ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Колосова 21УО
Школа как объект ГЧП: плюсы и минусы
Российская практика строительства школ на основе ГЧП и концессий:
На современном этапе ГЧП становится одним из эффективных инструментов развития как российской системы образования в целом, так и образовательной инфраструктуры в частности. При этом ценность ГЧП многогранна, например, она проявляется в возможности привлечения частных ресурсов и компетенций в сферу образования с целью повышения эффективности, качества и доступности образовательных услуг в условиях ограниченности финансов государства. Данный формат партнерства позволяет объединить и сбалансировать государственные и частные интересы для успешной реализации разнообразных проектов в образовании. Однако в нашей стране практика применения такого партнерства пока находится на этапе формирования. Соответственно для достижения на последующих этапах развития высоких результатов необходимо, чтобы государство, с одной стороны, внедрило в текущую деятельность органов государственной (местной) власти новые принципы клиентоцентричности, в которых основным клиентом государства станет частный инвестор. Это в свою очередь позволит за короткий период времени предложить частным инвесторам портфель качественно структурированных проектов в образовании, которые будут соответствовать требованиям, необходимым для получения федеральной поддержки. В то же время клиентоцентричность не должна препятствовать реализации человекоцентричности проектов ГЧП, т. к. устойчивость развития страны возможна только лишь при условии нацеленности на благо людей, способствующей лучшему будущему для всех без исключения. С другой стороны, государство должно поставить перед частными инвесторами конкретные задачи, связанные с их ответственностью за результаты реализации проектов ГЧП в образовании. Например, если частный партнер строит образовательное учреждение, то это напрямую влияет на здоровье обучаемых. В силу этого одна из таких задач может быть связана с качеством образовательной логистики, созданной частным партнером в соответствии с архитектурой здания образовательного учреждения. Наряду с этим необходимо говорить о таком результате, как достижение компетенций в управлении образовательными объектами, проявляющихся, в частности, в квалификации педагогического коллектива и уровне развития применяемых образовательных технологий. При этом установление выплат за достижение образовательных результатов сможет повысить инвестиционную привлекательность проектов ГЧП в образовании и, следовательно, активизировать процессы разработки и реализации данных проектов. Таким образом, можно будет говорить о развитии практики ГЧП в российской системе образования и формировании факторов достижения целей устойчивого развития нашей страны.
+ | - |
гибкий инструмент управления качеством образовательного процесса, позволяющий быстро и в полной мере учесть спрос и предложение на рынке образования, которые в настоящее время находятся под значительным влиянием цифровизации | незначительным количеством и объемом финансирования проектов в образовании по отношению ко всему российскому рынку ГЧП |
полезный инструмент управления рисками государства и бизнеса, направленный на обеспечение баланса интересов, рациональности использования ресурсов и возможностей публичного и частного партнеров | российский рынок ГЧП в образовании находится под влиянием не только эпидемиологических, но и правовых, экономических, управленческих, социальных и других факторов, в силу чего требуется осуществление органами государственной (местной) власти постоянного и комплексного мониторинга реализации проектов ГЧП в течение их жизненного цикла |
выгодный инструмент управления эффективностью образовательного процесса, предполагающий предоставление качественных образовательных услуг с меньшими затратами, чем в государственном секторе образования | неразвитость проектного финансирования, играющего важную роль в реализации проектов ГЧП в образовании стоимостью до 100 млн руб |
| Отсутствие универсальных коробочных решений для типовых объектов образования, например, детских садов. Если такие решения были бы допустимы на этапе сбора документов для получения банковского финансирования, то это способствовало бы быстрому принятию кредитными организациями решений в отношении типовых, относительно недорогих объектов образования, предусмотренных проектами ГЧП |
| отсутствие четко проработанного легитимного инструмента изменения проекта ГЧП, в частности в форме концессии |
Карта стейкхолдеров
Население | Частный партнер | Публичный партнер |
выступая стейкхолдером проектов ГЧП в образовании, удовлетворяет потребности, связанные с получением доступного и качественного образования (в частности, тех компетенций, которые востребованы в современном мире), реализацией индивидуальных образовательных траекторий в комфортной и безопасной образовательной среде, получением доступа к многообразию образовательных инициатив | с получением дохода от осуществления проектной деятельности, расширением масштабов бизнеса, получением от государства различных преференций, снижением рисков проектной деятельности посредством сотрудничества с государством, повышением собственного имиджа | будучи стейкхолдером проектов ГЧП в образовании, удовлетворяет потребности, связанные с реализацией общественно значимых проектов в данной сфере, в том числе долго окупаемых и капиталоемких, в относительно короткие сроки и с приемлемым объемом затрат. Это влечет за собой снижение финансовой нагрузки на бюджет за счет привлечения частных инвестиций и получение управленческих компетенций в системе образования, способствующих росту эффективности использования образовательных объектов и применению высоких стандартов управления ими |