Файл: Рабочая программа образовательного компонента для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет Ментальная арифметика.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБДОУ детский сад №82 комбинированного вида города Орла


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

образовательного компонента

для детей дошкольного возраста с 4 до 7 лет
«Ментальная арифметика».

Срок реализации: 1 год (2022 – 2023 учебный год)

Автор: Раевская Анна Сергеевна

Воспитатель


Орёл, 2022

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ментальная арифметика - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японских счетах Абакус (Соробан) без использования компьютера, калькулятора, письменных принадлежностей, только перекидывая косточки счетов в умe. Ментальная арифметика закладывает прочный фундамент для реализации себя в жизни, повышается успеваемость по предметам в школе, идет разностороннее развитие от математики до музыки, быстро и легко даются иностранные языки, повышается уверенность в себе, инициативность и самостоятельность. Идет развитие лидерских качеств, благодаря чему ребенок с легкостью поступит в престижный вуз и обретет достойную работу. Быстрый счет в данной методике является лишь побочным положительным эффектом.

Каждый ребенок хочет и может развиваться, но чтобы не потерять к этому интерес и стремление в данной программе предусматривается такой прием обучения, как игра. Согласно данным научных исследований, наиболее интенсивное развитие головного мозга происходит у детей 4–12 лет. Навыки, приобретенные в этом возрасте, быстро и легко усваиваются и сохраняются на долгие годы. Именно поэтому они могут оказать значительное влияние на успешное будущее ребенка. На начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты). В дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса. Технически тренировка представляет собой последовательное освоение навыков счета с использованием японских счет (соробана) с постепенным переводом навыка от механического к умственному (ментальному).

Благодаря курсу ментальной арифметики у всех детей улучшаются зрительная и слуховая память, повышается концентрация и внимательность. Занятия проходят в игровой форме один раз в неделю по 25 минут. Курс Ментальной арифметики рассчитана на учебный год.

Образовательная программа дополнительного образования детей дошкольного возраста «Ментальная арифметика» создана для развития логики, воображения, фотографической памяти и т.д. Функциональное назначение программы – общеразвивающее.



ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Цель: создание условий для раскрытия потенциала правого полушария головного мозга.

Задачи:

Обучающие:

- обучить вычислительным навыкам с помощью арифметических счет Абакус;

- обучить умению выстраивать мысленную картину чисел на абакусе, увеличивая тем самым объем долговременной и визуальной памяти.

Воспитательные:

- воспитывать инициативность и самостоятельность, уверенность в себе.

- воспитывать интерес к быстрому счету и ментальной арифметике.

- воспитывать потребности в саморазвитии, самореализации у детей.

Развивающие:

- развивать концентрацию внимания, фотографической памяти и оперативного мышления, логику и воображение, слух и наблюдательность, способности к визуализации;

- развивать мелкую моторику детей для активации внутреннего интеллектуального и творческого потенциала ребенка;

- развивать познавательную активность через применение технологии личностно-ориентированного подхода;
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ:

- Системность. Развитие ребёнка – процесс, в котором взаимосвязаны и взаимообусловлены все компоненты. Нельзя развивать лишь одну функцию, необходима системная работа.

- Комплексность. Развитие ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие одной познавательной функции (например, счет) определяет и дополняет развитие других. Соответствие возрастным и индивидуальным возможностям Программа обучения строится в соответствии с психофизическими закономерностями возрастного развития.

- Постепенность. Пошаговость и систематичность в освоении и формировании учено значимых функций, следование от простых и доступных заданий к более сложным, комплексным.

- Адекватность требований и нагрузок, предъявляемых ребёнку в процессе занятий способствует оптимизации занятий, повышению эффективности.

- Индивидуализация темпа работы. Переход к новому этапу обучения только после полного усвоения материала предыдущего этапа.

- Повторяемость. Цикличность повторения материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы и стратегию реализации функции.

- Взаимодействия. Совместное взаимодействие педагога, ребенка и семьи, направленно на создание условий для более успешной реализации способностей ребёнка. Повышение уровня познавательного и интеллектуального развития детей. Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка.



Овладев базовыми знаниями, ребенок получит следующие преимущества:

-- Вследствие развития воображения и интуиции, научиться мыслить нестандартно, что поможет ему в будущей профессии и просто в сложных житейских ситуациях.

-- Всегда будет рассуждать логически и, в тоже время, не шаблонно, смекалка

-- Сможет с легкостью изучать любые школьные дисциплины, благодаря быстрому запоминанию и умению проникать в суть любого явления.

