Файл: Контрольная работа по дисциплине Теория государства и права Институт непрерывного и дистанционного образования.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.12.2023
Просмотров: 470
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный экономический университет» (УрГЭУ) |
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Теория государства и права»
Институт непрерывного и дистанционного образования Направление подготовки 38.03.04. Государственное и муниципальное управление Направленность (профиль) Государственное и муниципальноеуправление Оценка: _____________ | | Студент Юрков Никита Александрович Группа ОЗГМУ 22 Преподаватель Ягофарова Инара Дамировна, |
Екатеринбург
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Вариант № 2
Страницы 1-6: Теоретический вопрос: Особенности федеративного устройства России
Страницы 7-8: Практическое задание: Составьте сравнительную таблицу «Монархия и республика»
Вариант № 1
Страницы 9-11: Теоретический вопрос: Норма права: понятие, классификация.
Страницы 12-13: Практическое задание: Дайте определение, найдите в нормативных актах, приведите пример и выпишите: а) учредительные (декларативные) нормы-принципы; б) норму с альтернативной санкцией.
Теоретический вопрос: Особенности федеративного устройства России.
В современном мире функционирует множество разных федераций со своими особенностями, среди которых можно выделить Россию, Индию, Бразилию, США, Германию, Швейцарию. Российской Федерации характерен ряд особенностей, которые отличают её от иных способов федеративного устройства.
Федерации обычно образуются посредством объединения двух либо более государственных образований в единое союзное государство. Образование федеративного устройства России происходило иным путем. Россия как федерация не выступает объединением нескольких государств. РФ образована в результате создания в её составе нескольких автономных национально-государственных образований народов, которые проживают на их территориях. В рамках федеративного устройства они и признаны субъектами России.
Порядок образования и особенности федеративного устройства России говорят о том, что со времени возникновения Российская Федерация носит не договорно-конституционный либо договорный характер (как большинство других федераций), а конституционно-правовой. Это объясняется тем, что федеративного устройство России создано не вследствие заключения договора между отдельными субъектами, а как результат провозглашения её федерацией в Конституции.
Как любая федерация, Россия выступает не союзом отдельных государств, а единым государством. По этой причине находящиеся в её составе субъекты не могут заключать с РФ межгосударственные договоры по тем же основаниям, что и с зарубежными государствами. Иное дело представляют двусторонние и многосторонние соглашения между Российской Федерацией и её субъектами о порядке распределения между ними полномочий. Подобным соглашением выступает Федеративный договор, которым является Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти республик в составе РФ. Федеративный договор в той части, которая не противоречит положениям Конституции РФ, и наряду с ней формирует федеративное устройство России и правовые основы отношений РФ с подписавшими данный договор республиками.
Автономия в Российской Федерации предполагает самостоятельную реализацию государственной власти национально-государственными образованиями, находящимися в её составе в пределах компетенции, которая устанавливается федеральными органами государственной власти при участии соответствующего субъекта.
Автономия в РФ строится по национальному признаку, то есть она создается с учетом национального состава, проживающего в ней населения. В зависимости от численности населения и других факторов выделяют разные виды автономии: автономная область и автономный округ. В данном случае учитывается воля населения по созданию то или иного автономного образования.
Государственное устройство России представляет территориальную организацию РФ, которая характеризуется федеративной формой её государственных взаимосвязей с республиками, краями и областями, автономной областью и округами, городами федерального значения.
Федеративное устройство России способствует свободному развитию наций и народностей, которые проживают на её территории. Это находит выражение в создании разных форм национальной государственности народов Российской Федерации: республик, автономных округов и области, а также в возможности преобразовать одну форму национальной государственности в другую. Свободное развитие народностей и наций также предполагает активизацию развития национальных языков.
Согласно принципу федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения вводятся и гарантируются Конституцией России. При этом конституции республик, уставы краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения не могут противоречить Конституции Российской Федерации.
Федеративное устройство Российской Федерации основывается на нескольких основных принципах:
1. Государственная целостность РФ - это означает, что РФ - цельное, единое и неделимое государство, включающее в себя государственные образования.
Россия является суверенным государством, имеет единую территорию и правовую систему.
2. Единство системы государственной власти проявляется в суверенитете РФ, наличии общефедеральных органов государственной власти, верховенстве Конституции России и федеральных законов. Субъекты Федерации обладают всей полнотой власти вне пределов компетенции РФ, совместного ведения Федерации и ее субъектов.
