ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 3. Раздел программы: 3.6.1. Управление кадровым потенциалом Практическая работа № 3 (Часть 3)
Задание Опишите собственную стратегию управления кадровым потенциалом своей общеобразовательной организации с учетом показателей проекта «Школа Минпросвещения России» на 3 года. Результат представьте в виде текста (не менее 0,5 п.л.), содержащего вступление, описание конкретных действий, механизмов, инструментов мотивации школьной команды, а также проектируемые результаты.
Программа развития
кадрового потенциала
МБОУ СОШ № 1 имени А.А.Курбаева на 2023-2026 годы
Содержание программы
Паспорт Программы стр. 2-4
Пояснительная записка стр.5
Раздел I. Общая характеристика педагогических кадров стр.6-7
Раздел II. Мероприятия по реализации программы на 2023-2026 гг. стр.8-10
| Паспорт программы |
Наименование Программы | Программа развития кадров на 2023-2026 годы (далее Программа) |
Заказчик программы | Администрация школы |
Основание для разработки | Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции последних изменений Устав школы |
Нормативное основание для разработки Программы | Программа социально-экономического развития РФ до 2025 года; Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" Национальный проект «Образование» Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования в редакции последних изменений; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования в редакции последних изменений; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования в редакции последних изменений; Квалификационный справочник Профессиональные стандарты |
Разработчик программы | МБОУ СОШ № 1 им. А.А.Курбаева |
Исполнители | МБОУ СОШ № 1 им. А.А.Курбаева |
программы | |
Цель программы | Обеспечение профессиональными кадрами коллектива школы для предоставления качественных образовательных услуг и обеспечения доступности образования |
Задачи программы | Внедрение эффективных механизмов организации непрерывного образования (дополнительное образование педагогических работников и специалистов, обеспечивающее оперативное обновление востребованных компетентностей), подготовки и переподготовки профессиональных кадров.
педагогов. Создание условий для результативной работы в инновационном режиме и в условиях Федеральных образовательных стандартов.
направленности в детском сообществе школы.
|
Сроки реализации | 2023-2026 годы |
программы | |
Ожидаемые результаты реализации программы | Программа способствует развитию кадровых условий: снижению текучести, удовлетворению потребности в профессиональных кадрах, повышению социального уровня работников образования, стимулированию труда педагога от качества предоставляемых услуг. Реализация программы позволит: повысить уровень профессиональной компетентности педагогических работников школы; создать условия для повышения профессионального мастерства и переподготовки педработников; усилить мотивацию работников к участию в конкурсах, семинарах, конференциях; повысить динамику аттестации на высшую и первую категории; создать условия для притока молодых специалистов в школу; создать условия для закрепления молодых специалистов в ОУ; оптимизировать возрастной состав педагогических кадров; развивать систему социальной поддержки педагогических работников; сохранить высокий уровень обеспечения педагогическими кадрами, содействовать закреплению педагогических кадров в школе; изменить качество предоставляемых образовательных услуг. |
Механизм | С целью подготовки квалифицированных педагогических кадров и обеспечения развития коллектива в условиях экспериментальной и |
реализации | инновационной деятельности осуществляется сотрудничество с образовательными организациями Приморского края. Взаимодействие с ПГПИ, СКФУ, |
программы | Другими педагогическими ВУЗами и СУЗами для притока молодых специалистов, и закрепления их в школе. |
Основные принципы | Программа - это нормативно-управленческий документ, включающий качественно - количественный анализ состояния и прогноз развития кадровой политики ОО. Основными принципами Программы являются: - целенаправленность деятельности в соответствии с образовательным запросом и заказом педагогических кадров школы; - системность и последовательность осуществления преемственности и непрерывности образования педагогических кадров школы; |
реализации Программы | - интеграция педагогической науки и практики; - дифференцированный и индивидуальный подход к образованию педагогических кадров школы. -всеобщность -непрерывность -единство общей и профессиональной культуры - индивидуализированность - взаимосвязь и преемственность -доступность - опережающий характер -вариативность |
Показатели оценки эффективности программы | - Процент укомплектованности школы педагогическими кадрами; - Процент текучести кадров; -Количество трудоустроившихся молодых специалистов и продолжающих работу в школе в течение 5 лет; -Образовательный уровень педагогических и руководящих работников; - Возрастной уровень педагогических и руководящих кадров; -Квалификационный уровень педагогических и руководящих кадров; -Повышение численности педагогических кадров, обучающихся в дистанционных формах; -Процент участия учителей школы в профессиональных конкурсах. |
Управление | МБОУ СОШ № 1 им.А.А.Курбаева |
Контроль реализации программы | Информация о ходе выполнения программы предоставляется исполнителями в установленном порядке. Текущее управление программой осуществляется администрацией школы |
Пояснительная записка
За последние годы в федеральной и муниципальной системе образования произошли существенные изменения. Это и обновление содержания образования, информатизация образовательного процесса, осуществление компетентностного подхода в обучении и воспитании, т.е. все то, что согласно Концепции модернизации образования РФ обеспечит достижение нового качества образования, обеспечение новых образовательных стандартов (ФГОС), закрепленные Законом «Об образовании в Российской Федерации».
