Файл: Искусственный интеллект. Его возможности и потенциал по дисциплине.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Оренбургской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Орский машиностроительный колледж» г. Орска Оренбургской области
Специальность: 15.02.09 Аддитивные технологии


«Допустить к защите»




Зам. директора по УР










О.В. Шульга




«




»




2023г.


ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ


на тему:

Искусственный интеллект. Его возможности и потенциал




по дисциплине

Информатика и икт




Председатель ПЦК







Е.Л. Абрамова




(подпись)




(И.О. Фамилия)

Руководитель проекта







Т.В. Кислова




(подпись)




(И.О. Фамилия)

Студент







А.Н. Романов




(подпись)




(И.О. Фамилия)

Студент







А.Д. Титов




(подпись)




(И.О. Фамилия)


Орск, 2023
СОдержание
Введение 3

Глава I
. История и виды искусственного интеллекта 4

1.1 История создания искусственного интеллекта 4

1.2 Основные виды искусственного интеллекта 7

Глава II. Возможности искусственного интеллекта в современной жизни человека 8

2.1 Возможности и проблемы искусственного интеллекта в современной жизни человека 8

2.2 Анкетирование среди студентов и анализ результатов опроса 13

Заключение 18

Список используемой литературы 20

Приложение А
Введение
В наши дни искусственный интеллект (ИИ) охватывает множество методов и дисциплин, включая зрение, восприятие, речь и диалог, принятие решений и планирование, решение проблем, робототехнику и другие области применения, в которых возможно самообучение. ИИ оптимально рассматривать как набор технологий и методов, используемых для дополнения традиционных человеческих качеств, таких как интеллект, аналитические и другие способности.

ИИ может способствовать прогрессу в достижении всех Целей ООН в области устойчивого развития, содействуя устойчивому и экономическому развитию, но вместе с тем его использование может иметь далеко идущие социальные, экономические и этические последствия. Вследствие этого многие правительства и организации готовятся к широкому внедрению и использованию этих технологий. Разработки в сфере ИИ тесно связаны с политикой в области данных, в том числе с законодательством о защите данных и конфиденциальности.

Поэтому целью исследовательского проекта является - изучение искусственного интеллекта, его влияние на современную жизнь, возможности и потенциал.

Задачи исследования:

  1. Изучить историю возникновения ИИ.

  2. Изучение технологии работы ИИ.

  3. Выявить возможности ИИ в современной жизни человека. Выявить проблемы внедрения ИИ в современное общество.

  4. Провести опрос среди студентов и проанализировать результаты исследования.

Предмет исследования- технология работы ИИ.

Объект исследования- искусственный интеллект.
Глава I. История и виды искусственного интеллекта
1.1 История создания искусственного интеллекта
Начинается в середине XX века. К этому времени уже было сформировано множество предпосылок его зарождения: среди философов давно шли споры о природе человека и процессе познания мира

, нейрофизиологи и психологи разработали ряд теорий относительно работы человеческого мозга и мышления, экономисты и математики задавались вопросами оптимальных расчетов и представления знаний о мире в формализованном виде; наконец, зародился фундамент математической теории вычислений – теории алгоритмов – и были созданы первые компьютеры.

С самого момента своего рождения ИИ развивается как междисциплинарное направление, взаимодействующее с информатикой и кибернетикой, когнитивными науками, логикой и математикой, лингвистикой и психологией, биологией и медициной. Идея создания искусственного подобия человеческого разума для решения сложных задач и моделирования мыслительной способности витала в воздухе с древнейших времен. Однако родоначальником искусственного интеллекта считается средневековый испанский философ, математик и поэт Р. Луллий, который в XIV веке пытался создать машину для решения различных задач на основе всеобщей классификации понятий. В XVIII в. Г. Лейбниц (1646−1716) и Р. Декарт (1596−1650) независимо друг от друга развили эту идею, предложив универсальные языки классификации всех наук.

Эти идеи легли в основу теоретических разработок в области создания искусственного интеллекта. Развитие искусственного интеллекта как научного направления стало возможным только после создания ЭВМ. Это произошло в 40-х гг. XX века. В это же время Н. Винер (1894−1964) создал свои основополагающие работы по новой науке – кибернетике.

Термин искусственный интеллект предложен в 1956 г. в Стэнд фордском университете (США). В СССР в 1954 г. в МГУ под руководством профессора А.А. Ляпунова (1911−1973) начал свою работу семинар «Автоматы и мышление». В этом семинаре принимали участие крупнейшие физиологи, лингвисты, психологи, математики. Принято считать, что именно в это время родился искусственный интеллект в России.

В 1956-1963 гг. велись интенсивные поиски моделей и алгоритма человеческого мышления и разработка первых программ. Оказалось, что ни одна из существующих наук – философия, психология, лингвистика – не может предложить такого алгоритма. Тогда кибернетики предложили создать собственные модели. Были созданы и опробованы различные подходы.

Первые исследования в области ИИ связаны с созданием программы для игры в шахматы, так как считалось, что способность играть в шахматы является показателем высокого интеллекта. В 1954 году американский ученый Ньюэлл задумал создать такую программу.