3. Равноправие и самоопределение народов РФ проявляется в равных правах на национальное развитие, развитие национальной культуры, языка, на пользование им.
4. Равноправие субъектов Федерации между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти проявляется:
а) в равенстве их прав и обязанностей как субъектов РФ;
б) в конституционно установленных равных пределах компетенции РФ;
в) в равном представительстве всех субъектов государства в Совете Федерации.
В Конституции РФ также закреплено разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами Федерации. Наряду со многими полномочиями РФ самостоятельную группу образуют полномочия РФ в сфере внешних сношений и обороны страны: внешняя политика и международные отношения России, оборона, безопасность и др.
Также к ведению РФ отнесены вопросы обороны и охраны границ: оборона и безопасность, оборонное производство, определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ.
Практическое задание: Составьте сравнительную таблицу «Монархия и республика»
МОНАРХИЯ | РЕСПУБЛИКА |
Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит одному лицу, которое ее получило, как правило, по наследству | Форма правления, при которой верховная власть в государстве избирается населением напрямую или формируется представительным общенациональным органом |
Глава государства | |
монарх, единоличный правитель, передающий свою власть по наследству или в соответствии с личными предпочтениями | представитель исполнительной ветви власти, избираемый народом (в президентских республиках) либо назначаемый парламентом |
Разделение власти | |
Нет разделения власти, глава государства выступает как носитель суверенитета | Действует принцип разделения власти на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную |
Основные Нормативные акты | |
указы, эдикты, декреты монарха, в конституционных монархиях дополняемые законами | Основной нормативный акт - закон |
Срок полномочий | |
Монарх имеет бессрочную пожизненную власть | Принцип сменяемости. Ограничение срока избрания государственных органов. Государственные органы избираются на определенный срок. |
Ответственность | |
Свобода монарха от ответственности | Ответственность должностных лиц (политическая, административная, уголовная) |
Организация общества | |
Принцип формального неравенства людей (монарх-подданные) | Принцип\п формального равенства людей, их солидарность, объединенность в государстве |
Теоретический вопрос: Норма права: понятие, классификация.
Норма права – это санкционированное, или установленное общеобязательное правило поведения, охраняемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений.
Норма права (юридическая норма, правовая норма) является важнейшей разновидностью действующих социальных норм в обществе.
Норма права обладает характерными качествами, присущими для любой социальной нормы в качестве регулятора общественных отношений. Правовая норма выступает критерием правомерности поведения, это определенная модель поведения, определяющая границы должных и возможных поступков, обеспечивает меру свободы правовых субъектов.
Признаки нормы права:
Общеобязательность– норма является «равным масштабом», эталоном, применяемым к разным ситуациям и лицам; адресованы неопределенному кругу лиц; рассчитана на многократное применение;
Общий характер – не персонифицированное, без личностное правило поведения, распространяющееся на значительное количество жизненных ситуаций;
Нормы образуют в своей совокупности право в целом, отрасли права, правовые институты; составляют систему содержания права;
Норма выражается в источниках права;
Формальная определенность – в официальных документах норма выражается в письменной форме;
Является социальной нормой, то есть регулирует общественные отношения;
Устанавливается государственными органами, охраняется государством путем применения мер государственного принуждения (стимулирования);
Определяют права и обязанности субъектов правоотношения;
Микросистемность - выступает в виде специфической микросистемы, включающей взаимоупорядоченные и взаимосвязанные элементы - гипотеза, диспозиция, санкция;
Предоставительно-обязывающий характер - двустороннее правило поведения.
Классификация норм права помогает обозначить роль и место юридических норм во всей системе правового регулирования, шире познать их назначение и природу.
Основные виды норм права в зависимости:
От содержания - исходные нормы (определяют задачи, цели, направления, пределы, основы правового регулирования отношений в обществе (провозглашающие принципы декларативные нормы, дефинитивные нормы и др.); общие нормы – характерны общей части определенной отрасли права, распространяются на большую часть или на все институты конкретной отрасли права; специальные нормы - отдельные институты отрасли права, регулируют определенный вид родовых отношений в обществе с учетом характерных для них особенностей (корректируют способы правового влияния на поведение, пространственные и временные условия их реализации, детализируют общие условия);