Файл: Искусственный интеллект. Его возможности и потенциал по дисциплине.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Оренбургской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Орский машиностроительный колледж» г. Орска Оренбургской области
Специальность: 15.02.09 Аддитивные технологии
«Допустить к защите» | | ||||
Зам. директора по УР | | ||||
| | О.В. Шульга | | ||
« | | » | | 2023г. |
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
на тему: |
Искусственный интеллект. Его возможности и потенциал |
|
по дисциплине |
Информатика и икт |
Председатель ПЦК | | | Е.Л. Абрамова |
| (подпись) | | (И.О. Фамилия) |
Руководитель проекта | | | Т.В. Кислова |
| (подпись) | | (И.О. Фамилия) |
Студент | | | А.Н. Романов |
| (подпись) | | (И.О. Фамилия) |
Студент | | | А.Д. Титов |
| (подпись) | | (И.О. Фамилия) |
Орск, 2023
СОдержание
Введение 3
Глава I
. История и виды искусственного интеллекта 4
1.1 История создания искусственного интеллекта 4
1.2 Основные виды искусственного интеллекта 7
Глава II. Возможности искусственного интеллекта в современной жизни человека 8
2.1 Возможности и проблемы искусственного интеллекта в современной жизни человека 8
2.2 Анкетирование среди студентов и анализ результатов опроса 13
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Приложение А
Введение
В наши дни искусственный интеллект (ИИ) охватывает множество методов и дисциплин, включая зрение, восприятие, речь и диалог, принятие решений и планирование, решение проблем, робототехнику и другие области применения, в которых возможно самообучение. ИИ оптимально рассматривать как набор технологий и методов, используемых для дополнения традиционных человеческих качеств, таких как интеллект, аналитические и другие способности.
ИИ может способствовать прогрессу в достижении всех Целей ООН в области устойчивого развития, содействуя устойчивому и экономическому развитию, но вместе с тем его использование может иметь далеко идущие социальные, экономические и этические последствия. Вследствие этого многие правительства и организации готовятся к широкому внедрению и использованию этих технологий. Разработки в сфере ИИ тесно связаны с политикой в области данных, в том числе с законодательством о защите данных и конфиденциальности.
Поэтому целью исследовательского проекта является - изучение искусственного интеллекта, его влияние на современную жизнь, возможности и потенциал.
Задачи исследования:
-
Изучить историю возникновения ИИ. -
Изучение технологии работы ИИ. -
Выявить возможности ИИ в современной жизни человека. Выявить проблемы внедрения ИИ в современное общество. -
Провести опрос среди студентов и проанализировать результаты исследования.
Предмет исследования- технология работы ИИ.
Объект исследования- искусственный интеллект.
Глава I. История и виды искусственного интеллекта
1.1 История создания искусственного интеллекта
Начинается в середине XX века. К этому времени уже было сформировано множество предпосылок его зарождения: среди философов давно шли споры о природе человека и процессе познания мира
, нейрофизиологи и психологи разработали ряд теорий относительно работы человеческого мозга и мышления, экономисты и математики задавались вопросами оптимальных расчетов и представления знаний о мире в формализованном виде; наконец, зародился фундамент математической теории вычислений – теории алгоритмов – и были созданы первые компьютеры.
С самого момента своего рождения ИИ развивается как междисциплинарное направление, взаимодействующее с информатикой и кибернетикой, когнитивными науками, логикой и математикой, лингвистикой и психологией, биологией и медициной. Идея создания искусственного подобия человеческого разума для решения сложных задач и моделирования мыслительной способности витала в воздухе с древнейших времен. Однако родоначальником искусственного интеллекта считается средневековый испанский философ, математик и поэт Р. Луллий, который в XIV веке пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий. В XVIII в. Г. Лейбниц (1646−1716) и Р. Декарт (1596−1650) независимо друг от друга развили эту идею, предложив универсальные языки классификации всех наук.
Эти идеи легли в основу теоретических разработок в области создания искусственного интеллекта. Развитие искусственного интеллекта как научного направления стало возможным только после создания ЭВМ. Это произошло в 40-х гг. XX века. В это же время Н. Винер (1894−1964) создал свои основополагающие работы по новой науке – кибернетике.
Термин искусственный интеллект предложен в 1956 г. в Стэнд фордском университете (США). В СССР в 1954 г. в МГУ под руководством профессора А.А. Ляпунова (1911−1973) начал свою работу семинар «Автоматы и мышление». В этом семинаре принимали участие крупнейшие физиологи, лингвисты, психологи, математики. Принято считать, что именно в это время родился искусственный интеллект в России.
В 1956-1963 гг. велись интенсивные поиски моделей и алгоритма человеческого мышления и разработка первых программ. Оказалось, что ни одна из существующих наук – философия, психология, лингвистика – не может предложить такого алгоритма. Тогда кибернетики предложили создать собственные модели. Были созданы и опробованы различные подходы.
Первые исследования в области ИИ связаны с созданием программы для игры в шахматы, так как считалось, что способность играть в шахматы является показателем высокого интеллекта. В 1954 году американский ученый Ньюэлл задумал создать такую программу.
