Файл: Реферат история развития российского законодательства, регулирующего участие прокурора в арбитражном судопроизводстве.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 588
Скачиваний: 13
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ»
Межрегиональный юридический институт
Кафедра арбитражного процесса
Учебная дисциплина – Участие прокурора в арбитражном процессе
РЕФЕРАТ
История развития российского законодательства, регулирующего участие прокурора в арбитражном судопроизводстве
Выполнила: студентка 43с группы
4 курса заочной формы обучения
направления подготовки
40.05.04 Судебная и прокурорская
деятельность
со сроком обучения 4 года
Рязанцева Маргарита Витальевна
Саратов – 2023 г.
Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции АПК РФ и другими федеральными законами.
Институт участия прокурора в арбитражном процессе традиционно рассматривается как форма государственного влияния на соблюдение законности, предупреждение и устранение правонарушений в экономической сфере. Реализуя определенные в Законе о прокуратуре приоритетные цели единства и укрепления законности, прокуратура самостоятельно, а также во взаимодействии с судом осуществляет важную правозащитную функцию.
Создание независимой судебной системы, приспособленной для рассмотрения экономических споров между субъектами предпринимательской деятельности, берет начало с принятия Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1543-1 «Об арбитражном суде». Соответственно о развитии правового регулирования участия прокурора в законодательстве о судопроизводстве в арбитражных судах можно говорить исключительно в период деятельности арбитражных судов как органов судебной власти, входящих в судебную систему РФ. И лишь для чистоты анализа позволим себе коротко остановиться на основных аспектах законодательного регулирования участия органов прокуратуры в разрешении хозяйственных споров до образования системы арбитражных судов1.
В связи с этим обратимся к ряду нормативных актов, регулирующих деятельность государственных арбитражей и устанавливающих процессуальные взаимоотношения между этим органом и прокуратурой.
Наряду с министерствами, государственными комитетами, ведомствами и другими органами, наделенными полномочиями по обращению в арбитраж в интересах входящих в их систему предприятий, учреждений и организаций, действующие на тот момент Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами, утвержденные постановлением Совета министров СССР от 05.06.1980 № 440, наделяли и прокурора правом обращения в арбитраж. Объектом защиты прокурора в вышеназванном документе обозначены интересы государственных, кооперативных и других предприятий, учреждений и организаций (п. 3).
До этого времени процессуальные полномочия прокурора исчерпывались лишь предоставленной ему возможностью опротестовывать противоречащие закону акты, принимаемые органами государственного арбитража в порядке осуществления функции прокурорского надзора за исполнением законов.
Дальнейшее взаимодействие прокуратуры и арбитражного суда связано с принятием Закона РСФСР от 04.07.1991 № 1543-1 «Об арбитражном суде» и позже – АПК РФ от 05.03.1992. Статья 3 АПК РФ 1992 г. закрепляла, что арбитражный суд рассматривает дела по заявлению прокурора, обращенные в защиту государственных и общественных интересов.
Особенности участия прокурора в арбитражном процессе того периода отражала ст. 34 АПК РФ 1992 г., в соответствии с которой прокурор принимает участие в арбитражном процессе в случаях предъявления иска в арбитражный суд, либо принесения протеста на решение арбитражного суда. Аналогичное положение относительно статуса прокурора сохранилось и в ст. 4 и 41 АПК РФ 1995 г.
Конкретизированы случаи участия прокурора в арбитражном процессе в приказах Генеральной прокуратуры РФ от 01.08.1995 № 41 и от 24.10.1996 № 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитражном процессе». В этих документах Генеральная прокуратура РФ рекомендовала проявлять особое внимание искам в защиту интересов государственных, муниципальных предприятий, когда последние сами по независящим от них причинам не имели возможности обратиться в суд, либо соответствующее обращение не последовало вследствие недобросовестности их должностных лиц. В последнем случае Генеральная прокуратура РФ наряду с предъявлением иска рекомендовала решать вопросы о привлечении виновных к ответственности.
Если обратиться к арбитражному процессуальному законодательству, то принятый в 2002 г. АПК РФ существенно ограничил права прокурора, как по возбуждению гражданских дел, так и участию в процессе. В соответствии со ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд:
-
с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, затрагивающих нрава и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; -
с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований; -
с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов РФ, доля участия муниципальных образований.
В постановлении Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 № 11 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъясняется право прокурора на обращение в арбитражный суд по делам, перечисленным в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. По указанным в законе категориям дел, перечень которых является исчерпывающим, прокурор вправе вступить в дело, с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, на любой стадии арбитражного процесса.
