Файл: Компьютерная сеть оао первоуральское рудоуправление.pdf
Добавлен: 10.12.2023
Просмотров: 187
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
52 т
3,9 1, 5.
2,6
k
=
=
Система расчетов показателя качества проекта приведена в таблице 19.
Таблица 19 – Расчет показателя качества разработки ККС
Показатель качества
Весовой коэффициент,
b
i
Оценка, X
i
До внедрения
ККС
После внедрения ККС
Удобство работы
(пользовательский)
0,2 4
2
Надежность
(защита данных)
0,2 3
3
Функциональные возможности
0,3 4
3
Временная экономичность
0,2 5
2
Время обучения персонала
0,1 3
3
Комплексный показатель качества эту
I
3,9 2,6
Для расчета экономического эффекта рассчитаем приведенные затраты
З
i
на единицу работ, выполняемых после внедрения ККС и до внедрения, по формуле: н
пп
З
З ,
i
i
i
С E
=
+
⋅
Где C
i
− текущие эксплуатационные затраты единицы i-го вида работ, р.; пп
З
i
−
суммарные затраты, связанные с внедрением проекта; н
Е
0,33
=
− нормативный коэффициент экономической эффектив- ности. До внедрения ККС: р.
47
,
325 238 0
33
,
0 47
,
325 238
З
баз
=
⋅
+
=
После внедрения ККС: р.
30
,
113 131 83
,
213 36 33
,
0 74
,
162 119
З
пр
=
⋅
+
=
Экономический эффект от использования разрабатываемой ККС опре- деляется по формуле: баз т
пр
Э (З
З ) ,
k
V
=
⋅
−
⋅
53 где баз
З
, пр
З
−
приведенные затраты на единицу работ, выполняемых с помощью базового и проектируемого вариантов процесса обработки инфор- мации, р.; т
k
− коэффициент эксплуатационно-технической эквивалентности
(
формула 3);
V
− объем работ, выполняемых с помощью разрабатываемого проекта, натуральные единицы.
Экономический эффект от использования разрабатываемой системы:
Э = (238 325,47⋅1,5 – 131113,30) ⋅1 = 226 374,91 р.
Срок окупаемости затрат рассчитаем по формуле: пп ок
З
,
Э
T
=
где З
пл
− единовременные затраты на разработку проекта, р.;
Э − годовая эффективность, р.
Поскольку разработка ККС для ОАО «Первоуральское рудоуправле- ние» осуществлялась в программе эмуляторе Cisco Packet Tracer 5.0 и не включала сложных программных разработок, срок окупаемости проекта со- ставляет около 2 месяцев: ок
36 213,83 0,16
года 2 мес.
226 374,91
T
=
=
=
Эффективность капитальных вложений (
ф
E
) рассчитаем по формуле: ф
ок
1
E
T
=
Экономистами установлено нормативное значение коэффициента эф- фективности капитальных вложений равно н
0, 33,
E
=
если ф
н
,
E
E
>
то делается вывод об эффективности капитальных вложений.
В нашем случае, коэффициента эффективности капитальных вложений равен 6,25 (Е
ф
): ф
1 6, 25.
0,16
E
=
=
54
Так как ф
н
6, 25
,
E
E
=
>
то разработка ККС является эффективной, т. е. эффект от использования данной сети окупает все затраты, связанные с про- ектированием.
Обобщим расчетные данные экономического обоснования разработки
ККС и сведем их в таблице20.
Таблица 20 – Обобщенные расчетные данные экономического обоснования разработки
ККС
Показатель
Величина
Затраты на разработку проекта, р.
36213,83
Общие эксплуатационные затраты, р.
119162,74
Экономический эффект, р.
226374,91
Коэффициент эффективности капитальных вложений
6,25
Срок окупаемости, мес.
2
Таким образом, проведенные расчеты доказали: разработка ККС, име- ющей высокую надежность и улучшенные технические характеристики, поз- воляет сократить численность обслуживающего персонала на 1 человека и снизить расходы на ее содержание. Экономический эффект составит свыше
226 тыс. руб.
Поскольку разработка ККС для ОАО «Первоуральское рудоуправле- ние» осуществлялась в программе эмуляторе Cisco Packet Tracer 5.0 и не включала сложных программных разработок, коэффициент эффективности капитальных вложений составил 6,25, а срок окупаемости проекта около
2 месяцев.
