Добавлен: 10.12.2023
Просмотров: 145
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Иркутский государственный аграрный университет имени А.А. Ежевского»
Факультет: Институт Управления Природными Ресурсами им.В.Н. Скалона
Кафедра философии, социологии и истории
РЕФЕРАТ по дисциплине «Российская идентичность»
Тема: Мультикультурализм: теория и реальность
Выполнил: Куценко Е.А.
Студент 1 курса
Уровень магистратуры
Очной-заочной формы обучения
Направление подготовки 06.04.01 Биология
Проверил: доцент кафедры философии, социологии и истории,
к. филос. н. Альшевская Л.В.
Молодежный 2023г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРИЗМА 5
§ 1 История мультикультуризма 5
§ 2 Типы, формы и уровни мультикультурализма 7
ГЛАВА 2. МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ В РЕАЛЬНОСТИ 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 16
ВВЕДЕНИЕ
Мультикультурализм — один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры.
Мультикультурализм - это мирное сосуществование различных культур в одной среде. Это социальный феномен, непосредственно связанный с глобализацией и обществами постмодерна.
Канада и Бразилия, например, являются мультикультурными странами. Многое из-за различных групп иммигрантов, полученных, но и для наблюдения других факторов интеграции, таких как неподчинение доминирующей культуре и развитие новых культур от первоначального культурного шока.
Мультикультурализм можно также назвать мультикультурализмом и культурным плюрализмом, и это концепция социологии, применяемая к исследованиям в области социальных наук. Идея мультикультурной группы предполагает, что культурные группы будут становиться все более взаимосвязанными из-за растущего контакта между культурами и почти полного отсутствия изолированных групп.
Этот вопрос часто обсуждается между антропологами и социологами разных направлений. Некоторые ученые считают, что такого мультикультурного взгляда не существует и что с приходом европейцев навязывается доминирующая культура, что в конечном итоге привело бы к гегемонизации глобализации. Другие мыслители, однако, видят несколько многоэтнических черт и защищают существование множества культур на американском континенте и живут в гармонии именно благодаря возможности глобальных отношений.
Концепция мультикультурализма находится под сильным влиянием культурного релятивизма, который ставит под сомнение идею о том, что привычки и обычаи одной группы могут превосходить другие. Эта идея о том, что культуры разнообразны и должны уважаться по своей сути, без добра или зла в обычаях, является основой мультикультурализма.
Таким образом, задача мультикультурализма - объединить людей различных устоев в одно целое, подружить их между собой, привить им взаимоуважение.
Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокий уровень культурного развития.
Актуальность темы заключается в значении термина «мультикультурализм», который сегодня довольно часто встречается в научных и публицистических текстах. Политологи, социологи, социальные антропологи, культурологи, социальные психологи и, конечно, философы и журналисты обращаются к нему в попытках дать объяснение множеству проблем, встающих перед современным обществом. Этот термин возникает, когда речь заходит о проблемах иммиграции и социальной неустроенности, о разобщенности и об отсутствии солидарности в современном обществе, о кризисе современной модели государства; о мультикультурализме неизбежно заходит речь в дискуссиях о смысле культуры и в дебатах о значении идентичности; без него сложно представить себе серьезное обсуждение образовательной политики или тематики прав человека.
Цель реферата: Сравнить идею мультикультурализма в теории и в реальности
Для выполнения цели были поставлены следующие задачи:
-
Изучить материалы, касающиеся термина «мультикультурализм» -
На основе изученного материала дать краткую характеристику данного термина. -
Сравнить теоретическую часть с реальным явлением.
ГЛАВА 1. ТЕОРИЯ МУЛЬТИКУЛЬТУРИЗМА
В окружающем нас информационном пространстве мы часто можем слышать слово «мультикультурализм». Это слово, а точнее стоящее за ним явление, играет в жизни современного Мира важную роль и во многом определяет его геополитическую картину. Сегодня европейское общество, или, если быть более корректным, Европейская Цивилизация (неотъемлемой частью которой является Россия и русский народ) оказалась в глубоком кризисе, который, по мнению многих тоже тесно связан с мультикультурализмом. В связи с этим в обществе ощущается повышенная потребность в подробном и трезвом анализе этого явления.
§ 1 История мультикультуризма
Термин «мультикультурализм» впервые появился в конце 60-х годов ХХ века в Канаде, а в 1971 году уже стал официальным термином, обозначающим правительственный курс. В конце прошлого века частотность его использования стала стремительно расти: если в 1981г. в ведущих американских массовых изданиях он встречался всего 41 раз, то в 1992г. - уже порядка 2000 раз. На рубеже 80-х - 90-х годов ХХ века данный термин стали включать в словари по политологии, социологии и философии, и ныне стоящее за ним понятие стало одной из важнейших категорий современных общественных наук. В одной из крупнейших интернет-поисковых систем «Google» на запрос «мультикультурализм» выдается около 235 тысяч ссылок. Что свидетельствует о большой заинтересованности этим термином в обществе.