Аналогичным образом трактуется положение прокурора в арбитражном процессе и в нормативных документах Генеральной прокуратуры РФ того периода, в частности в информационном письме Генеральной прокуратуры РФ от 22.08.2002 № 38-15-02 «О некоторых вопросах участия прокуроров в арбитражном процессе, связанных с принятием и введением в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», а также в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 05.06.2003 № 20 «О реализации прокурорами полномочий в арбитражном судопроизводстве», в которых обращается внимание на недопустимость расширительного толкования ч. 1 ст. 52 АПК РФ.
Несмотря на такой подход законодателя, высших судебных органов и прокуратуры, анализ дел, состав которых перечислен в п. 1 ст. 52 АПК РФ, позволяет сделать вывод, что целевые установки участия прокурора в сфере экономического правосудия остаются прежними – защита государственных и общественных интересов. Содержание ст. 52 АПК РФ свидетельствует лишь о конкретизации публичного интереса, подлежащего защите прокурором. Доказательством тому является как публичность защищаемого интереса в перечисленных категориях дел, так и субъектный состав их участников2. Но при таком приеме законодательного регулирования многие публичные интересы оказались лишенными защиты, поскольку невозможно обозначить в законе все случаи нарушения государственного или общественного интереса, так или иначе требующих процессуального вмешательства прокурора3.
Закон о прокуратуре не наделял прокурора правом обращения в суд за защитой интересов организаций и предпринимательских структур, поскольку действовавший на тот момент Закон РСФСР от 25.12.1990 № 446-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» запрещал вмешательство государства и его органов в деятельность предприятий, определяя субъектов предпринимательской деятельности как самостоятельных участников гражданского оборота.
Правовые основы развития предпринимательства в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности» прокурорам рекомендовано принять дополнительные меры по укреплению законности в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, особенно субъектов малого и среднего бизнеса.
Новые задачи в экономической сфере возложены на органы прокуратуры приказом Генеральной прокуратуры РФ от 19.11.2008 № 236 «Об утверждении программы действий органов прокуратуры Российской Федерации в связи с принимаемыми Правительством Российской Федерации мерами по оздоровлению ситуации в финансовом и других секторах экономики».
При этом, как неоднократно отмечалось Генеральной прокуратурой РФ, не должен ослабевать надзор за исполнением законов самими хозяйствующими субъектами, которые наряду с иными субъектами гражданских прав и обязанностей должны соблюдать законодательно установленные правила и вести свою деятельность, не нарушая прав и законных интересов других предпринимателей, граждан, общества и государства.
Законодательные новеллы, закрепившие па самом высоком уровне роль прокурора в обеспечении законности в предпринимательской сфере, находят свое дальнейшее развитие в Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Переломным моментом в современной истории правового регулирования участия прокурора в правосудии по экономическим спорам явилось постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 № 15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе», в котором обобщены данные ранее разъяснения высшего судебного арбитра арбитражной юрисдикции и Генеральной прокуратуры РФ, касающиеся процессуального статуса прокурора при разбирательстве дел в арбитражном судопроизводстве. Общим итогом высказанной позиции ВАС РФ явилось расширение полномочий прокурора в арбитражном процессе, направленных на защиту публично-правовых образований.
Таким образом, можно выделить исторические этапы развития отечественного арбитражного процессуального законодательства, определяющего уровень правового регулирования участия прокурора в арбитражном процессе.
1. Советский период развития арбитража – прокурор имеет право на обращение в арбитраж в защиту интересов государственных, кооперативных и других предприятий, учреждений и организаций.
2. Арбитражные суды в период действия АПК РФ 1992 г. и АПК РФ 1995 г. (1992–2002 годы) – прокурор принимает участие в арбитражном процессе посредством предъявления иска в арбитражный суд в защиту интересов государства и общества либо принесения протеста на решение арбитражного суда.
3. Арбитражные суды в период действия АПК РФ 2002 г.:
– (2002–2012 годы) – ограничение участия прокурора в арбитражном процессе посредством указания на категории дел, по которым прокурор может участвовать в арбитражном процессе;
– (2012 г. – по настоящее время) – расширение полномочий прокурора по защите интересов неопределенного круга лиц, других публичных интересов в арбитражном процессе, в том числе возможность обращения в суд по категориям дел, не указанным в АПК РФ, но предусмотренных законодательством4.
Список используемой литературы и источников
1. Аликов В. Р. Развитие законодательства об участии прокурора в гражданском процессе России XVIII–XX веков