Файл: Занятие Митин Д. В. Гр. 02032104. Крестьянская война в германии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое занятие 5. Митин Д. В. Гр. 02032104.

КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ.

Основные районы Крестьянской войны, состав участников, особенности движения в отдельных районах.

Общественное движение и социальная борьба в Германии конца XV — начала XVI в. достигли своей кульминации в Крестьянской войне 1524-1525 гг. Одна из ее причин —ухудшение экономического, социального и правового статуса крестьян, особенно в Юго-Западной и Центральной Германии. Развитие раннекапиталистических отношений сужало сферу действия традиционной экономики, а это, в свою очередь, отражалось на доходах сеньоров и крестьян. Пытаясь компенсировать свои «имущественные потери», феодалы шли на повсеместное нарушение средневековых традиций, постоянно повышали ренту и вводили новые повинности, захватывали общинные угодья. Усилилось вмешательство сеньоров и в частную жизнь крестьянства. Все это стало предпосылками общественного взрыва. Источники зафиксировали в сознании крестьян ожидание беды. Во многих немецких землях тогда часто вспоминали пророчество: «Кто в двадцать третьем году не умрет, в двадцать четвертом не утонет, а в двадцать пятом не будет убит, тот скажет, что с ним произошло чудо». На росте социальной напряженности и динамике крестьянских выступлений отразились и резкое повышение цен, неурожаи, периодические голодовки.

Крестьянской войне предшествовали многочисленные выступления крестьян и горожан в конце XV — начале XVI в., которые можно рассматривать как важную предпосылку событий 1524-1525 гг. В ходе этих выступлений обосновывалось право крестьян на борьбу против господ, шло организационное оформление сил, готовых пойти на мятеж.

Развернувшаяся в Германии в первой половине 20-х гг. XVI в. Реформация породила в обществе, особенно в его низах, надежды на быстрое и существенное улучшение жизни. В такой ситуации попытка М. Лютера и князей свести Реформацию только к церковным и политическим реформам не могла удовлетворить значительные слои общества и вызвала многочисленные «интерпретации» Реформации с определенной долей социальных требований.

 В отличие от прежних проявлений социального протеста, крестьяне теперь выступали против нововведений, ухудшавших их положение, обращаясь не только к "старому праву", к традиции, но и к нормам "божественного права", к Евангелию.


Как и в других крестьянских восстаниях, народное движение в Германии развивалось стихийно, в стремлениях основной массы восставших господствовали чисто местные интересы, действия крупных групп повстанцев были разрозненными.

Новшеством стало умение немецких крестьян организовываться, с использованием опыта ландскнехтов, в многотысячные военные отряды с выборными командирами, но дисциплина в этом войске оставалась слабой.

По мере расширения восстания, крестьяне вовлекли в свою орбиту также часть населения городов, главным образом небольших, некоторых дворян, группы горнорабочих.

Особенностью Крестьянской войны стала важная роль, которую сыграли в ней народные проповедники — сторонники радикальной Реформации.

Особенностью Крестьянской войны в Германии было широкое участие в ней горожан. Общественная структура немецких городов была довольно сложной, что объясняет различие социальных целей городских жителей. Низы города, как и крестьянская беднота, были настроены довольно радикально, неслучайно в их среде были популярны уравнительные настроения. Бюргерство в целом тяготело к мирным, но не менее грандиозным преобразованиям, особенно в экономической и политической сферах. Однако реформируя в пределах подконтрольных им территорий церковь, выдвигая различные программы общественного переустройства, вступая в контакты с крестьянством, часть бюргерства вольно или невольно оказалась в лагере тех, кто взялся за оружие.

Восстание в Швабии

Первые выступления крестьян в Швабии начались в июне 1524 г. в деревнях на Верхнем Рейне, в районе, расположенном вблизи швейцарской границы. Крестьяне отказались выполнять новые нормы отработок у своих господ, но были готовы нести повинности по старым распорядкам. Господа были упрямы, власти невнимательны, поэтому смута быстро разрослась и охватила обширные земли.

Появились призывы не выполнять повинностей вообще, не платить никаких платежей, свободно пользоваться лесами и водами, разгромить монастыри, не подчиняться никакой власти, кроме Бога.

Начали образовываться первые крестьянские отряды. Командиром одного из них выбрали крестьянина Ганса Мюллера, который в свое время служил наемником и был опытен в военном деле. Осенью 1524 г. со своим отрядом в 800 человек он направился в поход по деревням. К концу похода образовалось уже три вооруженных отряда, насчитывавших 4500 человек.



Первая попытка в декабре 1524 г. разбить восставших ни к чему не привела: один из отрядов потерпел поражение, но восстание только сильнее разрослось. Швабский Союз мог бы разгромить восставших, так как имел крупные отряды наемников, но основная их часть как раз в это время участвовала в войне императора с Францией на итальянской территории и пока не могла помочь в подавлении восстания. Власти, выгадывая время и собирая силы, повели долгие переговоры о мирном, основанном на компромиссах, решении всех конфликтов.

К марту 1525 г. в Швабии существовали уже 6 крупных вооруженных отрядов, насчитывавших до 40 тысяч человек. На деревенских сходках и в лагерях отрядов принималось сотни коллективных крестьянских жалоб.

Восстание во Франконии

Крестьянское движение во Франконии, началось в марте 1525 г. Здесь также возникло несколько больших повстанческих отрядов, начались штурмы и сожжения замков и монастырей.

Повстанцы во Франконии угрозами вынуждали население оказывать им помощь или присоединяться к ним.

Специфика восстания во Франконии в том, что здесь было многочисленным рыцарство. Из его среды вышли люди, возглавившие крестьянские отряды. Некоторые рыцари, такие как разорившийся дворянин Флориан Гейер, искренне поддерживал крестьян. Другие, например, рыцарь Гец фон Берлихинген становились командирами отрядов, чтобы не допустить "неразумных" действий повстанцев в своих владениях и владениях своих соседей. Ещё в 1514 г., находясь на службе у герцога Ульриха Вюртембергского, Гец фон Берлихинген участвовал в подавлении восстания крестьян и горожан, организованного тайным обществом «Бедный Конрад». Во время, будучи командиром отряда крестьян, предал их в канун решающего сражения с противником. Спустя два с половиной столетия некоторые события того периода нашли отражение в исторической драме Гёте «Гёц фон Берлихинген».

Войскам Швабского союза удалось разбить франконские отряды. Их били поодиночке. Флориан Гейер погиб в бою. Тысячи схваченных повстанцев были подвергнуты суровым наказаниям, руководители — жесточайшим пыткам и казни, часть крестьян – ослеплению. Господа мстили за пережитый ими страх. Расправившись с повстанцами во Франконии, войска Швабского союза вернулись в Швабию и добили там оставшихся мятежников с помощью самих же крестьян, соблюдавших Вейнгартенский договор.


Восстание в Тюрингии и Саксонии

Началось в феврале 1525 г. Здесь более активно, чем в остальных областях, в восстании участвовало городское плебейство. Важную роль в воздействии на умы повстанцев сыграл Томас Мюнцер. С февраля 1525 г. имперский город Мюльгаузен с 7,5 тысячами населения, где находился Мюнцер, стал одним из важнейших центров Крестьянской войны. Магистрат оказался под влиянием Мюнцера и его сторонников, а также другого народного проповедника, Генриха Пфейффера, уроженца Мюльгаузена. Полного согласия в тактике между Мюнцером и Пфейффером не было, но оба стремились вдохновить повстанцев на борьбу. Мюнцер пророчил скорый конец "безбожным тиранам" и переход власти к простому народу, утверждая, что крестьянские отряды действуют по прямому повелению Господа.

Крупный военный лагерь повстанцев образовался у города в мае 1525 г. Франкенхаузен в Тюрингии. Туда прибыл на подмогу и Мюнцер с тремя сотнями человек. Навстречу княжескому войску вышел отряд в 8000 крестьян, большей частью плохо вооруженных и без конницы. На требование выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом. Мюнцер обратился к ним еще раз с абсурдным воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы.

Перед сражением на небе появилась радуга, и Мюнцер, вдохновлявший крестьян своей речью, уверял их, что это знак поддержки со стороны небесных сил — ведь радуга, связующая небо и землю, была изображена и на знамени крестьян. Княжеские войска применили против мятежников артиллерию. Среди повстанцев поднялась паника, за бегущими устремилась княжеская конница, Было убито 5 тысяч повстанцев, 600 взято в плен. Мюнцер и Пфейффер были казнены. С восстанием в Тюрингии было покончено.

Восстание в Тироле и Зальцбурге

Уже после завершения войны в основных трёх районах, на юго-западе Германии активизировалось восстание крестьян и горнорабочих в графстве Тироль и в Зальцбургском архиепископстве (обе территории в юго-западной Германии на границе с республикой Венеция, сейчас это территория Австрии). Здесь волнения крестьян весной 1525 г.

В Тироле во главе движения стоял бывший секретарь архиепископа Михаил Гайсмайер. В августе 1525 г. он был заключён властями в тюрьму, но сумел бежать. В феврале-марте 1526 г. он составил для Тироля программу важнейших преобразований — "Земское устройство" (Landsordnung). Реальные планы, которые хотел бы осуществить Гайсмайер в случае победы, сочетались с утопией. В "Земском устройстве" речь шла об установлении в Тироле республиканских порядков. Намечалась мелиорация болот и освоение пустошей для выращивания зерновых культур, чтобы Тироль смог избавиться от необходимости ввозить хлеб. Предусматривалось ввести государственную монополию торговли, за счет десятины организовать помощь бедным, после роспуска монастырей устроить в их зданиях госпитали и приюты для детей. В стране должно было полностью восторжествовать равенство, поэтому городские стены намечалось снести, чтобы городов не стало, за исключением городов южного Тироля Бриксена и Триента (современный Тренто в Италии). Всех ремесленников следовало собрать в одно место — в Бриксен, деятельность купцов прекратить.


В июле 1526 г. Войска князей и Швабского союза вытеснили повстанцев из Германии. Гайсмайеру удалось через горы вывести часть восставших во владения Венеции. Здесь он в течение нескольких лет готовился к продолжению войны с Габсбургами, поддерживая попытки создать новые тайные крестьянские общества. Венеция не мешала его деятельности, так как в этот период была противником Габсбургов в ходе Итальянских войн. После нескольких неудачных попыток покушения Гайсмайер был убит подосланным князьями наёмным убийцей в 1532 г. Только после этого Швабский союз решился распустить свои войска, непрерывное содержание которых в течении нескольких обходилось ему очень дорого.

А.В. Бочаров – курс лекций «История Западной Европы в позднее Средневековье», Лекция 16.

Анализ Двенадцати статей.

"Двенадцать статей" – главный программный документ крестьянской войны.

В начале марта в городе Меммингене обрались руководители отрядов с целью выработать общие программные требования. Руководитель одного из отрядов кузнец, убежденный лютеранин, выступавший против насильственных действий за мирное решение крестьянских проблем путем переговоров с властями, поручил подготовить свод основных жалоб и требований двум опытным людям. Первым таким человеком стал цвинглианский проповедник, вторым - подмастерье скорняка, хорошо знавший Библию и ставший писцом одного из отрядов. Эти люди составили главный программный документ Крестьянской войны — "Двенадцать статей". В марте 1525 г. статьи были напечатаны и за время Крестьянской войны этот документ переиздавался 24 раза.

В отличие от той части повстанцев, которая брала штурмом замки и монастыри, разрушала их, попутно грабя их запасы и винные погреба, составители "12 статей" стремились продемонстрировать свои мирные намерения. Статьи сопровождались многочисленными ссылками на Евангелие.

Требования "Двенадцати статей":

  1. Право выбора общиной своего священника, который должен проповедовать истинное Евангелие. Указывалось, что крестьяне предлагают содержать его за счет "большой десятины", с зерна, платить которую они были согласны.

  2. Отменить "малую десятину" со скота «ибо Господь Бог сотворил скот для того, чтобы люди бесплатно пользовались им»

  3. Отмена личной несвободы и крепостного права.

  4. Отменить дворянские привилегии на рыбную ловлю и охоту, ибо Бог дал человеку «…власть над всеми зверями, над птицею в воздухе и над рыбою в воде».

  5. Разрешить безвозмездно пользоваться лесом для топлива и строительства.

  6. Сократить, хотя и не отменить вовсе, барщину.

  7. Отвлечение крестьян на отработки должно быть в удобное для него время, не должно наносить ущерб ведению его хозяйства и не превышало бы заключенных договоров.

  8. Размер арендной платы за землю не должен разорять крестьянина.

  9. Отвергался произвол судов в назначении новых штрафов. Им предлагалось при вынесении наказаний опираться на прежний писаный закон.

  10. Возвратить общинам незаконно захваченные у них земли.

  11. Отменить посмертный побор, обижающий беззащитных вдов и сирот.

  12. «Общее решение»: Выражена готовность оступить от той статьи, которая противоречит Святому писанию.