Файл: 1. Работа над художественной деталью.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Работа над художественной деталью

При исследовании эпизода необходимо учить учащихся ставить перед собой вопросы:

а) Какую задачу решает автор, вводя художественные детали в произведение?

б) Как деталь характеризует героев и их отношения?

в) Встречаются ли эти детали в других эпизодах?

г) Претерпевают ли детали изменения, и с чем это связано?
Прочитайте фрагмент текста И.А.Гончарова «Обломов» (Часть I,глава 1.

Первый эпизод «Утро в доме Обломова»).

В Гороховой улице, в одном из больших домов, народонаселения которого стало бы на целый уездный город, лежал утром в постели, на своей квартире, Илья Ильич Обломов.

   Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.

   Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.

   Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани.

   Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.

   Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.


   Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием. Когда он был дома – а он был почти всегда дома, – он все лежал, и все постоянно в одной комнате, где мы его нашли, служившей ему спальней, кабинетом и приемной. У него было еще три комнаты, но он редко туда
заглядывал, утром разве, и то не всякий день, когда человек мел кабинет его, чего всякий день не делалось. В тех комнатах мебель закрыта была чехлами, шторы спущены.

   Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою матернею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.

   Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.

   Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.

   Сам хозяин, однако, смотрел на убранство своего кабинета так холодно и рассеянно, как будто спрашивал глазами: «Кто сюда натащил и наставил все это?» От такого холодного воззрения Обломова на свою собственность, а может быть, и еще от более холодного воззрения на тот же предмет слуги его, Захара, вид кабинета, если осмотреть там все повнимательнее, поражал господствующею в нем запущенностью и небрежностью.

   По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала, вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями, для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце; на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.



   Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет, – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями; но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели; видно, что их бросили давно; нумер газеты был

прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.

Деталь важна и значима как часть художественного целого. “Деталь — миниатюрная модель искусства. В индивидуальном характере — тип. В цепи единичных событий — время, история. В частной коллизии — противоречия общества. В отдельных судьбах — закономерности эпохи. Ни характеры, ни обстоятельства невозможны, немыслимы вне «бесконечно малых моментов»

При этом важно определять содержательные функции двух композиционных компонентов, особенно часть встречающихся в эпизоде, - описания интерьера и пейзажа.

Интерьер (франц. – внутренний) – изображение внутреннего убранства какого-либо помещения. В произведениях художественной литературы это один из видов воссоздания предметной среды, окружающей героя. Многие писатели использовали характерологическую функцию интерьера, когда каждый предмет несёт на себе отпечаток личности его хозяина.

Детали менее экспрессивные и менее характерные называются подробностями. «Подробность воздействует во множестве. Деталь тяготеет к единичности».
В романе Гончарова описание интерьера комнаты, “где лежал Илья Ильич”, помещённое в первой главе, ярко характеризует самого героя; а такая деталь, как “не убранная со вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой”, говорит и об Обломове, и об отношениях между барином и слугой.

Другой важной деталью является халат Обломова. При описании внешности Обломова не раз упоминается его халат, символизирующий любовь к удобству, к покою и «привольности». С переменами в жизни Обломова халат исчезает: он его забросил, давно не носил. Но когда любовь к покою побеждает, образ халата вновь появляется. Агафья Матвеевна с любовью чистит халат, приводит в порядок: еще послужит халат Обломову.


Халат в русской литературе стал своеобразной аллегорией духовного падения: еще П.А. Вяземский в стихотворении передал стремление к пассивному созерцательному бытию образом халата:

Жизнь наша в старости – изношенный халат:

И совестно носить его, и жаль его оставить;

Мы с ним давно слились, давно, как с братом брат;

Нельзя нас починить и заново исправить.
Как мы состарились, состарился и он,

В лохмотьях наша жизнь, и он в лохмотьях тоже.

Но я люблю жизнь старую свою

И холю свой халат с любовью и почетом.

Так, при работе на уроке по теме «Художественное мастерство» И.А. Гончарова в романе «Обломов» при использовании групповых приемов одной из групп в классе можно дать такое задание:

Группа 2.

Художественная деталь и ее роль в романе.

Часть I, глава 1. Первый эпизод «Утро в доме Обломова».

Со слов «Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам его…» до слов «…непременно попадал в них сразу».

– Какие художественные детали использует Гончаров в описании внешности Ильи Ильича?

– Какие еще художественные детали подчеркивают главные черты героя?

– Какую черту характера Обломова символизируют эти детали? При каких обстоятельствах упоминается художественная деталь в романе? Почему?

– Гончаров – мастер художественных деталей. Можно ли сказать, что художественная деталь обогащает образ Обломова, помогая понять главные черты?

После работы с тестом представителем группы должен быть представлен выборочный анализ эпизода в виде связного текста, содержащего ответы на поставленные вопросы.

Предполагаемый ответ

В описании внешности Ильи Ильича у Гончарова важной художественной деталью является домашняя одежда Обломова (халат и туфли).

«Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу!» Это был «настоящий восточный халат» из персидской ткани, который от постоянного ношения уже утратил «свою первоначальную свежесть» и лоск. Но он «имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела», под стать халату были и туфли, «длинные, мягкие и широкие; когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу»[51]. Такая одежда и обувь не стесняет героя, в них он ощущает столь любимые «простор и приволье», испытывает чувство постоянной расслабленности.


В убранстве и состоянии комнаты Обломова выделяются такие художественные детали: напитанная пылью паутина «в виде фестонов», зеркала, могущие «служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память», ковры в пятнах, час не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой».

Общее впечатление от обзорного наблюдения комнаты отражается в авторском выводе: «Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет – так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия».

Таким образом, в начале романа с помощью художественных деталей дается характеристика Ильи Обломова. Художественные детали в этом эпизоде символизируют леность, стремление к покою, апатию главного героя ко всему окружающему, нежелание перемен.

Ответ этой группы оценивается экспертами в специальном рабочем листе:

Рабочий лист экспертной группы

Художественный прием

Роль в создании образа

Наличие выводов в ответах группы

Оценка работы группы

Художественные детали:

1.Халат

2.Пыль и грязь в комнате

3.Неубранная посуда со стола

Символизирует главные черты.

Дополняют, выделяют основные черты героя.