Файл: Практическая работа 3 (Часть 3).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Практическая работа № 3. Раздел программы: 3.6.1. Управление кадровым потенциалом Практическая работа № 3 (Часть 3)

Задание Опишите собственную стратегию управления кадровым потенциалом своей общеобразовательной организации с учетом показателей проекта «Школа Минпросвещения России» на 3 года. Результат представьте в виде текста (не менее 0,5 п.л.), содержащего вступление, описание конкретных действий, механизмов, инструментов мотивации школьной команды, а также проектируемые результаты.

Программа развития
кадрового потенциала
МБОУ СОШ № 1 имени А.А.Курбаева на 2023-2026 годы


Содержание программы

Паспорт Программы стр. 2-4

Пояснительная записка стр.5

Раздел I. Общая характеристика педагогических кадров стр.6-7

Раздел II. Мероприятия по реализации программы на 2023-2026 гг. стр.8-10





Паспорт программы

Наименование

Программы

Программа развития кадров на 2023-2026 годы (далее Программа)

Заказчик программы

Администрация школы

Основание для разработки

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции последних изменений

Устав школы

Нормативное основание для разработки Программы

Программа социально-экономического развития РФ до 2025 года;

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования"

Национальный проект «Образование»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в редакции последних изменений; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в редакции последних изменений;

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в редакции последних изменений;

Квалификационный справочник

Профессиональные стандарты

Разработчик

программы

МБОУ СОШ № 1 им. А.А.Курбаева

Исполнители

МБОУ СОШ № 1 им. А.А.Курбаева

программы




Цель программы

Обеспечение профессиональными кадрами коллектива школы для предоставления качественных образовательных услуг и

обеспечения доступности образования

Задачи программы

Внедрение эффективных механизмов организации

непрерывного образования (дополнительное образование

педагогических работников и специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных компетентностей), подготовки и переподготовки профессиональных кадров.

  1. Повышение уровня профессионального мастерства работающих

педагогов.

Создание условий для результативной работы в инновационном режиме и в условиях Федеральных

образовательных стандартов.

  1. Создание системы стимулирования деятельности результативно работающих педагогов школы через систему управления педагогическим персоналом как ресурсом развития школы.

  2. Проведение профессиональных проб педагогической

направленности в детском сообществе школы.

  1. Усилить профориентационную работу с выпускниками школы по педагогической направленности.

  2. Привлечение молодых специалистов в ОО.

  3. Создание правовых и организационных условий для закрепления педагогических кадров в школе.








Сроки реализации

2023-2026 годы

программы




Ожидаемые

результаты

реализации

программы

Программа способствует развитию кадровых условий: снижению текучести, удовлетворению потребности в профессиональных кадрах, повышению социального уровня работников образования, стимулированию труда педагога от качества предоставляемых услуг.

Реализация программы позволит: повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников школы; создать условия для повышения профессионального мастерства и переподготовки педработников; усилить мотивацию работников к участию в конкурсах, семинарах, конференциях; повысить динамику аттестации на высшую и первую категории; создать условия для притока молодых специалистов в школу; создать условия для закрепления молодых специалистов в ОУ; оптимизировать возрастной состав педагогических кадров; развивать систему социальной поддержки педагогических работников; сохранить высокий уровень обеспечения педагогическими кадрами, содействовать закреплению педагогических кадров в школе; изменить качество предоставляемых образовательных услуг.

Механизм

С целью подготовки квалифицированных педагогических кадров и обеспечения развития коллектива в условиях экспериментальной и

реализации

инновационной деятельности осуществляется сотрудничество с образовательными организациями Приморского края. Взаимодействие с ПГПИ, СКФУ,

программы

Другими педагогическими ВУЗами и СУЗами для притока молодых специалистов, и закрепления их в школе.

Основные принципы

Программа - это нормативно-управленческий документ, включающий качественно - количественный анализ состояния и прогноз развития кадровой политики ОО.

Основными принципами Программы являются:

- целенаправленность деятельности в соответствии с образовательным запросом и заказом педагогических кадров школы;

- системность и последовательность осуществления преемственности и непрерывности образования педагогических кадров школы;

реализации

Программы

- интеграция педагогической науки и практики;

- дифференцированный и индивидуальный подход к образованию педагогических кадров школы.

-всеобщность

-непрерывность

-единство общей и профессиональной культуры

- индивидуализированность

- взаимосвязь и преемственность

-доступность

- опережающий характер

-вариативность








Показатели оценки эффективности программы

- Процент укомплектованности школы педагогическими кадрами;

- Процент текучести кадров;

-Количество трудоустроившихся молодых специалистов и продолжающих работу в школе в течение 5 лет;

-Образовательный уровень педагогических и руководящих работников;

- Возрастной уровень педагогических и руководящих кадров;

-Квалификационный уровень педагогических и руководящих кадров;

-Повышение численности педагогических кадров, обучающихся в

дистанционных формах;

-Процент участия учителей школы в профессиональных конкурсах.

Управление

МБОУ СОШ № 1 им.А.А.Курбаева

Контроль

реализации

программы

Информация о ходе выполнения программы предоставляется исполнителями в установленном порядке. Текущее управление программой осуществляется администрацией школы











Пояснительная записка

За последние годы в федеральной и муниципальной системе образования произошли существенные изменения. Это и обновление содержания образования, информатизация образовательного процесса, осуществление компетентностного подхода в обучении и воспитании, т.е. все то, что согласно Концепции модернизации образования РФ обеспечит достижение нового качества образования, обеспечение новых образовательных стандартов (ФГОС), закрепленные Законом «Об образовании в Российской Федерации».

В условиях модернизации образовательной деятельности решающую роль в достижении главного результата - качественного образования школьников играет профессионализм педагогических и управленческих кадров.

По причине нестабильности демографической и социальной ситуации, необходимо осуществить процесса оптимизации образовательной деятельности в школе, а также разработать меры по стабилизации деятельности педагогических кадров.

В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой политики в области образования являются совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников; работа по удовлетворению потребностей ОО в высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение престижа педагогической профессии.

Актуальность, важность, целесообразность разработки Программы развития кадрового потенциала в МБОУ СОШ № 1 им. А.А.Курбаева обусловлены тем, что в системе образования произошли существенные изменения, связанные с реализацией стратегии модернизации: осуществлён переход на ФГОС НОО, ООО, СОО (10 классы); происходит модернизация в сфере образования новых технологий; формирование системы мониторинга качества образования и независимой оценки качества образования; обновление структуры и содержания образования.

Создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной среды, обеспечивающей формирование стремления к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций, путём обновлении информационно-коммуникационной инфраструктуры подготовки кадров.

Актуальность создания программы обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества и прежде всего в сфере образования. Данные перемены предъявляют новые требования к системе повышения квалификации работников образования, к личности самого учителя. Современный учитель должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство, активизировать свое научно-теоретическое самообразование, активно включаться в методическую работу в школе, на уровне своего населенного пункта, района, округа и края. Образование нуждается в учителе, способном модернизировать свою деятельность посредством критического, творческого ее преобразования, использования новейших достижений науки и передового педагогического опыта.

Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Поэтому кардинально меняются требования к учителю. В первую очередь, требуется смена типа педагогического мышления: от репродуктивного – к продуктивному, от исполнительского - к творческому, от установки на трансляцию знаний - к самостоятельному, осмысленному конструированию образовательного диалога.

Закладывается модель нового учителя: учитель - исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.

Позиция учителя-профессионала: демонстрирует культурные образцы действий; инициирует пробные действия детей; консультирует, корректирует действия.

Позиция педагогической поддержки: оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать.

Данные перемены предъявляют новые требования к системе повышения квалификации работников образования, к личности самого учителя. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические компетенции, но и личностный потенциал педагога.

Современный учитель должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство, активизировать свое научно-теоретическое самообразование, активно включаться в методическую работу. Образование нуждается в учителе, способном модернизировать свою деятельность посредством критического, творческого ее преобразования, использования новейших достижений науки и передового педагогического опыта.


Раздел I. Общая характеристика педагогических кадров

МБОУ СОШ № 1 им. А.А. Курбаева

Для определения проблем, подлежащих программной разработке, проведен анализ кадровых условий школы по состоянию на 1 сентября 2022 года.

Школа укомплектована педагогическими кадрами согласно штатному расписанию. В школе работает 78 педагогических работника, с учетом руководящего состава. Имеется потребность, специалистах сопровождения, учителя математики, учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, учителя английского языка. Почасовая нагрузка в среднем составляет 22,7 часа на одного учителя. За последние три года обновление коллектива произошло за счет прихода новых учителей: физики, химии, английского языка, математики, физической культуры, начальных классов, математики, биологии.