В условиях модернизации образовательной деятельности решающую роль в достижении главного результата - качественного образования школьников играет профессионализм педагогических и управленческих кадров.
По причине нестабильности демографической и социальной ситуации, необходимо осуществить процесса оптимизации образовательной деятельности в школе, а также разработать меры по стабилизации деятельности педагогических кадров.
В соответствии с этим важнейшими направлениями кадровой политики в области образования являются совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации и профессионализма педагогических и руководящих работников; работа по удовлетворению потребностей ОО в высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение престижа педагогической профессии.
Актуальность, важность, целесообразность разработки Программы развития кадрового потенциала в МБОУ СОШ № 1 им. А.А.Курбаева обусловлены тем, что в системе образования произошли существенные изменения, связанные с реализацией стратегии модернизации: осуществлён переход на ФГОС НОО, ООО, СОО (10 классы); происходит модернизация в сфере образования новых технологий; формирование системы мониторинга качества образования и независимой оценки качества образования; обновление структуры и содержания образования.
Создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной среды, обеспечивающей формирование стремления к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций, путём обновлении информационно-коммуникационной инфраструктуры подготовки кадров.
Актуальность создания программы обусловлена переменами, происходящими во всех сферах нашего общества и прежде всего в сфере образования. Данные перемены предъявляют новые требования к системе повышения квалификации работников образования, к личности самого учителя. Современный учитель должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство, активизировать свое научно-теоретическое самообразование, активно включаться в методическую работу в школе, на уровне своего населенного пункта, района, округа и края. Образование нуждается в учителе, способном модернизировать свою деятельность посредством критического, творческого ее преобразования, использования новейших достижений науки и передового педагогического опыта.
Главным результатом модернизации школы должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. Поэтому кардинально меняются требования к учителю. В первую очередь, требуется смена типа педагогического мышления: от репродуктивного – к продуктивному, от исполнительского - к творческому, от установки на трансляцию знаний - к самостоятельному, осмысленному конструированию образовательного диалога.
Закладывается модель нового учителя: учитель - исследователь, воспитатель, консультант, руководитель проектов.
Позиция учителя-профессионала: демонстрирует культурные образцы действий; инициирует пробные действия детей; консультирует, корректирует действия.
Позиция педагогической поддержки: оказывает адресную помощь ребенку, не избавляя от проблемной ситуации, а помогая ее преодолевать.
Данные перемены предъявляют новые требования к системе повышения квалификации работников образования, к личности самого учителя. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические компетенции, но и личностный потенциал педагога.
Современный учитель должен постоянно повышать свое педагогическое мастерство, активизировать свое научно-теоретическое самообразование, активно включаться в методическую работу. Образование нуждается в учителе, способном модернизировать свою деятельность посредством критического, творческого ее преобразования, использования новейших достижений науки и передового педагогического опыта.
Раздел I. Общая характеристика педагогических кадров
МБОУ СОШ № 1 им. А.А. Курбаева
Для определения проблем, подлежащих программной разработке, проведен анализ кадровых условий школы по состоянию на 1 сентября 2022 года.
Школа укомплектована педагогическими кадрами согласно штатному расписанию. В школе работает 78 педагогических работника, с учетом руководящего состава. Имеется потребность, специалистах сопровождения, учителя математики, учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, учителя английского языка. Почасовая нагрузка в среднем составляет 22,7 часа на одного учителя. За последние три года обновление коллектива произошло за счет прихода новых учителей: физики, химии, английского языка, математики, физической культуры, начальных классов, математики, биологии.
Сохранность контингента педагогического коллектива
Школа организует систематическое повышение квалификации педагогов: проводит обучение на краевых и районных обучающих семинарах, семинарах- практикумах и в ПК ИРО и дистанционно через образовательные центры других регионов.
Повышение квалификации педагогических работников
Анализ данных показывает, что:
По стажу педагогической работы преобладают опытные педагоги:
По уровню образования в школе: 3 чел. (3 %) - среднее педагогическое образование, 97% имеют высшее образование.
По уровню квалификации на основе аттестации:
Высшей: 23 чел. (34 %) ; I категории: 14 чел. ( 18%), соответствие занимаемой должности: 30 чел. (39%); без категории - 10 чел. (11%).
По возрасту
Средний возраст педагогических кадров 50 лет. Происходит старение педагогического коллектива.
Ежегодно проводится тематические заседания, где рассматриваются
вопросы формирования образовательной программы, ведение инновационной и экспериментальной деятельности, апробации новых технологий и УМК. Таким образом, вся организационно-управленческая работа с педагогическим кадрами строится на основе комплексно-целевого планирования деятельности школы.
Состав коллектива позволяет формировать и передавать педагогический опыт, организовать инновационную и экспериментальную деятельность, но в перспективе наблюдается «старение кадров» и требуются условия для обновления кадров.
Проблемы, требующие решения: старение педагогических и управленческих кадров, отсутствие притока молодых специалистов в сферу образования; низкий социальный статус педагога в обществе.
Раздел II. Мероприятия по реализации программы
«Педагогические кадры» на 2023-2026 гг.
Оценка эффективности программы:
В результате реализации программы ожидается создание кадровых условий, обеспечивающих развитие школьной системы образования, наличие механизмов, обеспечивающих: совместную деятельность всех субъектов образовательного сообщества края по воспроизводству педагогических кадров; объективную оценку труда педагогических и руководящих кадров; систему стимулирования труда работников.
Эффективность Программы оценивается по следующим показателям: процент укомплектованности ОО педагогическими кадрами; снижение процента текучести кадров; количество трудоустроившихся молодых специалистов и продолжающих работу в школе; процент выпускников поступающих в педагогические учреждения; качество предоставляемых услуг.
Реализация программы позволит повысить профессиональную компетентность педагогических кадров; обеспечить систему образования в потребности педагогических кадров; повысить образовательный уровень педагогических и руководящих работников школы; совершенствовать механизм аттестации руководящих и педагогических работников; повысить социальную защищенность и обеспечить стимулирование труда работников муниципальной системы образования.
Целевые показатели (индикаторы):
Прогноз конечных результатов реализации:
МБОУ СОШ № 1 им. А.А. Курбаева
Для определения проблем, подлежащих программной разработке, проведен анализ кадровых условий школы по состоянию на 1 сентября 2022 года.
Школа укомплектована педагогическими кадрами согласно штатному расписанию. В школе работает 78 педагогических работника, с учетом руководящего состава. Имеется потребность, специалистах сопровождения, учителя математики, учителей русского языка и литературы, учителей начальных классов, учителя английского языка. Почасовая нагрузка в среднем составляет 22,7 часа на одного учителя. За последние три года обновление коллектива произошло за счет прихода новых учителей: физики, химии, английского языка, математики, физической культуры, начальных классов, математики, биологии.
Сохранность контингента педагогического коллектива
Показатель | 2019-2020 учебный год | 2020-2021 учебный год | 2021-2022 учебный год |
Количество работников педагогических и руководящих работников | 71 | 74 | 77 |
Школа организует систематическое повышение квалификации педагогов: проводит обучение на краевых и районных обучающих семинарах, семинарах- практикумах и в ПК ИРО и дистанционно через образовательные центры других регионов.
Повышение квалификации педагогических работников
Учебный год | Всего педагогических работников | Из них прошли обучение на курсах повышения квалификации | |
число | % от общего | ||
2019-2020 | 71 | 13 | 18 |
2020-2021 | 74 | 35 | 47 |
2021-2022 | 77 | 51 | 66 |
Анализ данных показывает, что:
По стажу педагогической работы преобладают опытные педагоги:
Стаж | До 3 лет | До 5лет | До 10 лет | До 15 лет | До 20 лет | Свыше 20 лет |
Количество педагогов | 19 | 4 | 1 | 2 | 4 | 50 |
% | 24 | 4 | 1 | 2 | 4 | 65 |
По уровню образования в школе: 3 чел. (3 %) - среднее педагогическое образование, 97% имеют высшее образование.
По уровню квалификации на основе аттестации:
Высшей: 23 чел. (34 %) ; I категории: 14 чел. ( 18%), соответствие занимаемой должности: 30 чел. (39%); без категории - 10 чел. (11%).
По возрасту
Средний возраст педагогических кадров 50 лет. Происходит старение педагогического коллектива.
Ежегодно проводится тематические заседания, где рассматриваются
вопросы формирования образовательной программы, ведение инновационной и экспериментальной деятельности, апробации новых технологий и УМК. Таким образом, вся организационно-управленческая работа с педагогическим кадрами строится на основе комплексно-целевого планирования деятельности школы.
Состав коллектива позволяет формировать и передавать педагогический опыт, организовать инновационную и экспериментальную деятельность, но в перспективе наблюдается «старение кадров» и требуются условия для обновления кадров.
Проблемы, требующие решения: старение педагогических и управленческих кадров, отсутствие притока молодых специалистов в сферу образования; низкий социальный статус педагога в обществе.
Раздел II. Мероприятия по реализации программы
«Педагогические кадры» на 2023-2026 гг.
№ п/п | Наименование | Сроки |
I. Оптимизация структуры и совершенствование организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров. | ||
1.1. | Прогнозирование потребностей в педагогических кадрах | Май (ежегодно) |
1.2 | Проведение анализа уровня профессиональной компетентности педагогов в условиях повышения квалификации. Создание базы данных о потребностях педагогов в расширении образовательного пространства | Сентябрь (ежегодно) |
1.3 | Прогнозирование численности обучающихся | Май (ежегодно) |
1.4. | Прогнозирование численности кадров | Май (ежегодно) |
1.5. | Отработка различных моделей организации повышения квалификации работников школы | В течение действия Программы |
1.6. | Организация работы открытых педагогических мастерских силами лучших учителей школы по передачи педагогического опыта (подготовка к ГИА, ВПР, работа с одарёнными детьми, детьми с ОВЗ и другими особыми образовательными особенностями и пр.) | В течение действия Программы |
1.7. | Участие в августовской конференции педагогических работников | Август (ежегодно) |
2. Работа с резервом | ||
2.1. | Мероприятия по подготовке резерва на руководящую должность: | По мере возникновения вакансий |
| - анализ потребностей в руководящих кадрах; | |
| ||
3. Профилизация образования | ||
3.1. | Организация работы по ориентации учащихся на педагогические профессии. | В течении учебного года |
-формирование профильного класса | Май (ежегодно) | |
- проведение дней самоуправления | Март (ежегодно) | |
| ||
3.2. | Выполнение стимулирующих мер по привлечению молодых специалистов. | В течение действия Программы |
Участие в программе «Земский учитель» | В течение действия Программы | |
4. Развитие и совершенствование системы непрерывного педагогического образования | ||
4.1. | Экспертиза кадрового состава. | Май, сентябрь (ежегодно) |
4.2. | Коррекция данных педагогических и руководящих работников школы с учетом квалифицированного роста | Сентябрь (ежегодно) |
4.3. | Диагностика профессиональных затруднений педагогических и руководящих работников школы. | Сентябрь, декабрь (ежегодно) | |
4.4. | Организация и проведение проблемных семинаров по направлениям модернизации образования: внедрение технологий компетентностного подхода. | В течение действия Программы | |
4.5. | Участие в проблемных семинарах по подготовке к ГИА и ВПР. | ежегодно | |
4.7. | Участие в работе районных и школьных профессиональных методических объединений | В течение действия Программы | |
4.8. | Функционирование творческих групп по изучению и внедрению технологий системно- деятельностного подхода | В течение действия Программы | |
4.9. | Расширение фонда методической и справочной литературы | ||
4.10. | Обеспечение школы электронными образовательными ресурсами | ||
4.11. | Организация дистанционного обучения педагогических работников на проблемных курсах и базовых курсах ПК | ||