Шеннон предложил, а Тьюринг уточнил метод создания такой программы. Американцы Шоу и Саймон в содружестве с группой голландских психологов из Амстердама под руководством де Гроота создали такую программу. Попутно был создан специальный язык ИПЛ (1956), предназначенный для манипулирования информацией в символьной форме, который явился предшественником языка Лисп (MacCarthy, 1960). Однако первой программой искусственного интеллекта была программа Логик-теоретик, предназначенная для доказательства теорем в исчислении высказываний (9 августа 1956). Программа для игры в шахматы была создана в 1957 году. Ее структура и структура программы Логик-теоретик легли в основу создания программы Универсального Решателя Задач. Эта программа, анализируя различия между ситуациями и конструируя цели, хорошо решает головоломки типа «Ханойская башня» или вычисляет неопределенные интегралы. Программа EPAM (Elementary Perceiving and Memorizing Program) – элементарная программа для восприятия и запоминания, задумана Фейгенбаумом. Начало 60-х гг. – эпоха эвристического программирования.


Эвристика – правило, теоретически не обоснованное, но позволяющее сократить количество переборов в пространстве поиска. Эвристическое программирование – разработка стратегии действий на основе известных, заранее заданных эвристик. В 60-х годах создаются первые программы, работающие с запросами на естественном языке.

Программа БЕЙСБОЛ 1961 г. отвечала на запросы о результатах прошедших бейсбольных матчей, программе STUDENT 1964 Г. было доступно решение алгебраических задач, сформулированных на английском языке. В 1971 г. Терри Виноград разработал систему SHRDLU, которая моделирует робота, манипулирующего кубиками. С роботом можно говорить по-английски. Система интересуется не только синтаксисом фраз, но и правильно понимает их смысл благодаря семантическим и прагматическим знаниям о своем «мире кубиков».

Начиная с середины 80-х гг., за рубежом происходит коммерциализация искусственного интеллекта. Растут ежегодные капиталовложения, создаются промышленные экспертные системы. Растет интерес к самообучающимся системам.

В настоящее время ИИ – это бурно развивающаяся и сильно разветвленная научная область. На данный момент в истории развития искусственного интеллекта происходят крупные открытия и разработки, связные с инновациями в сопредельных областях науки, кибернетики и робототехники. Сейчас человечество как никогда близко подошло к созданию искусственного интеллекта.
1.2 Основные виды искусственного интеллекта
На сегодняшний день есть несколько видов искусственного интеллекта:

1. ИИ узкого назначения (слабый). Он запрограммирован на выполнение одной задачи — будь то мониторинг погоды, игра в шахматы или анализ данных для написания журналистских репортажей.

Такой ИИ может работать в режиме реального времени, но он извлекает информацию лишь из ограниченного набора данных. В результате эта система способна справляться только с одной конкретной проблемой, решению которой она обучена.

ИИ узкого назначения не обладает человеческими чувствами и сознанием, а работает лишь в заранее заданном диапазоне.

Все окружающие нас ИИ-решения — это примеры слабого ИИ, в том числе Google Assistant, Google Translate, Siri и другие инструменты обработки естественного языка. Кто-то может возразить и сказать, что это не так, ведь они способны взаимодействовать с людьми. Однако все же это ИИ узкого назначения, потому что подобные машины слишком далеки от человеческого интеллекта — другими словами, они не могут думать самостоятельно.


Хоть этот вид ИИ мы и называем слабым, не стоит воспринимать такое определение буквально. ИИ узкого назначения — это серьезный технологический прорыв.

Такие системы способны обрабатывать данные и выполнять задачи значительно быстрее, чем любой человек, что позволило повысить общую производительность, а также качество жизни. В частности, такие ИИ-решения, как IBM Watson, разработаны для помощи врачам — они делают медобслуживание лучше, быстрее и безопаснее.

2. Сильный ИИ, схож с человеческим интеллектом, он может успешно выполнять любые умственные задачи, которые под силу людям. Именно такие системы мы видим в научно-фантастических фильмах, посвященных взаимодействию человека с машинами, обладающими чувствами и сознанием.

Сейчас компьютеры могут обрабатывать данные быстрее, чем мы. Но они не способны мыслить абстрактно, продумывать стратегию, а также использовать мысли и воспоминания, чтобы принимать обоснованные решения или выдвигать творческие идеи. Благодаря этому типу интеллекта мы превосходим машины. В то же время работу этих когнитивных механизмов сложнее всего понять, а значит, и сложнее всего воспроизвести.

Ожидается, что сильный ИИ сможет рассуждать, справляться с проблемами, выносить суждения в условиях неопределенности, планировать, учиться, интегрировать предыдущие знания в процесс принятия решений, а также предлагать новаторские идеи.

3. Супер-ИИ

Сверх могущественной ИИ, который, вероятно, достигнет уровня развития бога или подобного ему существа. Он будет знать всё об устройстве вселенной и сможет ответить на все вопросы. Пока что такой ИИ существует только в научно-фантастических произведениях.


Глава II. Возможности искусственного интеллекта в современной жизни человека
2.1 Возможности и проблемы искусственного интеллекта в современной

жизни человека
Один из примеров использования возможностей искусственного интеллекта, с которым большинство людей вероятно знакомы, это видеоигры, которые уже давно используют ИИ. Сложность и эффективность ИИ в видеоиграх возросло в геометрической прогрессии в течении последних нескольких десятилетий, в результате чего видеоигровые персонажи способны вести себя совершенно непредсказуемым образом. Видеоигры активно используют ИИ для своих персонажей, которые могут анализировать окружающую среду для поиска объектов и взаимодействия с ними. Они способны укрываться, исследовать звуки, использовать фланговые маневры, общаться с другими персонажами и т.д.