55
1 2 3 4 5 6
3
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
3.1 Педагогический адрес
В рамках выполнения выпускной квалификационной работы были раз- работаны методические инструкции по работе с Cisco Packet Tracer и ЛРТ для новых сотрудников в отдел «АСУП», которым присваивается только начальный 8 разряд. «Эмулятор компьютерных сетей Cisco Packet Tracer» предназначен для обучения новых сотрудников.
Разработанные инструкции могут быть использованы для всех желаю- щих для расширения своих познаний в области:
• разработки и сопровождении компьютерных сетей и систем;
• стандартных программных средств, используемых при проектиро- вании и мониторинге состояния компьютерных сетей и систем;
• установки и конфигурирования программного обеспечения в ком- пьютерные сети.
3.2 Особенности методических инструкций как педагогического
средства обучения
Педагогические программные средства (ППС) – это целостная дидак- тическая система, основанная на использовании компьютерных технологий и средств Интернета и ставящая целью обеспечить обучение по индивидуаль- ным и оптимальным учебным программам с управлением процесса обучения.
ППС является современным высокоэффективным средством обучения, раз- работанным с целью облегчения процесса восприятия материала. Это реали- зуется за счет подачи информации с использованием 3D рисунков, видео- аудио фрагментов, анимации и т.д. Само средство обучения легко меняется, его просто дополнять, легко распространять.
56
Использование ППС способствует повышению интереса к учебному материалу как способа получения информации, поднимает учебный процесс на уровень достижений современной науки, позволяет улучшить наглядность учебного материала. Сочетание ППС и традиционных методов преподавания предмета дают желаемый результат: высокий уровень усвоения фундамен- тальных вопросов и осознание их практического применения.
Чтобы сотрудники могли приступить к настройке сетевого оборудова- ния через две-три недели экспресс-обучения, решено разработать методиче- скую инструкцию по быстрому обучению сотрудников моделированию, настройке, ККС.
Методическая инструкция (МИ) – документ, устанавливающий единые нормы и правила выполнения отдельных видов работ, поясняющий требова- ния стандарта и не вошедшие в него в силу специфики работ, а также осу- ществление контроля по их выполнению [4].
Цельметодических инструкцийобобщениеи систематизация знаний по теме «Разработка корпоративных компьютерных сетей».
Задачи:
1.
Образовательная – закрепить и систематизировать знания о назначении и принципах построения локальных компьютерных сетей; формировать систему интеллектуальных знаний и умений учащихся, умение создавать мини-проекты.
2.
Развивающая – развивать логическое мышления на основе учебного материала; умения концентрироваться на получении новых знаний и умений; анализировать, выявлять сущности и отношения; описывать планы действий и делать логические выводы.
3.
Воспитательная – воспитать творческие и исследовательские качества, интерес к проектной работе, бережное отношение к своему здоровью.
57
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами, специалист по компьютерным системам готовится к следую- щим видам деятельности:
• разработка и администрирование без данных;
• проектирование цифровых устройств;
• применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования;
• разработка программных модулей, компьютерных систем и комплексов.
3.3
Выбор средств реализации
Любой проект, разработанный на бумаге, перед тем как будет вопло- щён в жизнь, нуждается в проверке работоспособности путем создания ком- пьютерной модели. Компанией Cisco Systems, являющейся производителем сетевого оборудования, было предложено программное обеспечение для мо- делирования сетей, которое позволяет обучающимся экспериментировать с различными топологиями сетей и их поведением внутри: симуляторы Packet
Tracer, Dynamips, GNS3, который представляет собой графический интер- фейс для симулятора Dynamips.
В дипломной работе, разработка ККС ОАО «Первоуральское рудо- управление» реализовывалось средствами пакета симулятора Cisco Packet
Tracer
. Поэтому было принято решение оформить этапы создания модели
ККС в виде методической инструкции.
58
3. 4 Описание методической инструкции
3.4.1 Главное окно Cisco Packet Tracer
На рисунке 11 представлен интерфейс программы, разделенный на об- ласти.
Рисунок 11 – Интерфейс программы Cisco Packet Tracer
1.
Главное меню программы со следующим содержимым:
• файл – содержит операции открытия/сохранения документов;
• правка – стандартные операции «копировать/вырезать, отме- нить/повторить»;
• настройки – для настройки программы;
• вид – масштаб рабочей области и панели инструментов;
59
• инструменты – цветовая палитра и кастомизация конечных устройств;
• расширения – мастер проектов, многопользовательский режим, ко- торые из Cisco Packet Trace могут сделать целую лабораторию;
• помощь.
