Файл: Виды ответственности за коррупционные правонарушения и их характеристика.docx
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 379
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра профессионального обучения, педагогики и социологии
Реферат
по дисциплине: «Коррупция и борьба с ней»
на тему:
«Виды ответственности за коррупционные правонарушения и их характеристика»
Выполнил: ст. гр. 1ПГ09
Ибрагимов Ф. Ф.
Проверил: доцент, к. с. н.
Никонова Э. И.
Казань, 2023
Содержание
Введение..................................................................................................................3
-
Понятие коррупции...........................................................................................4 -
Административная ответственность за коррупционные правонарушения..................................................................................................5 -
Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения................................................................................................9 -
Гражданско-правовая ответственность.........................................................13
Заключение............................................................................................................15
Список литературы...............................................................................................19
Введение
В последние годы коррупция рассматривается как одна из основных угроз стабильности и жизнеспособности государства. Как тенденцию следует отметить определенную девальвацию уровня тяжести коррупционных правонарушений, вызывающих осуждение в обществе и уголовное преследование в правоприменительной деятельности.
Проблемы борьбы с коррупцией привлекают в последнее время к себе пристальное внимание, являясь острейшими и крайне актуальными обсуждаемыми вопросами нашего общества. Это вполне закономерно.
Коррупции способствуют не только политическая нестабильность, неразвитость и несовершенство законодательства, неэффективность институтов власти, слабость институтов гражданского общества и отсутствие прочных демократических традиций, но и низкая просвещенность граждан, в частности молодежи и студентов, в отношении выбора эффективных и рациональных способов борьбы с коррупционными проявлениями и последствиями коррупции в обществе. Отсутствие знаний антикоррупционного законодательства, низкая степень доверия институтам гражданского общества в противодействии коррупции, ставят проблему изучения политических, социальных, психологических основ борьбы с коррупцией в разряд первостепенных задач. В этом и заключается актуальность изучения данной темы.
Цель реферата: рассмотреть сущность такого явления как коррупция, выявить наказания за их совершение.
Для выполнения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:
-ознакомиться с понятием «коррупция» и «коррупционные проступки»;
-изучить виды коррупционных проступков;
-обозначить формы ответственности за коррупционные правонарушения и действия.
1. Понятие коррупции
Действующий Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ дает этому явление вполне четкое определение. Под коррупцией понимается - «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица».
Традиционно коррупция рассматривается как социально-правовое явление. Однако современная коррупция имеет универсальные черты, которые образуют сложный комплекс социальных, экономических, политических и морально-этических особенностей.
В России, впервые термин «коррупция» был введен в правовой понятийный аппарат А.Я. Эстриным в работе «Взяточничество». Данная работа вышла в рамках работы кружка уголовного права при Санкт-Петербургском университете в 1913 г. Автор дал следующее определение: «коррупция - подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».
Толковый словарь русского языка характеризует коррупцию как «подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей». В современной научной и учебной литературе отмечено многообразие определений коррупции.
2. Административная ответственность за коррупционные правонарушения
Нормативно правовым актом, устанавливающим административную ответственность за коррупционные правонарушения, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП). В настоящее время в КоАП РФ нет строгой систематизации составов административных правонарушений коррупционной направленности, которых он содержит более 20.
Административная ответственность за коррупционные правонарушения. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за правонарушения коррупционного характера, в том числе предусмотренных статьями 7.27, 7.29 — 7.32, 7.32.3, 13.11, 13.14, 15.21, 19.28, 19.29 КоАП РФ, а именно:
-мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты);
-нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков;
-использование служебной информации на рынке ценных бумаг;
-нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);
-разглашение информации с ограниченным доступом;
-получение незаконного вознаграждения от имени юридического лица;
-незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) и другие.
К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, можно отнести такие, как:
- подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах; (статья 5.16);
- непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
- незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
- использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
- сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
- нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
- мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
- несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
- нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
- отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
- нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
- нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
- ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
- использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
- незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
- незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).
За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:
1. административный штраф;
2. административный арест;
3. дисквалификация.
3. Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения
Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения предусмотрена ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ, Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
«Дисциплинарными коррупционными проступками принято считать обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями нарушения порядка исполнения лицом своих профессиональных обязанностей, за которые нормативно-правовыми актами установлена дисциплинарная ответственность».
В соответствии со ст. 192 Трудового Кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка (неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей) работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, такие как:
1. замечание;
2. выговор;
3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
4. увольнение в связи с утратой доверия.
Так, в соответствии со ст. 27.1. Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения следующих правонарушений:
- ст. 14.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ - за непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
- ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ - за непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.
Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение норм Федерального закона 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», антикоррупционных положений иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок прохождения государственной службы.
Таким образом, дисциплинарную ответственность за нарушения законодательства о противодействии коррупции, в том числе и за предоставление недостоверных или неполных сведений о доходах и расходах, можно определить как ответственность, наступающую вследствие нарушения норм Федерального закона «О противодействии коррупции», антикоррупционных положений иных федеральных законов и подзаконных нормативных актов, регламентирующих порядок прохождения государственной службы и статус лиц, замещающих отдельные должности, применяемую уполномоченным субъектом к правонарушителю, на которого возлагается обязанность претерпевать неблагоприятные последствия в виде дисциплинарного взыскания.
Как уже отмечалось, за последние два года законодатель внес дополнения в ряд федеральных законов, регламентирующих особенности прохождения государственной службы в различных органах государственной власти. Предусмотрен общий перечень составов коррупционных дисциплинарных проступков; введена категория «утрата доверия»; установлен общий порядок дисциплинарного производства (порядок наложения взыскания, сроки наложения взыскания и др.).