Файл: Рабочая программа образовательного компонента для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет Ментальная арифметика.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБДОУ детский сад №82 комбинированного вида города Орла
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
образовательного компонента
для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет
«Ментальная арифметика».
Срок реализации: 1 год (2022 – 2023 учебный год)
Автор: Раевская Анна Сергеевна
Воспитатель
Орёл, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe. Ментальная арифметика закладывает прочный фундамент для реализации себя в жизни, повышается успеваемость по предметам в школе, идет разностороннее развитие от математики до музыки, быстро и легко даются иностранные языки, повышается уверенность в себе, инициативность и самостоятельность. Идет развитие лидерских качеств, благодаря чему ребенок с легкостью поступит в престижный вуз и обретет достойную работу. Быстрый счет в данной методике является лишь побочным положительным эффектом.
Каждый ребенок хочет и может развиваться, но чтобы не потерять к этому интерес и стремление в данной программе предусматривается такой прием обучения, как игра. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. Технически тренировка представляет собой последовательное освоение навыков счета с использованием японских счет (соробана) с постепенным переводом навыка от механического к умственному (ментальному).
Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшаются зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность. Занятия проходят в игровой форме один раз в неделю по 25 минут. Курс Ментальной арифметики рассчитана на учебный год.
Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Ментальная арифметика» создана для развития логики, воображения, фотографической памяти и т.д. Функциональное назначение программы – общеразвивающее.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.
Задачи:
Обучающие:
- обучить вычислительным навыкам с помощью арифметических счет Абакус;
- обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.
Воспитательные:
- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.
- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.
- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.
Развивающие:
- развивать концентрацию внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логику и воображение, слух и наблюдательность, способности к визуализации;
- развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;
- развивать познавательную активность через применение технологии личностно-ориентированного подхода;
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ:
- Системность. Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.
- Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.
- Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.
- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.
- Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.
- Повторяемость. Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.
- Взаимодействия. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.
Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:
-- Вследствие развития воображения и интуиции, научиться мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.
-- Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка
-- Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.
Продолжительность занятия 30 минут 2 раза в неделю, в которые входит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, логоритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями. Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастная группа.
Материалы и оборудование:
1.Счёты абакус для педагога, счёты абакус для учеников – 5 шт.
2.Тетрадь в клеточку.
3. Карандаши цветные 10 шт.
4.Ручка, простой карандаш.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дни недели | Тема | Содержание |
1–я неделя октябрь | Знакомство с ментальной арифметикой. Абакус и его конструкция: братья и друзья | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, мелкая моторика рук (пальчиковая гимнастика) |
2 –я неделя октябрь | Прямое сложение на нижних косточках | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, развитие внимания (Что изменилось?) |
3 –я неделя октябрь | Прямое вычитание на нижних косточках | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, мелкая моторика рук (пальчиковая гимнастика) |
4 –я неделя октябрь | Прямое сложение и вычитание на нижних косточках. Зачетное занятие | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты, мелкая моторика (обведи по контуру). |
1–я неделя ноябрь | Прямое сложение на косточках (+5) помощь брата | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (Запомни и повтори), мелкая моторика (обведи контур двумя руками) |
2 –я неделя ноябрь | Прямое вычитание на косточках (-5) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 5, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти (10 слов) |
3 –я неделя ноябрь | Прямое сложение и вычитание на косточках (+\-5) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 5, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти (назови картинки и повтори) |
4 –я неделя ноябрь | Прямое сложение на косточках (+6) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти (10 слов) |
1 –я неделя декабрь | Прямое вычитание на косточках (-6) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты , выполнение заданий на время. |
2 –я неделя декабрь | Прямое сложение и вычитание на косточках (+\-6) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти. |
3 –я неделя декабрь | Прямое сложение на косточках (+7) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие восприятия (Игра «Найди свой цвет»). |
4 –я неделя декабрь | Прямое вычитание на косточках (-7) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, (Игра «Светофор»).. |
1 –я неделя январь | Прямое сложение и вычитание на косточках (+7\-7) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (игра «Стой»).. |
2 –я неделя январь | Прямое сложение и вычитание на косточках (+8\-8 и 9) | Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 8-9, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (игра «Запрещенное движение»).. |
3 –я неделя январь | Прямое сложение и вычитание на косточках, закрепление | Индивидуальная работа |
4 –я неделя январь | Закрепление прямое сложение и вычитание на ментальной карте | Индивидуальная работа |
1 –я неделя феврарь | Прямое сложение, двузначные (10-19) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания. |
2 –я неделя феврарь | Прямое вычитание, двузначные (10-19) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие мышления («Больше-меньше») |
3 –я неделя феврарь | Прямое сложение и вычитание двузначные (10-19) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие мышления («Машины и пешеходы»). |
4 –я неделя февраль | Прямое сложение и вычитание двузначные (20-29) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие мышления («Кто знает, пусть дальше считает») |
1 –я неделя март | Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (20-29) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания. |
2 –я неделя март | Прямое сложение и вычитание двузначные (30-39) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
3 –я неделя март | Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (30-39) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания. |
4 –я неделя март | Прямое сложение и вычитание двузначные (40-49) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
1 –я неделя апрель | Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (40-49) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
2 –я неделя апрель | Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (40-49) | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
3 –я неделя апрель | Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
4 –я неделя апрель | Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
1–я неделя май | Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
2 –я неделя май | Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте | Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания. |
3-4 –я неделя май | Конкурсы и соревнования. | |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1-го года обучения:
· Освоение понятий: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.
· Ознакомление со счетами( абакусом), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.
· Освоение приемов ментального счета.
· Умение держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди.
· Эмоциональное вовлечение в работу на занятии.
· Знание арифметических знаков (числа от 1 до 100 , знак «+», «-»)
· Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»)