Файл: Реферат по дисциплине Российская идентичность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.12.2023

Просмотров: 144

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дескриптивный


идеологический

Три уровня мультикультурализма по А. Куропятнику





политический



Три уровня мультикультурализма по А.С Петриковской

политический

идеологический

демографический


Рис. 2. Уровни мультикультурализма

Рассмотрим более подробно уровни мультикультурализма по мнению исследователя А. С Петриковской:

- демографический, сущность которого состоит в описании изменений демографических и этнокультурных параметров национальных обществ, происходящих как вследствие внутренних, так и внешних причин. Важнейшей из них выступает миграция, в результате чего мультикультурализм, как на институциональном, так и на обыденном уровнях, иногда понимается как политика интеграции мигрантов в принимающее общество

- идеологический, в рамках которого обсуждаются варианты национальных идеологий, например, полиэтнического национализма в Австралии, культурной коммуникации, межкультурного взаимопонимания, соответствия и различий ценностей, норм, морали контактирующих между собой этнокультурных общностей, национальных меньшинств и национального большинства

- политический, предполагающий практическое решение вопросов политического и культурного равноправия национального меньшинства и большинства, реализацию программы поддержки и социальной защиты меньшинств.

Также рассмотрим более подробно уровни мультикультурализма с позиции исследователя А. Куропятника:

- дескриптивный (демографический), который заключается в стремлении описать изменения демографических и этнокультурных параметров национальных обществ, как в процессе миграции, так и в результате внутреннего развития. Вследствие этого, мультикультурализм понимается как политика интеграции этнокультурных групп в поликультурное общество.


- идеологический. В подобном ключе рассматриваются различные варианты национальных идеологий (Канада, Австралия, США), а также аспекты межкультурных коммуникаций и распределении значения этнокультурных меньшинств и большинства в данных коммуникациях.

- политический. Мультикультурализм рассматривается как политика решения вопроса множественности на социальном и политическом уровнях; предлагает пути к нахождению компромисса в иерархии социального статуса миноритарных групп; предполагает реализацию различных программ поддержки, как иммигрирующих этнокультурных групп, так и уже существующих на территории полиэтнического поликультурного государства.

Рассматривая формы мультикультурализма, исследователь Н. Глейзер выделяет: добавочный, трансформативный, и ответвление мультикультурализма (афроцентризм).

Добавочный мультикультурализм одна из форм воинствующего мультикультурализма, агрессивность которого становится со временем очевидной. Либеральность в отношении этнокультурных групп порождает маятниковый откат в сторону, противоположную изначальным установкам плюралистической стороны мультикультурализма.

Трансформативный мультикультурализм также относится к воинствующей форме мультикультурализма. В нем, согласно Глейзеру, полная история США переписывается заново, главную роль в которой играют расы и этичности, ранее подвергавшиеся дискриминации. Афроцентризм, является ответвлением трансформативного вида мультикультурализма. Будучи изначально направленным на восстановление прав афроамериканского компонента населения США, через разумные шаги по включению в образовательный процесс изучения Африканского континента, в экстремальных проявлениях превращается в требования пересмотра хода истории, а также мировых научных и культурных, главных технологических достижений человечества с позиции первенства африканской, в частности негритянской культуры.

Проанализировав уровни, формы и типы мультикультурализма можно сделать вывод, что понятие «мультикультурализм», появилось в ответ на необходимость теоретического осмысления вопроса сосуществования национальных культур в рамках единого многонационального пространства. Изначально это понятие имело лишь этнический аспект. Теории мультакультурализма раскрывали взаимодействия исключительно с национальными меньшинствами. Сейчас же, спустя десятилетия развития, это понятие вышло далеко за пределы национальной проблематики, теперь оно рассматривает взаимодействия «большинств» с различными культурными и субкультурными меньшинствами (этническими, религиозными). На основе вышеизложенного, можно определить «мультикультурализм», как форму толерантного сосуществования различных культур в одной стране на основе предоставления равных возможностей и свободы самоутверждения каждого представителя национальной культуры.


ГЛАВА 2. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ В РЕАЛЬНОСТИ


Каждое государство, принимающее мигрантов, прежде всего задумывается о том, как сделать так, чтобы новые члены их общества не испытывали ограничений в жизни по причине своей принадлежности к собственной культуре. Для этого на государственном уровне проводится политика, направленная на интеграцию мигрантов в социальную среду того или иного общества. Яркими примерами подобной политики являются концепции «плавильного котла» (смешение культур и создание на их основе совершенно новой), «мультикультурализма», который характеризуется одновременным существованием различных культур в одном и том же обществе, а также «ассимиляцией», то есть фактически поглощением одной культурой другой, как правило, инородной. В то время как первый и третий виды являются достаточно старыми явлениями, нашедшими отражение как в миграционной политике Соединенных Штатов Америки, так и всего мира в целом, мультикультурализм довольно молод, он возник в Канаде в 70-х годах XX века. Зачастую эти направления миграционной политики противопоставляются друг другу по той причине, что они по-разному рассматривают взаимодействие культур в обществе.

Концепция мультикультурализма предполагает создание следующих условий для мигрантов:

  • Возможность сохранения множества культур в рамках одного государства.

  • Формирование терпимости к представителям иных культур.

  • Помощь мигрантам в адаптации к местной культуре.

