Файл: Практическое задание 3, Модуль Технология развития и коррекции дыхания слушатель Орманжи Лариса Георгиевна Преподаватель Глебовская Ирина Игоревна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 882
Скачиваний: 72
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340)_new
Дисциплина: Логопедические технологии коррекции нарушений устной речи
Практическое задание 3, Модуль 3. Технология развития и коррекции дыхания
Выполнил:
слушатель Орманжи Лариса Георгиевна
Преподаватель:
Глебовская Ирина Игоревна
г. Москва – 2023
Задание проверяется преподавателем. Для получения оценки загрузите свою работу в систему. Максимальный балл за задание 25 баллов.
Цель: формирование навыков отбора и систематизации практического материала для работы по развитию дыхания.
Задание 1. Составьте схему направлений коррекции нарушений дыхания при заикании, дизартрии и ринолалии.
Заикание | Ринолалия | Дизартрия |
1) выработка правильного диафрагмального дыхания. С этой целью проводится дыхательная гимнастика, в процессе которой происходит нормализация ритма дыхания и увеличение объема вдоха; 2) обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху с использованием элементов дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой и разнообразного наглядного материала; 3) обучение рациональному, экономному ротовому выдоху в процессе произнесения звуков, слогов, слов, фраз (проводится одновременно с развитием артикуляции звуков и голосообразованием). | 1 этап. Общие дыхательные упражнения для увеличения объема дыхания и нормализации его ритма. 2 этап. Речевая дыхательная гимнастика в разных положениях (лежа на спине, сидя, стоя) под музыкальное сопровождение. Использовать аппарат Фролова В.Ф. | 1 этап «Дооперационный»: подготовительный период - формирование правильного речевого дыхания и освоение артикулем (формировать диафрагмальное дыхание, затем дифференцировать ротовое и носовое дыхание), формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков. 2 этап «Основной»: формирование правильного речевого дыхания с освоением артикулем (включение голоса при длительном ротовом выдохе, затем формирование короткого ротового выдоха при реализации взрывных согласных, а также и дифференциация короткого и длительного выдохов через рот и нос при произношении соноров и аффрикатов) 3 этап «После операции» Совершенствуются усвоенные навыки и закрепляются, вырабатываются новые. |
Задание 2. Используя материалы лекций, Приложение 1, дополнительные информационные источники, составьте комплексы игр и упражнений на развитие различных параметров дыхания (не менее 3 для каждого параметра), данные занесите в таблицу.
Направление коррекционной работы | Название упражнения/игры | Содержание с четкой инструкцией для ребенка |
1. Формирование диафрагмального дыхания | «Ураган». Игровое задание «Мячик – ямочка». «Дуют ветры сильные, дуют ветры слабые». | Задувать на кончик языка, установленного «лопатой» и мягко, но плотно прикасающегося только к верхней губе, нижняя вместе с челюстью оттянута вниз. Выработка правильного диафрагмального дыхания. Сделай глубокий вдох. Твой животик стал похож на мячик. Выдохни воздух – образовалась ямочка. Статистическое упражнение на развитие ротового выдоха. Дутье на листочки. Обучение правильному диафрагмальному дыханию. Вдох носом, пауза (под счет 1, 2), продолжительный выдох ртом. Обучение спокойному, короткому вдоху и свободному, плавному, удлиненному выдоху. |
2. Дифференциация ротового и носового выдоха | «Ветер дует» Муха | Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот. Я подую высоко, (Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.) Я подую низко, (Руки перед собой, присесть и подуть.) Я подую далеко, (Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.) Я подую близко. (Руки положить на грудь и подуть на них.) Цель: Учить силе выдоха, направленной воздушной струе. Развивать воображение. Содержание: Предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь. Примечание: закончить игру можно рисованием мухи или складыванием оригами. |
3. Формирование длительности воздушной струи | «Воет буря». «Саночки спустились с горки» ___ «Ветерок качает листок» | Поднести к нижней губе пузырек с узким горлышком и подуть. Если при этом появится шум, значит, воздушная струя направлена правильно. Улыбнуться, опустить кончик языка за нижние зубы, спинку поднять «горочкой». Сделать выдох. Выработка продолжительного сильного выдоха при длительном произнесении звукосочетаний ифффффф, ыфффффф. . Губы в улыбке, зубы разомкнуты. Дутье на высунутый язык, лежащий на нижней губе. |
4. Развитие силы выдоха | «Фокус». «Сильный ветер гонит листочки». «Ветер шумит». | Положить кусочек ваты на кончик носа. Улыбнуться, приоткрыть рот. Широкий передний край языка положить на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине был «желобок». Сдуть вату. Воздух при этом должен идти по середине языка, тогда вата полетит вверх. Положить широкий язык («лопатой») на нижнюю губу. Дутье с образованием по средней линии «желобка». Установить пузырек вверх дном на уровне носа. Приподнять широкий язык к верхней губе и сильно подуть на язык. В пузырьке слышится шум. |