Шеннон предложил, а Тьюринг уточнил метод создания такой программы. Американцы Шоу и Саймон в содружестве с группой голландских психологов из Амстердама под руководством де Гроота создали такую программу. Попутно был создан специальный язык ИПЛ (1956), предназначенный для манипулирования информацией в символьной форме, который явился предшественником языка Лисп (MacCarthy, 1960). Однако первой программой искусственного интеллекта была программа Логик-теоретик, предназначенная для доказательства теорем в исчислении высказываний (9 августа 1956). Программа для игры в шахматы была создана в 1957 году. Ее структура и структура программы Логик-теоретик легли в основу создания программы Универсального Решателя Задач. Эта программа, анализируя различия между ситуациями и конструируя цели, хорошо решает головоломки типа «Ханойская башня» или вычисляет неопределенные интегралы. Программа EPAM (Elementary Perceiving and Memorizing Program) – элементарная программа для восприятия и запоминания, задумана Фейгенбаумом. Начало 60-х гг. – эпоха эвристического программирования.
Эвристика – правило, теоретически не обоснованное, но позволяющее сократить количество переборов в пространстве поиска. Эвристическое программирование – разработка стратегии действий на основе известных, заранее заданных эвристик. В 60-х годах создаются первые программы, работающие с запросами на естественном языке.
Программа БЕЙСБОЛ 1961 г. отвечала на запросы о результатах прошедших бейсбольных матчей, программе STUDENT 1964 Г. было доступно решение алгебраических задач, сформулированных на английском языке. В 1971 г. Терри Виноград разработал систему SHRDLU, которая моделирует робота, манипулирующего кубиками. С роботом можно говорить по-английски. Система интересуется не только синтаксисом фраз, но и правильно понимает их смысл благодаря семантическим и прагматическим знаниям о своем «мире кубиков».
Начиная с середины 80-х гг., за рубежом происходит коммерциализация искусственного интеллекта. Растут ежегодные капиталовложения, создаются промышленные экспертные системы. Растет интерес к самообучающимся системам.
В настоящее время ИИ – это бурно развивающаяся и сильно разветвленная научная область. На данный момент в истории развития искусственного интеллекта происходят крупные открытия и разработки, связные с инновациями в сопредельных областях науки, кибернетики и робототехники. Сейчас человечество как никогда близко подошло к созданию искусственного интеллекта.
1.2 Основные виды искусственного интеллекта
На сегодняшний день есть несколько видов искусственного интеллекта:
1. ИИ узкого назначения (слабый). Он запрограммирован на выполнение одной задачи — будь то мониторинг погоды, игра в шахматы или анализ данных для написания журналистских репортажей.
Такой ИИ может работать в режиме реального времени, но он извлекает информацию лишь из ограниченного набора данных. В результате эта система способна справляться только с одной конкретной проблемой, решению которой она обучена.
ИИ узкого назначения не обладает человеческими чувствами и сознанием, а работает лишь в заранее заданном диапазоне.
Все окружающие нас ИИ-решения — это примеры слабого ИИ, в том числе Google Assistant, Google Translate, Siri и другие инструменты обработки естественного языка. Кто-то может возразить и сказать, что это не так, ведь они способны взаимодействовать с людьми. Однако все же это ИИ узкого назначения, потому что подобные машины слишком далеки от человеческого интеллекта — другими словами, они не могут думать самостоятельно.
Хоть этот вид ИИ мы и называем слабым, не стоит воспринимать такое определение буквально. ИИ узкого назначения — это серьезный технологический прорыв.
Такие системы способны обрабатывать данные и выполнять задачи значительно быстрее, чем любой человек, что позволило повысить общую производительность, а также качество жизни. В частности, такие ИИ-решения, как IBM Watson, разработаны для помощи врачам — они делают медобслуживание лучше, быстрее и безопаснее.
2. Сильный ИИ, схож с человеческим интеллектом, он может успешно выполнять любые умственные задачи, которые под силу людям. Именно такие системы мы видим в научно-фантастических фильмах, посвященных взаимодействию человека с машинами, обладающими чувствами и сознанием.
Сейчас компьютеры могут обрабатывать данные быстрее, чем мы. Но они не способны мыслить абстрактно, продумывать стратегию, а также использовать мысли и воспоминания, чтобы принимать обоснованные решения или выдвигать творческие идеи. Благодаря этому типу интеллекта мы превосходим машины. В то же время работу этих когнитивных механизмов сложнее всего понять, а значит, и сложнее всего воспроизвести.
Ожидается, что сильный ИИ сможет рассуждать, справляться с проблемами, выносить суждения в условиях неопределенности, планировать, учиться, интегрировать предыдущие знания в процесс принятия решений, а также предлагать новаторские идеи.
3. Супер-ИИ
Сверх могущественной ИИ, который, вероятно, достигнет уровня развития бога или подобного ему существа. Он будет знать всё об устройстве вселенной и сможет ответить на все вопросы. Пока что такой ИИ существует только в научно-фантастических произведениях.
Глава II. Возможности искусственного интеллекта в современной жизни человека
2.1 Возможности и проблемы искусственного интеллекта в современной
жизни человека
Один из примеров использования возможностей искусственного интеллекта, с которым большинство людей вероятно знакомы, это видеоигры, которые уже давно используют ИИ. Сложность и эффективность ИИ в видеоиграх возросло в геометрической прогрессии в течении последних нескольких десятилетий, в результате чего видеоигровые персонажи способны вести себя совершенно непредсказуемым образом. Видеоигры активно используют ИИ для своих персонажей, которые могут анализировать окружающую среду для поиска объектов и взаимодействия с ними. Они способны укрываться, исследовать звуки, использовать фланговые маневры, общаться с другими персонажами и т.д.