По мнению Э.Паина, «мультикультурализм - это совсем “свежая” концепция, которая вошла в научный оборот лишь в конце 1980-х годов и уже в силу своей молодости пока не имеет серьезной теоретической основы. Сам этот термин крайне неопределен, хотя и употребляется в последнее время чрезвычайно широко во многих странах мира… Тем не менее, при всей теоретической неопределенности этого концепта, его популярность заложена в основном постулате, признающем самоценность культурного разнообразия страны (региона, всего мира) и принципиальную недопустимость ранжирования культур по принципу «низшая - высшая», «главная - второстепенная»».
Американский исследователь Н.Глейзер определил мультикультурализм как «комплекс разнообразных процессов развития, в ходе которых раскрываются многие культуры в противовес единой национальной культуре». Это одно из самых широких определений мультикультурализма. Так же исследователь выделяет несколько форм мультикультурализма: добавочный, трансформативный и ответвление мультикультурализма - афроцентризм. Добавочный мультикультурализм одна из форм воинствующего мультикультурализма, агрессивность которого становится со временем очевидной. Либеральность в отношении этнокультурных групп порождает маятниковый откат в сторону, противоположную изначальным установкам плюралистической стороны мультикультурализма. Добавочный мультикультурализм Глейзер расшифровывает как факт активного добавления нескольких значимых фигур - представителей миноритарных культурных групп - в политические процессы.
Трансформативный мультикультурализм также относится к воинствующей форме мультикультурализма. В нем, согласно Глейзеру, полная история США переписывается заново, главную роль в которой играют расы и этичности, ранее подвергавшиеся дискриминации.
Афроцентризм по Глейзеру, является ответвлением трансформативного вида мультикультурализма. Будучи изначально направленным на восстановление прав афро-американского компонента населения США, через разумные шаги по включению в образовательный процесс изучения Африканского континента, в экстремальных проявлениях превращается в требования пересмотра хода истории, а также мировых научных и культурных, главных технологических достижений человечества с позиции первенства африканской, в частности негритянской культуры.
С.Бенхабиб (мозаичная теория) под мультикультурализмом понимает точку зрения, согласно которой группы людей и культуры представляют собой четко разделенные и идентифицируемые общности, которые сосуществуют друг с другом подобно элементам мозаики, сохраняя жесткие границы.
§ 2 Типы, формы и уровни мультикультурализма
Существует несколько подходов к классификации типов мультикультурализма. В таблице представлены наиболее известные из них (Рис. 1). Далее остановимся на каждом из них подробнее
Имитационный
органический
По политическому признаку М. Тлостанова
либеральный
консервативный
С позиции реального социального течения Е. Литвиненко
мозаичный
С позиции исследователя С. Бенхабиба
МозаичныйМозаичный
Рис. 1. Типы мультикультурализма
Исследователь М. Тлостанова, анализирует типы мультикультурализма по политическому признаку.
1. Либеральный вариант, задачей которого ставится «сохранение разнообразия культурных групп, а также и возможность их сосуществования на основе равных прав и свобод».
2. Консервативный или корпоративный, не заинтересованный в перераспределении власти и культурного влияния, но, напротив, отвлекающий внимание от подобных вопросов путем превращение ее в товар.
С позиции рассмотрения мультикультурализма, как реального социального течения, исследователь Е. Литвиненко выделяет органический (сильный) и имитационный типы.
-
Органический мультикультурализм характеризуется наличием идеологических установок и беспрекословным следованием им. Отличительной чертой этого типа является высокая степень понимания проблем современной социо-коммуникативной совместимости, позиция культурной толерантности, не критичное ценностное отношение к необходимости развития других культур»]. -
Имитационному виду свойственны внешние проявления: «благожелательность» к культурам, поверхностное их восприятие, стремление их поддержать, однако до тех пор, пока культурные проявления традиции не вступают в противоречие с установками и традициями собственной культуры, к которой относятся сторонники подобного вида мультикультурализма.
Исследователь С. Бенхабиб выделяет мозаичный тип мультикультурализма. Под ним понимается точка зрения, согласно которой «группы людей и культуры представляют собой четко разделенные и идентифицируемые общности, которые сосуществуют друг с другом подобно элементам мозаики, сохраняя жесткие границы». В таком спектре видения мулътикультурализма большое внимание отводится факту мозаичности 19 культурных элементов поликультурного общества, когда они не соприкасаются друг с другом и не находятся в постоянном взаимодействии.
Также исследователи выделяют уровни мультикультурализма (Рис. 2). Далее рассмотрим их подробнее: