Файл: Законом "Об образовании в рф, "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации ".doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

слайд №1

В соответствии с Законом “Об образовании» в РФ, "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации " здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества.
Вопрос о сохранении здоровья учащихся в школе на сегодняшний день стоит очень остро. слайд №2 Медики отмечают тенденцию к увеличению числа учеников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Материалы ежегодных государственных докладов о положении детей в Российской Федерации свидетельствуют о том, что в последние годы здоровье молодого населения страны заметно ухудшилось. Поражает стремительность наступления этой проблемы. В итоге на самом высоком государственном уровне констатируется, что к окончанию школы число здоровых детей не превышает всего 4 – 5%. слайд № 3

Принимая во внимание этот факт, Правительством Российской Федерации (от 24.11.2020 3081-р) утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, в которой к приоритетным направлениям развития сферы физической культуры и спорта отнесено обеспечение дальнейшего совершенствования учебного предмета «Физическая культура» в системе общего образования.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают статистические показатели: слайд № 4

Повышение эффективности и качества физического воспитания школьников уже несколько лет находится в центре моего внимания. Однако в целом система физического воспитания в общеобразовательных школах все еще не отвечает современным требованиям в связи с действием ряда объективных факторов:

  • возрастанием гиподинамии школьников, обусловленной дальнейшей интенсификацией их умственного труда с одной стороны и снижение двигательной активности – с другой, что вызывает такие тревожные явления, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, нарушение осанки и др.;

  • недостаточным количеством уроков физической культуры;

  • слабой материальной базой;

  • массовым падением интереса школьников к физической культуре в связи с появлением других более сильных интересов; слайд №5


Вместе с тем, на здоровье школьника оказывает влияние и комплекс так называемых внутри школьных факторов, включающих планировку, благоустройство и оборудование учебных помещений, их освещенность и микроклимат, общую вместимость учебного заведения и т.д.

Приведение этих условий в соответствии с санитарными нормами и правилами абсолютно необходимо. Однако педагогический аспект решения этой проблемы не может ограничиваться только созданием экологической комфортности образовательной среды. Непременным условием также является обеспечение определённого уровня валеологической грамотности обучающихся, формирующей культуру здоровья и здорового образа жизни. слайд №6

А как же обстоят дела в нашем городе и отдельно взятой школе?

На фоне таких удручающих факторов, передо мной и возникли ряд вопросов:

  • Как организовать деятельность школьников на уроке, чтобы дать каждому ученику оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья?

  • Как развивать интерес учащихся к урокам физкультуры, потребность в здоровом образе жизни, учитывая появление более сильных интересов в жизни школьников?

  • Как сделать привлекательным урок физкультуры для всех детей?

  • Как достичь на уроке оптимального сочетания оздоровительного, тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности?

  • Как сделать, чтобы предмет “Физическая культура” оказывал на школьников целостное воздействие, стимулируя их сознательное саморазвитие, самосовершенствование, самореализацию. слайд № 7

При решении этих вопросов возникают противоречия. С одной стороны - учителю физической культуры в процессе своей деятельности необходимо учитывать многофункциональность урока, с другой - повышение требований к его здоровьесберегающей направленности;

с одной стороны, высокий уровень требований к физической подготовленности выпускников, с другой, - снижение интереса к урокам физической культуры.

Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики:

как эффективно организовать учебный процесс, чтобы каждый ребенок получил оптимальную нагрузку без ущерба здоровью?

Желание сделать многое за минимальный промежуток времени (три урока в неделю) на деле приводит к низкому качеству учебного процесса. Поэтому, в моей практике широкое применение нашли специальные формы упражнений при комплексном содержании занятий.

слайд № 8. Основная из них – так называемая круговая тренировка, которую очень плотно изучал еще, будучи тренером и активно занимаясь спортом. Большую роль в выборе этого метода сыграло и то, что при переполненной школе – один спортивный зал (где иногда занимаются два класса). При такой загруженности «круговая тренировка» помогает увеличить не только моторную плотность урока, но и хорошо сочетает в себе избирательно направленное комплексное воздействия, а также строгое упорядоченное и вариативное воздействия. Немного видоизменив и дополнив, я постарался перенести этот опыт на школьную почву.

Цель опыта состоит в решении данной проблемы - сохранения и укрепления здоровья школьников, оно может быть достигнуто путем реализации следующих задач:

1. Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.

2. Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.

3. Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.

Стремительное развитие образования, сопровождающееся постоянным ростом и интенсивностью учебных нагрузок, диктует необходимость поиска новых форм, методов и средств организации процесса обучения физической культуре.

Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры:

- использование здоровьесберегающих приемов для мотивации к здоровому образу жизни;

- использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.

В основе традиционной круговой тренировки лежит поточный метод: класс делится на подгруппы по числу станций, группы разводятся на "свои" станции и, после выполнения упражнений, переходят на следующую станцию по определённой последовательности. слайд № 9. В большинстве случаев основной упор делается при этом на одну «станцию» (введение нового упражнения, серии упражнений или же техники). Другие «станции» служат, как правило, для закрепления и совершенствования. После прохождения "круга" оценивается реакция организма на проделанную работу. Учащиеся в течение 10 с. замеряют пульс и умножают его на 6. Прохождение полного "круга" повышает деятельность систем организма, а пульс увеличивается до 160-180 ударов в минуту, что является нормой нагрузки. После восстановления пульса до 120-130 ударов в минуту возможно продолжение выполнения упражнений.


Но, учитывая трудности с материальной базой, перенасыщенными классами, я немного видоизменил сам принцип круговой тренировки. На ограниченном пространстве спортивного зала целесообразнее всего использовать Фронтальный метод (когда одно упражнение выполняется сразу всеми одновременно). Это значительно повышает эффективность работы и упрощает контроль за выполнением упражнений и дифференцировкой отдыха. Одновременная работа всего класса над общей задачей позволяет развить высокую интенсивность выполнения упражнений.

При составлении комплексов упражнений соблюдаются простота, доступность, отсутствие страховки. Упражнения подбираются технически не сложные, не требующие помощи. Целесообразно ориентироваться на те упражнения, которые рекомендуются в программе по физической культуре, дополняя и усложняя их в зависимости от подготовленности учащихся. Я использую хорошо усвоенные движения, чтобы на разучивание их не требовалось дополнительного времени.

слайд № 10 Все предложенные упражнения должны выполняться технически правильно и чётко. Комплексы упражнений следует систематически изменять, включая упражнения на те же группы мышц, но несколько отличные от предыдущих. Это позволит избежать монотонности, основного отрицательного момента при занятиях физической культурой и спортом.

Если в классе есть ученики, которые по своим физическим способностям и возможностям значительно опережают сверстников, то для них я готовлю несколько дополнительных упражнений или кругов (серий). Это повышает интерес, создаёт соревновательную обстановку, вырабатывает спортивные качества.

За  годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. В данном случае я сопоставляю не абсолютный результат, а увеличение объёма и других показателей самой тренировочной работы. Например, кто больше увеличит число повторений за одинаковое время, кто меньше затратит времени на установленное число повторений. Это позволяет любому ученику испытать радость успеха, укрепляет веру в возможность достижения более высоких результатов.
слайд № 11.

Проведенные мною педагогические эксперименты по замерам хронометража урока показали, что моторная плотность уроков с применением комплексов круговой тренировки достигает 70-80 %, в то время как на обычных уроках она не превышает 50 %. Тестирование, проводимое мной в начале и конце каждого года обучения, а так же в течение всего учебного года подтверждает правильность одного из диалектических законов "О переходе количества в качество".
Благодаря разнообразию методических вариантов, почти неограниченным возможностям подбора тренировочных средств и точному нормированию нагрузки в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся круговая тренировка имеет широкую сферу применения – от школьных уроков до «большого» спорта. Круговая тренировка позволяет моделировать игровую ситуацию, например в баскетболе. В своей практике данный метод я регулярно применяю в тренировочном процессе школьной баскетбольной команды. Это привело меня и моих учеников к значительным результатам. слайд № 12 баскетбол

Действительно, у ребят, которые регулярно занимались на уроках по методу круговой тренировки, приходили на занятия в спортивные секции, и у них резко улучшились результаты практически по всем основным контрольным нормативам, предусмотренным комплексной программой по физической культуре. За последние 3 года обучающие показывают высокую успеваемость и качество обучения по предмету, Некоторые из них, не выделявшиеся прежде высокими спортивными результатами, набирают очень приличную физическую форму. слайд № 13 успеваемость

Однако, круговую тренировку, несмотря на её достоинства, нельзя рассматривать как универсальную форму работы. Она должна применяться в сочетании с другими формами и методами организации занятий, а на отдельных занятиях ей отводится не всё время, а лишь его часть.

Результативность опыта

В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, выступаю на заседаниях методического объединения учителей района, педсоветах, родительских собраниях. Повышаю свой методический уровень на курсах повышения квалификации. Изучаю опыт работы других педагогов района и области. Использую интернет-ресурсы, для размещения своего опыта работы.