Файл: Практическое задание 3, Модуль Коррекция нарушений чтения и письма слушатель Горланова Оксана Викторовна Преподаватель Лещенко Светлана Геннадьевна.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 1614
Скачиваний: 166
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности (1080)_new Ч
Дисциплина: Нарушения письменной речи. Содержание логопедической работы по коррекции дисграфии и дислексии
Практическое задание 3, Модуль 3. Коррекция нарушений чтения и письма
Выполнил:
слушатель Горланова Оксана Викторовна
Преподаватель:
Лещенко Светлана Геннадьевна
г. Волгоград – 2022
Задание1. Проанализируйте примеры письменных работ, найдите специфические ошибки, определите вид/виды дисграфии и сформулируйте логопедические заключения.
Задание А.
| |
Ошибки | Вид дисграфии |
В работе допускается большое число пропусков букв в словах и недописывание слов до конца (дедушка-дедука, держит-держи, верный-веный и т.п) | Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза. |
Большое число подобных ошибок говорит о дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае о нарушении фонематического анализа). | |
Слитное написание предлогов со словами, раздельное написание приставок. | |
Логопедическое заключение | |
Дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза (в данном случае нарушение фонематического анализа). Требуется коррекционная работа, направленная на развитие языкового анализа и синтеза: •формировать умение определять количество, последовательность и место слов в предложении; •развитие слогового анализа и синтеза: умение выделять гласные звуки в слове; •развитие фонематического анализа и синтеза: - выделение звука на фоне слова - вычленение звука в начале, в середине, конце слова - определение последовательности, количества и места звука в слове |
Задание Б.
| |
Ошибки | Вид дисграфии |
В работе большое количество замен (радуют-ратают, покрылась-покрилась,свежим-свеши, пестрым-бестрым). | Дисграфия на почве языкового анализа и синтеза. |
Встречается недописывание слова до конца (свежим-свеши). | |
Логопедическое заключение | |
У ребенка дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Требуется коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, что является коррекцией нарушенного механизма, формированием тех психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса письма. |
Задание 2. Прослушайте звуковые файлы, следя по тексту, и проанализируйте примеры чтения, найдите специфические ошибки, занесите их в таблицу, определите вид/виды дислексии и сформулируйте логопедические заключения.
Задание В
БАРСУКИ
(текст-приложение к одноимённому звуковому файлу)
Светило яркое солнышко. Под сосной у реки была барсучья нора. У норы сидел барсук. Вот зверек издал слабый звук. Из темной норы стали выползать барсучата. Малыши были маленькие и жирные. Барсучата стали играть. Они перекатывались с боку на бок по сырой земле. Маленький барсучонок был самый веселый.
Компонент навыка чтения | Симптоматика нарушения чтения. | Примеры, количество ошибок | |
Способ чтения | побуквенное чтение | | |
отрывистое слоговое чтение | | ||
плавное слоговое чтение | | ||
плавное слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов | | ||
чтение целыми словами | | ||
Правильность чтения | Замены букв по фонематическому сходству | | |
Замены букв по оптическому сходству | | ||
Нарушения звуко-слоговой структуры | | ||
Пропуски букв, пропуски слогов | | ||
Добавления букв, слогов | | ||
Перестановка букв, слогов | | ||
Ошибки угадывания | | ||
Повторное считывание | | ||
Пропуск, потеря строки. | | ||
Повторы букв, слогов, слов | | ||
Нарушение согласования | | ||
Нарушение управления. | | ||
Выразительность чтения. | Отрывистое или слитное чтение | | |
Отсутствие дифференциации в использовании пауз. | | ||
Нарушение интонационного оформления предложения. | | ||
Неправильное употребление логического ударения | | ||
Недостаточная громкость и внятность при чтении. | | ||
Отсутствие эмоционального отношения к читаемому. | | ||
Сознательность чтения: | Пересказ | Опускание смысловых частей текста. | |
Непоследовательность изложения. | | ||
Исключение, добавление, искажение фактов. | | ||
Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного. | | ||
Понимание смысла прочитанного | Непонимание причинно-следственных отношений. | | |
Непонимание временных отношений. | | ||
Трудности вычленения из текста новой информации. | | ||
Трудности выделения главной мысли произведения. | | ||
Скорость чтения. | Медленный темп чтения. | | |
Быстрый темп чтения, нарушающий плавность и осознанность чтения. | | ||
Виды дислексии | |||
1 | |||
Логопедическое заключение | |||
|
Компонент навыка чтения Симптоматика нарушения чтения. Примеры, количество ошибок
Способ чтения побуквенное чтение з-вы-ук. с-да-ли вы-пал-за-дь.
