов эмоциональных переживаний.
Фергано-Ташкентские макомы
- Фергано-Ташкентские макомы – явление уникальное и самобытное в системе макомата Узбекистана, бытование которых связано с музыкальной культурой городов Ферганской долины и Ташкентской области в форме отдельных образцов и малых циклов.
Процесс формирования Фергано-Ташкентских макомов начинается, приблизительно, с конца XV века. Ибо, начиная с этого времени наблюдается широкое распространение научных и творческих традиций Системы Двенадцати макомов среди ученых и музыкантов Ферганской долины и Ташкента. Об этом свидетельствуют письменные источники – «Бабур-наме» Захириддина Мухаммада Бабура, «Музаккири Ахбаб» Хасанходжа Нисари, «Бадое ул-вакое» Зайниддина Васифи, «Рисолаи мусики» Дервиш Али Чанги, сохранившие нам имена выдающихся музыкантов и теоретиков того времени.
- Основа Фергано-Ташкентских макомов крепко опирается на систему Двенадцати макомов. Однако, в дальнейшем, эволюционное развитие макомных традиций в культурном пространстве Фергано-Ташкентского оазиса, в отличие от Бухарского и Хорезмского варианта развития макомов, не привело к образованию монолитного суперцикла. Ибо, Фергано-Ташкентские макомы, в отличие от Бухарского Шашмакома и Хорезмских макомов, не объединены в цельную композицию, а представляют собой разрозненные инструментальные и вокальные произведения.
- То есть, главное внешнее отличие Фергано-Ташкентсктих макомов от Шашмакома и Хорезмских макомов заключается в том, что они предстают в виде отдельных, самостоятельно действующих одночастных (инструментальных и вокальных) образцов или «малых» циклов. Помимо того, в них вовсе не обязательным является прикрепление к инструментальным циклам вокальных частей или наоборот. Иначе говоря, инструментальные и вокальные циклы, хотя и обнаруживают между собой много общего, родственного, не объединены в единый цикл, а существуют «автономно».
В далёком прошлом на территории Ферганы и Ташкента макомная музыка занимала ведущее положение в музыкальной жизни городского населения. Вокальные и инструментальные макомные произведения, наряду с народными песнями и мелодиями, звучали практически везде — на общенародных праздниках и гуляниях, представлениях канатоходцев, свадебных торжествах, собраниях учёных, поэтов, музыкантов. В этом — одна из причин их широкой популярности в народе.
Вокальная музыка
Нециклическая | Циклическая |
Ушшок (Мулла Туйчи йули) Содирхон Ушшоги Кукон Ушшоги Фаргона Насруллоси Муноджот | Гулёр-Шахноз I- V |
| Баёт I- V |
| Баёти-Шерозий I – V |
| Куча Боги I- II |
| Дугох-Хусайн I – V |
Сегох Нимчупоний Сувора Илгор | Сувора I– III |
| Чоргох I– V |
| Гиря I – II |
Тошкент Ироги | |
- Вокальные части (шуъбе) Шашмакома имеют «стадиальный» принцип строения музыкальной формы. Согласно этому принципу, формирование мелодической (макомной) темы происходит в начальном разделе даромад, состоящем из одного хата, относительно законченного по своей структуре построения. Иногда даромад может включать в себя и ханг – вокализного плана распевные обороты, выраженные также в относительно самостоятельных структурных единицах.
- Следующий за даромадом раздел миёнхат представляет собой вариантное изложение темы на кварту выше. Он также может включать в себя хат и ханг, которые своим развитием подготавливают почву для следующего раздела – раздела дунаср.
- Дунаср предполагает проведение исходной мелодической темы на октаву выше. Начиная с этого момента все звуковое движение стремится к ауджу (апогей), который знаменует собой кульминационное звучание темы в высоком регистре. Иногда в зоне ауджа появляются элементы нового тематического плана – намуды. В разделе туширим (или фуровард) осуществляется интонационный спуск к начальному нижнему регистру, где подводится заключение всему развитию.
- Все эти разделы, в совокупности образующие стереотипную модель, служат устойчивыми инвариантами для творческого претворения на их основе музыкальных традиций Фергано-Ташкентской певческой школы. В этой связи исполнители (певцы-хафизы) данных макомов нередко специализировались и в области исполнительства таких самобытных песенных жанров, как ашула и катта ашула. Видимо, это обстоятельство и стало тем важным мотивирующим фактором, приведшим к процессу творческого переосмысления и взаимовлияния вышеназванных жанров данной культуры.
Так, мелодическая тема раздела даромад многих Фергано-Ташкентских макомов обнаруживает сходство с мелодической основой жанра ашула. Как известно, в жанре ашула широко используется поступенный ход интонации, нередко сочетающий в себе скачкообразное движение, что находит свое отражение в начальном разделе макомных вокальных образцов.
Популярные вокальные произведения данного стиля макомов – «Чоргох I-V», «Дугох-Хусайн I-VII», «Баёт I-V», «Баёти Шерози I-V», «Гулёр-Шахноз I-V», «Куча Боги I-II», «Сегох», «Тошкент Ироги» и др.
Среди выдающихся исполнителей вокальных образцов Фергано-Ташкенского стиля макомов следует назвать таких хафизов, как Мулла Туйчи Ташмухаммедов, Шорахим Шоумаров, Садырхан хафиз, Юнус Раджаби, Джурахон Султанов, Мамурджан Узаков, Расулкари Мамадалиев, Орифхон Хатамов, Фаттаххон Мамадалиев.Юнус Раджаби Мулла Туйчи
Ташмухаммедов
Шорахим Шоумаров
Фаттаххон Мамадалиев
- Даже малые формы цикличности Фергано-Ташкентских макомов нисколько не принижают их художественной ценности. В своих относительно небольших циклах, в компактной форме они на редкость удачно отражают наиболее значительные достижения как в области певческой, так и инструментальной узбекской музыки. Ибо, Фергано-Ташкентские макомы знаменуют собой закономерный результат длительного развития основополагающих канонов и норм искусства макомата на почве данной локальной культуры, входящей в число четырех основных стилей узбекской музыки.