Сохранность контингента педагогического коллектива

Показатель

2019-2020 учебный год

2020-2021 учебный год

2021-2022 учебный год

Количество работников педагогических и руководящих работников

71

74

77







Школа организует систематическое повышение квалификации педагогов: проводит обучение на краевых и районных обучающих семинарах, семинарах- практикумах и в ПК ИРО и дистанционно через образовательные центры других регионов.

Повышение квалификации педагогических работников


Учебный год

Всего

педагогических работников

Из них прошли обучение на курсах повышения квалификации

число

% от общего

2019-2020

71

13

18

2020-2021

74

35

47

2021-2022

77

51

66

Анализ данных показывает, что:




По стажу педагогической работы преобладают опытные педагоги:

Стаж

До 3 лет

До 5лет

До 10 лет

До 15 лет

До 20 лет

Свыше 20 лет

Количество

педагогов

19

4

1

2

4

50

%

24

4

1

2

4

65







По уровню образования в школе: 3 чел. (3 %) - среднее педагогическое образование, 97% имеют высшее образование.
По уровню квалификации на основе аттестации:

Высшей: 23 чел. (34 %) ; I категории: 14 чел. ( 18%), соответствие занимаемой должности: 30 чел. (39%); без категории - 10 чел. (11%).

По возрасту

Средний возраст педагогических кадров 50 лет. Происходит старение педагогического коллектива.

Ежегодно проводится тематические заседания, где рассматриваются

вопросы формирования образовательной программы, ведение инновационной и экспериментальной деятельности, апробации новых технологий и УМК. Таким образом, вся организационно-управленческая работа с педагогическим кадрами строится на основе комплексно-целевого планирования деятельности школы.

Состав коллектива позволяет формировать и передавать педагогический опыт, организовать инновационную и экспериментальную деятельность, но в перспективе наблюдается «старение кадров» и требуются условия для обновления кадров.

Проблемы, требующие решения: старение педагогических и управленческих кадров, отсутствие притока молодых специалистов в сферу образования; низкий социальный статус педагога в обществе.

Раздел II. Мероприятия по реализации программы
«Педагогические кадры» на 2023-2026 гг.



п/п

Наименование

Сроки

I. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров.

1.1.

Прогнозирование потребностей в педагогических кадрах

Май (ежегодно)

1.2

Проведение анализа уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях повышения квалификации. Создание базы данных о потребностях педагогов в расширении образовательного пространства

Сентябрь

(ежегодно)

1.3

Прогнозирование численности обучающихся

Май (ежегодно)

1.4.

Прогнозирование численности кадров

Май (ежегодно)

1.5.

Отработка различных моделей организации повышения квалификации работников школы

В течение действия Программы

1.6.

Организация работы открытых педагогических мастерских силами лучших учителей школы по передачи педагогического опыта (подготовка к ГИА, ВПР, работа с одарёнными детьми, детьми с ОВЗ и другими особыми образовательными особенностями и пр.)

В течение действия Программы

1.7.

Участие в августовской конференции педагогических

работников

Август (ежегодно)

2. Работа с резервом

2.1.

Мероприятия по подготовке резерва на руководящую

должность:

По мере возникновения

вакансий




- анализ потребностей в руководящих кадрах;




3. Профилизация образования

3.1.

Организация работы по ориентации учащихся на

педагогические профессии.

В течении учебного года

-формирование профильного класса

Май (ежегодно)

- проведение дней самоуправления

Март (ежегодно)




3.2.

Выполнение стимулирующих мер по привлечению молодых

специалистов.

В течение действия Программы

Участие в программе «Земский учитель»

В течение действия Программы

4. Развитие и совершенствование системы непрерывного педагогического образования

4.1.

Экспертиза кадрового состава.

Май, сентябрь (ежегодно)

4.2.

Коррекция данных педагогических и руководящих работников школы с учетом квалифицированного роста

Сентябрь

(ежегодно)








4.3.

Диагностика профессиональных затруднений педагогических и руководящих работников школы.

Сентябрь, декабрь (ежегодно)

4.4.

Организация и проведение проблемных семинаров по направлениям модернизации образования: внедрение технологий компетентностного подхода.

В течение действия Программы

4.5.

Участие в проблемных семинарах по подготовке к ГИА и ВПР.