Очень часто данная концепция проявляется в поддержке этнических некоммерческих организаций со стороны государства. Например, проведение расширенного заседания Комиссий Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям председателем Союза Армян России; или введение в школах преподавания на языках этнических меньшинств и мигрантов. Подобная политика является достаточно рискованной по той причине, что она не должна вызывать конфликты и негодование у людей, уже существующих в обществе, где принимается решение о принятии мультикультурного вектора развития.

В современном обществе не существует стран, где до сих пор существуют лишь так называемые «монокультуры», всецело сохранившие свои особенности и не подвергшиеся влиянию других. Причиной этому являются глобализационные процессы, оказывающие влияние на каждое из существующих обществ, например, сильнейшая унификация в различных сферах общества.
Глобализация по своей сути это всемирная политическая, экономическая, религиозная и культурная интеграция и унификация. И именно проявления культурного разнообразия встречаются часто, особенно широко они распространены в крупных странах, таких как США, Канада, Россия.

Канада стала первой страной, внедрившей политику мультикультурализма. В середине XX века в Канаде возникла угроза сепарации, так как одна из её провинций – франкоговорящий Квебек – решила отделиться от страны, чтобы сохранить свою идентичность. Для того, чтобы не терять территорию, власти страны стремились найти цивилизованный выход. Решение этой проблемы – политика мультикультурализма. В 1969 году было принято решение о введении двух языков –  английского и французского – как официальных. С 1982 года Квебек имеет статус провинции с языковой и культурной спецификой, а с 1988 года принят закон о мультикультурности Канады.

Основной особенностью Канады, как страны, где ведётся подобная политика, является то, что мультикультурализм закреплён на государственном уровне. Данное обстоятельство находит следующие проявления:

  • Наличие СМИ, транслирующих новости не на государственных языках страны.

  • Определение национальной политики Канады: «Правительство Канады (также) рассматривает культурную мозаику (разнообразие канадцев по расовому, этническому происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям) как основополагающую национальную черту канадского общества».

  • Возможность для любого гражданина Канады во время переписи населения назвать своё этническое определение и добавить слово «канадец», например, русский канадец, украинский канадец или китайский канадец.

Помимо Канады в настоящее время и Соединённые Штаты Америки также начали проводить подобную политику, однако в Штатах её внедрение происходит не столь успешно: изначально в этой стране была широко распространена концепция «плавильного котла». Однако так как эта идея была сформирована в XVIII в., то она подразумевала, что носителем новой, «сплавленной» из множества, культуры станет человек из Европы. И благодаря этому в стране сформировался эталон WASP – эталон белого человека. WASP- это акроним, который был популярен в Соединенных Штатах в XX веке, и закреплял за собой «привилегированное положение». WASP можно расшифровать как «человек, являющийся представителем европеоидной расы и протестантом англосаксонского происхождения». Таким образом, люди, носившие подобные характеристики сравнивались с теми, кто обладает какими-либо преимуществами по сравнению, например, с афроамериканским населением, мигрантами из других стран или жителями Латинской Америки. Из-за повсеместной глобализации, повлекшей за собой большой поток миграции в США, стало приезжать так много человек, что «плавильный котёл» дал сбой и не смог «сплавить» все культуры в одну. Тогда на первое место вышел мультикультурализм, который и начинал формировать новое общество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Явление мультикультурализма, с одной стороны, имеет множество положительных черт, поскольку цель его – равенство всех культур, сосуществующих в одном обществе. Также эта политика стремится к снижению количества конфликтов, которые могут возникать в обществе на основе культурных разногласий.

Однако с другой стороны, может оказаться так, что мультикультурализм в современном обществе приобретает негативную окраску. Для этого есть несколько причин.

Во-первых, концепция «мультикультурализма» может провоцировать культурные конфликты. Примером может являться запрет ношения хиджабов в школах Франции. Подобный инцидент вызвал бурю негодования среди людей, прибывших из мусульманских стран, для которых хиджаб является одним из ключевых элементов одежды. В то время, как, для французской культуры подобный дресс-код не является нормой.

Во-вторых, люди могут использовать эту политику себе во благо и, по сути, паразитировать на ней. К примеру, в США существовала практика предоставления льгот на образование для мигрантов со своей культурой, например, афроамериканцев и выходцев из Латинской Америки. В определенный момент это привело к повышению доли учащихся из этих категорий в университетах.

Таким образом, можно утверждать, что мультикультурализм хоть и существует в современном мире, однако он слабо закреплён на государственном и муниципальном уровнях и существует в таком виде лишь в небольшом количестве стран. Тем не менее неизбежность следования подобной политике испытывает почти каждая страна мира, поскольку в составе их населения сосуществует множество этнических меньшинств с их локальными культурами, которые необходимо принимать, уважать и развивать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ




  1. https://thewallmagazine.ru/multiculturalism/ -статья Волохович Алексея «Существует ли сейчас Мультикультуризм?»

  2. https://cult.bobrodobro.ru/13620- мультикультурализм -основные понятия, история

  3. https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fru.uzvisit.com%2F989-multiculturalism&cc_key- мультикультурализм, статья

  4. Концепция «мультикультурализма» в политике стран Европейского Союза ОП ВО «41.03.05 – Международные отношения» Выпускная квалификационная работа, исполнитель- Носова С.С.; Екатеринбург, 2016 г., 95 с. – Текст: электронный // электронная библиотека УрГПУ— URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/3681/1/21Nosova.pdf