отрывистое слоговое чтение Вы-пал-за-дь. Сла-бый з-вы-ук. Из дем-ной но-лы с-да-ли вы-пол-за-дь ба-лу-чья-да.
плавное слоговое чтение Ба-лу-ки. Све-ди-ло ял-ко-е лож-ныш-ко. У но-лы си-дел ба-лук. Ма-лы-ши бы-ли ма-слень-кие и жив-ные.
плавное слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов
чтение целыми словами
Правильность чтения Замены букв по фонематическому сходству
Замены букв по оптическому сходству
Нарушения звуко-слоговой структуры
Пропуски букв, пропуски слогов
Добавления букв, слогов
Перестановка букв, слогов
Ошибки угадывания
Повторное считывание
Пропуск, потеря строки.
Повторы букв, слогов, слов
Нарушение согласования
Нарушение управления.
Выразительность чтения. Отрывистое или слитное чтение
Отсутствие дифференциации в использовании пауз.
Нарушение интонационного оформления предложения.
Неправильное употребление логического ударения
Недостаточная громкость и внятность при чтении.
Отсутствие эмоционального отношения к читаемому.
Сознательность чтения: Пересказ Опускание смысловых частей текста.
Непоследовательность изложения.
Исключение, добавление, искажение фактов.
Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного.
Понимание смысла прочитанного Непонимание причинно-следственных отношений.
Непонимание временных отношений.
Трудности вычленения из текста новой информации.
Трудности выделения главной мысли произведения.
Скорость чтения. Медленный темп чтения.
Быстрый темп чтения, нарушающий плавность и осознанность чтения.
Виды дислексии
1
Логопедическое заключение
Задание Г
ВЕЧЕРОМ В ЛЕСУ
(текст-приложение к одноимённому звуковому файлу)
Солнце село, но в лесу ещё светло. Воздух чист и прозрачен. Птицы болтливо лепечут. Молодая трава блестит весёлым блеском изумруда. В лесу постепенно темнеет. Алый свет вечерней зари скользит по стволам деревьев. Вот и верхушки потускнели. Повеяло тёплой сыростью. Птицы засыпают. В лесу все темней да темней. Деревья сливаются в большие чернеющие массы. На синем небе робко выступают первые звёздочки.
Компонент навыка чтения | Симптоматика нарушения чтения. | Примеры, количество ошибок | ||
Способ чтения | побуквенное чтение | | ||
отрывистое слоговое чтение | | |||
плавное слоговое чтение | | |||
плавное слоговое чтение с целостным прочтением отдельных слов | | |||
чтение целыми словами | | |||
Правильность чтения | Замены букв по фонематическому сходству | | ||
Замены букв по оптическому сходству | | |||
Нарушения звуко-слоговой структуры | | |||
Пропуски букв, пропуски слогов | | |||
Добавления букв, слогов | | |||
Перестановка букв, слогов | | |||
Ошибки угадывания | | |||
Повторное считывание | | |||
Пропуск, потеря строки. | | |||
Повторы букв, слогов, слов | | |||
Нарушение согласования | | |||
Нарушение управления. | | |||
Выразительность чтения. | Отрывистое или слитное чтение | | ||
Отсутствие дифференциации в использовании пауз. | | |||
Нарушение интонационного оформления предложения. | | |||
Неправильное употребление логического ударения | | |||
Недостаточная громкость и внятность при чтении. | | |||
Отсутствие эмоционального отношения к читаемому. | | |||
Сознательность чтения: | Пересказ | Опускание смысловых частей текста. | | |
Непоследовательность изложения. | | |||
Исключение, добавление, искажение фактов. | | |||
Отсутствие навыков самостоятельного воспроизведения прочитанного. | | |||
Понимание смысла прочитанного | Непонимание причинно-следственных отношений. | | ||
Непонимание временных отношений. | | |||
Трудности вычленения из текста новой информации. | | |||
Трудности выделения главной мысли произведения. | | |||
Скорость чтения. | Медленный темп чтения. | | ||
Быстрый темп чтения, нарушающий плавность и осознанность чтения. | | |||
Виды дислексии | ||||
1 | ||||
Логопедическое заключение | ||||
|
Задание 3. Определите направления логопедической работы по устранению одного из выявленных в предыдущих заданиях нарушений письменной речи. Раскройте содержание работы по каждому направлению.