ежегодно

4.7.

Участие в работе районных и школьных профессиональных методических объединений

В течение действия Программы

4.8.

Функционирование творческих групп по изучению и внедрению технологий системно- деятельностного подхода

В течение действия Программы

4.9.

Расширение фонда методической и справочной литературы

4.10.

Обеспечение школы электронными образовательными

ресурсами

4.11.

Организация дистанционного обучения педагогических работников на проблемных курсах и базовых курсах ПК

5. Стимулирование инновационных процессов и информационное обеспечение

Программы

5.1.

Формирование банка данных педагогических инноваций работников школы и анализ их результативности.

В течение действия Программы

5.2.

Создание и функционирование персональных сайтов учителей-предметников

В течение действия Программы

5.3

Создание и пополнение страницы «Методическая копилка» на сайте ОУ, обновление имеющихся материалов

В течение действия Программы

6. Конкурсы как форма профессионального развития

6.1.

Организация участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства

Постоянно

7. Создание эффективных моделей аттестации

7.1.

Формирование заказа на курсовую подготовку педагогов

Ноябрь (ежегодно)

7.2.

Проведение индивидуальной работы, связанной с организацией аттестационных процедур

Ежегодно

8. Увеличение объемов финансовой поддержки педагогов




8.1.

Разработка системы дифференцированной оплаты труда педагогических работников.

В период действия Программы

8.2.

Стимулирующие выплаты педагогам за исследовательскую и экспериментальную деятельность

Ежегодно

9. Создание здоровьесберегающих условий

9.1.

Способствовать оздоровлению педагогических работников в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях. Участие педагогов в комплексе ГТО

В период действия Программы

10. Создание системы общественно-государственной поддержки педагогических

работников

10.1.

Взаимодействие с вышестоящими организациями по вопросам социальной поддержки педагогов

В период действия Программы

11. Моральное стимулирование педагогических работников

11.1.

Проведение организационных процедур по представлению к наградам муниципального, регионального и федерального уровня педагогических и руководящих работников

Январь, март (ежегодно)

11.2.

Корректировка банка награжденных педагогических и руководящих работников

Сентябрь

(ежегодно)

11.3

Сохранение гарантий по оплате труда для работников школы.

Ежегодно

11.4

Использование различных форм морального стимулирования педагогических кадров

Ежегодно







Оценка эффективности программы:

В результате реализации программы ожидается создание кадровых условий, обеспечивающих развитие школьной системы образования, наличие механизмов, обеспечивающих: совместную деятельность всех субъектов образовательного сообщества края по воспроизводству педагогических кадров; объективную оценку труда педагогических и руководящих кадров; систему стимулирования труда работников.

Эффективность Программы оценивается по следующим показателям: процент укомплектованности ОО педагогическими кадрами; снижение процента текучести кадров; количество трудоустроившихся молодых специалистов и продолжающих работу в школе; процент выпускников поступающих в педагогические учреждения; качество предоставляемых услуг.

Реализация программы позволит повысить профессиональную компетентность педагогических кадров; обеспечить систему образования в потребности педагогических кадров; повысить образовательный уровень педагогических и руководящих работников школы; совершенствовать механизм аттестации руководящих и педагогических работников; повысить социальную защищенность и обеспечить стимулирование труда работников муниципальной системы образования.

Целевые показатели (индикаторы):

  1. Удельный вес численности педагогических работников в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников школы. Данный показатель характеризует приток в систему молодых педагогов, создание условий для закрепления молодых специалистов в системе образования.

  2. Оценка соотношения уровня заработной платы конкретного работника школы с результатами деятельности, исполнения показателей эффективного контракта, муниципального задания.

  3. Доля аттестованных педагогических работников к общему числу педагогических работников школы. Показатель характеризует уровень профессиональной компетенции педагогических работников учреждений образования.

Прогноз конечных результатов реализации:

  • стопроцентная укомплектованность школы педагогическими и руководящими кадрами;

  • привлечение молодых специалистов в возрасте до 35 лет в образовательной организации - 13%;

  • доля аттестованных педагогических работников на первую и высшую категорию к общему числу педагогических работников школы составит не менее 60% ;

  • результаты участия педагогов в инновационной деятельности- до 50% от общей численности педагогического коллектива;

  • педагогический коллектив школы продолжит ежегодно участвовать в проектах и профессиональных конкурсах системы образования.