2.
Панель инструментов, часть которых просто дублирует пункты меню.
3.
Переключатель между логической и физической организацией.
4.
Ещё одна панель инструментов, содержит инструменты выделения, удаления, перемещения, масштабирования объектов, а так же формирование произвольных пакетов.
5.
Переключатель между реальным режимом (Real-Time) и режимом симуляции.
6.
Панель с группами конечных устройств и линий связи.
7.
Сами конечные устройства, здесь содержатся всевозможные коммутаторы, узлы, точки доступа, проводники.
8.
Панель создания пользовательских сценариев.
9.
Рабочее пространство.
Пример размещения цветовых областей (рисунок 12), позволяющий, например, отделять визуально одну подсеть от другой.
Для установки цветных областей выполните следующие действия:
1.
На панели инструментов выбираем соответствующий значок.
2.
Выбираем режим области «Заливка».
3.
Выбираем цвет и форму.
4.
Рисуем область на рабочем пространстве.
Можно также добавить подпись и перемещать/масштабировать эту об- ласть.
60
Рисунок 12 – Пример размещения цветовых областей
3.4.2
Оборудование и линии связи в Cisco Packet Tracer
Маршрутизаторы
Маршрутизаторы используется для поиска оптимального маршрута пе- редачи данных на основании специальных алгоритмов маршрутизации, например, выбор маршрута (пути) с наименьшим числом транзитных узлов
(рисунки 13, 14). Работают на сетевом уровне модели OSI.
Рисунок 13 – Пример размещения маршрутизаторов
61
Рисунок 14 – Пример маршрутизаторов
Коммутаторы
Коммутаторы
– это устройства, работающие на канальном уровне мо- дели OSI и предназначенные для объединения нескольких узлов в пределах одного или нескольких сегментах сети. Передаёт пакеты коммутатор на ос- новании внутренней таблицы — таблицы коммутации, следовательно, тра- фик идёт только на тот MAC-адрес, которому он предназначается, а не по- вторяется на всех портах (как на концентраторе) (рисунки 15, 16).
Рисунок 15 – Пример размещения коммутаторов
Рисунок 16 – Пример коммутаторов
Концентраторы
Концентратор повторяет пакет, принятый на одном порту на всех остальных портах (рисунок 17).
Рисунок 17 – Пример размещения концентраторов
62
Беспроводные устройства
Беспроводные технологии Wi-Fi и сети на их основе. Включает в себя точки доступа (рисунок 18).
Рисунок 18 – Пример размещения беспроводных устройств
3.4.3
Линии связи
В эмуляторе Cisco Packet Tracer применяются следующие линии связи
(
таблица 21).
Таблица 21 – Типы кабелей
Тип кабеля
Описание
1 2
Консоль
Консольное соединение может быть выполнено между ПК и маршрутизаторами или коммутаторами. Должны быть выпол- нены некоторые требования для работы консольного сеанса с
ПК: скорость соединения с обеих сторон должна быть одинако- вая, должно быть 7 бит данных (или 8 бит) для обеих сторон, контроль четности должен быть одинаковый, должно быть 1 или 2 стоповых бита (но они не обязательно должны быть оди- наковыми), а поток данных может быть, чем угодно для обеих сторон.
Медный прямой
Этот тип кабеля является стандартной средой передачи Ethernet для соединения устройств, который функционирует на разных уровнях OSI. Он должен быть соединен со следующими типами портов: медный 10 Мбит/с (Ethernet), медный 100 Мбит/с (Fast
Ethernet
) и медный 1000 Мбит/с (Gigabit Ethernet).
Медный кроссовер
Этот тип кабеля является средой передачи Ethernet для соеди- нения устройств, которые функционируют на одинаковых уровнях OSI. Он может быть соединен со следующими типами портов: медный 10 Мбит/с (Ethernet), медный 100 Мбит/с (Fast
Ethernet
) и медный 1000 Мбит/с (Gigabit Ethernet)
Оптика
Оптоволоконная среда используется для соединения между оп- тическими портами (100 Мбит/с или 1000 Мбит/с).
Телефонный
Соединение через телефонную линию может быть осуществле- но только между устройствами, имеющими модемные порты.
Стандартное представление модемного соединения – это ко- нечное устройство (например, ПК), дозванивающееся в сетевое облако.