Продолжительность занятия 30 минут 2 раза в неделю, в которые входит постоянная смена деятельности детей: предусмотрена совместная работа с педагогами, самостоятельная деятельность, разминка, логоритмика, корригирующая гимнастика, пальчиковые игры, логические игры и задания, активные игры и игры малой подвижности, совместные проекты и деятельность с родителями. Особенности организации образовательной деятельности: разновозрастная группа.



Материалы и оборудование:

1.Счёты абакус для педагога, счёты абакус для учеников – 5 шт.

2.Тетрадь в клеточку.

3. Карандаши цветные 10 шт.

4.Ручка, простой карандаш.



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


Дни недели

Тема

Содержание

1–я неделя

октябрь

Знакомство с ментальной арифметикой.

Абакус и его конструкция: братья и друзья

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом,

мелкая моторика рук (пальчиковая гимнастика)

2 –я неделя

октябрь

Прямое сложение на нижних косточках

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, развитие внимания (Что изменилось?)

3 –я неделя

октябрь

Прямое вычитание  на нижних косточках

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, мелкая моторика рук (пальчиковая гимнастика)

4 –я неделя

октябрь

Прямое сложение и вычитание на нижних косточках.

Зачетное занятие

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты, мелкая моторика (обведи по контуру).

1–я неделя

ноябрь

Прямое сложение на  косточках (+5) помощь брата

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (Запомни и повтори), мелкая моторика (обведи контур двумя руками)

2 –я неделя

ноябрь

Прямое вычитание на  косточках (-5)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 5, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти (10 слов)

3 –я неделя

ноябрь

Прямое сложение и вычитание на  косточках (+\-5)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 5, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти (назови картинки и повтори)

4 –я неделя

ноябрь

Прямое сложение на  косточках (+6)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти (10 слов)

1 –я неделя

декабрь

Прямое вычитание  на  косточках (-6)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты , выполнение заданий на время.

2 –я неделя

декабрь

Прямое сложение и вычитание на  косточках (+\-6)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 6, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти.

3 –я неделя

декабрь

Прямое сложение на  косточках (+7)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие восприятия (Игра «Найди свой цвет»).

4 –я неделя

декабрь

Прямое вычитание на  косточках (-7)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, (Игра «Светофор»)..

1 –я неделя

январь

Прямое сложение и вычитание на  косточках (+7\-7)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 7, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (игра «Стой»)..

2 –я неделя

январь

Прямое сложение и вычитание на  косточках (+8\-8 и 9)

Правильное использование пальцев, использование двух рук при работе с абакусом, состав числа 8-9, выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие внимания (игра «Запрещенное движение»)..

3 –я неделя

январь

Прямое сложение и вычитание на  косточках, закрепление

Индивидуальная работа

4 –я неделя

январь

Закрепление прямое сложение и вычитание  на ментальной карте

Индивидуальная работа

1 –я неделя

феврарь

Прямое сложение, двузначные (10-19)

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания.

2 –я неделя

феврарь

Прямое вычитание, двузначные (10-19)

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие мышления («Больше-меньше»)

3 –я неделя

феврарь

Прямое сложение и вычитание двузначные (10-19)

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие мышления («Машины и пешеходы»).

4 –я неделя февраль

Прямое сложение и вычитание двузначные (20-29)

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие мышления («Кто знает, пусть дальше считает»)

1 –я неделя

март

Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (20-29)

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания.

2 –я неделя

март

Прямое сложение и вычитание двузначные (30-39)

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания.

3 –я неделя

март

Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (30-39)

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, игры на развитие памяти, внимания.

4 –я неделя

март

Прямое сложение и вычитание двузначные (40-49)

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания.

1 –я неделя

апрель

Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (40-49)

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания.

2 –я неделя

апрель

Повторение прямое сложение и вычитание двузначные (40-49)

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания.

3 –я неделя

апрель

Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания.

4 –я неделя

апрель

Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания.

1–я неделя

май

Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания.

2 –я неделя

май

Закрепление прямое сложение и вычитание двузначные (10-49) на ментальной карте

Выполнение примеров в уме, тренировочные карты, ментальные карты, развитие памяти, внимания.

3-4  –я неделя

май

Конкурсы и соревнования.





ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1-го года обучения:

· Освоение понятий: цифра, число, разряд, сложение, вычитание.

· Ознакомление со счетами( абакусом), умеет работать на них считая двумя руками одновременно.

· Освоение приемов ментального счета.

· Умение держать в уме цепочку из 5 чисел, совершать действия с ними по очереди.

· Эмоциональное вовлечение в работу на занятии.

· Знание арифметических знаков (числа от 1 до 100 , знак «+», «-»)

· Умение совершать арифметические действия на абакусе и ментально («+», «-»)