5. Стимулирование инновационных процессов и информационное обеспечение Программы | |||
5.1. | Формирование банка данных педагогических инноваций работников школы и анализ их результативности. | В течение действия Программы | |
5.2. | Создание и функционирование персональных сайтов учителей-предметников | В течение действия Программы | |
5.3 | Создание и пополнение страницы «Методическая копилка» на сайте ОУ, обновление имеющихся материалов | В течение действия Программы | |
6. Конкурсы как форма профессионального развития | |||
6.1. | Организация участия педагогов в конкурсах профессионального мастерства | Постоянно | |
7. Создание эффективных моделей аттестации | |||
7.1. | Формирование заказа на курсовую подготовку педагогов | Ноябрь (ежегодно) | |
7.2. | Проведение индивидуальной работы, связанной с организацией аттестационных процедур | Ежегодно | |
8. Увеличение объемов финансовой поддержки педагогов | | ||
8.1. | Разработка системы дифференцированной оплаты труда педагогических работников. | В период действия Программы | |
8.2. | Стимулирующие выплаты педагогам за исследовательскую и экспериментальную деятельность | Ежегодно | |
9. Создание здоровьесберегающих условий | |||
9.1. | Способствовать оздоровлению педагогических работников в санаторно-курортных и оздоровительных учреждениях. Участие педагогов в комплексе ГТО | В период действия Программы | |
10. Создание системы общественно-государственной поддержки педагогических работников | |||
10.1. | Взаимодействие с вышестоящими организациями по вопросам социальной поддержки педагогов | В период действия Программы | |
11. Моральное стимулирование педагогических работников | |||
11.1. | Проведение организационных процедур по представлению к наградам муниципального, регионального и федерального уровня педагогических и руководящих работников | Январь, март (ежегодно) | |
11.2. | Корректировка банка награжденных педагогических и руководящих работников | Сентябрь (ежегодно) | |
11.3 | Сохранение гарантий по оплате труда для работников школы. | Ежегодно | |
11.4 | Использование различных форм морального стимулирования педагогических кадров | Ежегодно |
Оценка эффективности программы:
В результате реализации программы ожидается создание кадровых условий, обеспечивающих развитие школьной системы образования, наличие механизмов, обеспечивающих: совместную деятельность всех субъектов образовательного сообщества края по воспроизводству педагогических кадров; объективную оценку труда педагогических и руководящих кадров; систему стимулирования труда работников.
Эффективность Программы оценивается по следующим показателям: процент укомплектованности ОО педагогическими кадрами; снижение процента текучести кадров; количество трудоустроившихся молодых специалистов и продолжающих работу в школе; процент выпускников поступающих в педагогические учреждения; качество предоставляемых услуг.
Реализация программы позволит повысить профессиональную компетентность педагогических кадров; обеспечить систему образования в потребности педагогических кадров; повысить образовательный уровень педагогических и руководящих работников школы; совершенствовать механизм аттестации руководящих и педагогических работников; повысить социальную защищенность и обеспечить стимулирование труда работников муниципальной системы образования.
Целевые показатели (индикаторы):
-
Удельный вес численности педагогических работников в возрасте до 35 лет в общей численности педагогических работников школы. Данный показатель характеризует приток в систему молодых педагогов, создание условий для закрепления молодых специалистов в системе образования. -
Оценка соотношения уровня заработной платы конкретного работника школы с результатами деятельности, исполнения показателей эффективного контракта, муниципального задания. -
Доля аттестованных педагогических работников к общему числу педагогических работников школы. Показатель характеризует уровень профессиональной компетенции педагогических работников учреждений образования.
Прогноз конечных результатов реализации:
-
стопроцентная укомплектованность школы педагогическими и руководящими кадрами; -
привлечение молодых специалистов в возрасте до 35 лет в образовательной организации - 13%; -
доля аттестованных педагогических работников на первую и высшую категорию к общему числу педагогических работников школы составит не менее 60% ; -
результаты участия педагогов в инновационной деятельности- до 50% от общей численности педагогического коллектива; -
педагогический коллектив школы продолжит ежегодно участвовать в проектах и профессиональных конкурсах системы образования.