Файл: Практическое задание 3, Модуль Развитие познавательных процессов и речи у дошкольников с нарушениями слуха слушатель Орманжи Лариса Георгиевна Преподаватель Эльстен Екатерина Николаевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Воспитание и обучение детей с нарушением слуха (сурдопедагогика)
Практическое задание 3, Модуль 3. Развитие познавательных процессов и речи у дошкольников с нарушениями слуха
Выполнил:
слушатель Орманжи Лариса Георгиевна
Преподаватель:
Эльстен Екатерина Николаевна
г. Москва – 2023
Цель: Формирование навыка анализа и обоснования характеристики современной системы специального обучения.
Проанализируйте особенности организации и содержания коррекционно-образовательного процесса в одной образовательной организации, в которой воспитываются и обучаются дети с нарушенным слухом. Заполните таблицу.
Для заполнения таблицы воспользуйтесь материалами лекций, материалами Приложений, источниками из списка литературы, а также, при необходимости, дополнительными источниками.
Анализ коррекционно-образовательного процесса в образовательной организации для детей с нарушениями слуха
Критерии | Характеристика коррекционно-образовательного процесса |
Тип образовательной организации Детские сады комбинированного вида | В состав таких садов наряду с общеобразвивающими группами, входят и компенсирующие – для детей с нарушением слуха. |
Контингент обучающихся (возраст, степень и тип нарушения слуха) | Зависит от сроков поступления ребенка и может продолжаться 4—5 лет. Для малышей, посещающих сад с 3 лет, предусмотрено повторение содержания первого года обучения. |
Количество классов/групп | Группы для слышащих дошкольников и компенсирующие группы для детей с нарушениями слуха. |
Какая педагогическая система применяется | Деятельность дошкольных образовательных учреждений регулируется «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (1995). |
Какие занятия (уроки) проводятся (указать все занятия, уроки, в т.ч. коррекционные) | Программа состоит из девяти разделов, которые в совокупности позволяют обеспечить педагогическую работу по разным направлениям (умственное развитие, физическое, нравственное, эстетическое воспитание, трудовое, обучение словесной речи, развитие остаточного слуха). |
Какие принципы воспитания, обучения применяются. | • обеспечение общего разностороннего развития дошкольников с нарушениями слуха на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно слышащим сверстникам; • организация специальной коррекционно-воспитательной работы с учетом структуры нарушения и индивидуальных особенностей детей; • осуществление деятельностного подхода к воспитанию глухих и слабослышащих детей, т. е. проведение всех видов воспитательной работы (образовательной и коррекционной) в русле основных видов детской деятельности; • широкое использование и развитие остаточного слуха и применение современной звукоусиливающей аппаратуры коллективного и индивидуального пользования на всех занятиях и в режимные моменты; • использование речевых средств в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми; • осуществление преемственных связей между специальным дошкольным учреждением и соответствующим типом школы. |
Характеристика процесса психолого-педагогической диагностики (указать основные составляющие процесса, выделить основных специалистов) | Ведущей диагностической задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении за ним в условиях коррекционно-образовательного процесса, а также разработка индивидуальной программы развития. |
Основные направления коррекционно-развивающей работы | Направлена на развитие слухового восприятия и обучение устной речи, на абилитацию (в случае раннего начала коррекционной работы – до 1 года) и преодоление у ребенка возможных отклонений в развитии его познавательной сферы, поведения, ценностно-личностных ориентировок, на формирование ведущих для каждого возрастного периода видов деятельности: эмоционально-личностного общения в период младенчества, предметной деятельности в период раннего детства (от 1 года до 3 лет), игровой – в дошкольном детстве (от 3 до 7 лет). Если говорить об игре, внимание должно быть направлено на формирование у неслышащих детей самих механизмов игры: ролевого поведения, функции замещения, умений творчески развивать замысел игры. |