Файл: Тема Философия Возрождения Задание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 1067

Скачиваний: 191

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание 1

Тема 1.5. Философия Возрождения

Задание. Заполните табл. 1, опираясь на материалы тем 1.2 и 1.4.

Таблица 1

Античное наследие в философии Возрождения

Философия Сократа

Основные идеи Сократа

Философы Возрождения, которые опирались на идеи Сократа

Интерпретация (критика) учения Сократа в контексте философии Возрождения

1)Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков
2)Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины. Этот поиск - бесконечен.
3)Идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания". Почему Сократ в качестве одного из своих принципов выдвигает идею "добродетель - это знание"? Дело в том, что обычно нам больше всего хочется делать то, что нам нравится, а нравится нам то, что с нашей точки зрения прекрасно, красиво.

Аристотель

Августин Блаженный считал, что основное содержание человеческой жизни - это стремление к счастью, а счастье - это познание человеком Бога и уяснение своей полнейшей зависимости от него. Морально ценные, добрые поступки свойственны меньшинству людей. Своей моралью они обязаны Божественной благодати. К добру человека ведет сам Бог, а к греху и злу может вывести и свобода воли. Тело человека бренно и тленно, подвержено соблазнам и благам чувственного мира. Поэтому душа имеет превосходство над ним. Чем лучше игнорирует душа запросы тела, тем лучше

Философия Платона

Основные идеи Платона

Философы Возрождения, которые опирались на идеи Платона

Интерпретация(критика) учения Платона в контексте философии Возрождения

1)Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
2)Окружающий мир (мир вещей) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
3)Реально существует лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдоса);
4)-Любая вещь является лишь материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) как в зеркале данной вещи. Кони например рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна;
5)- Весь мир является отображением чистых идей (эйдосы)
6)Предметом познания должны стать, прежде всего, чистые идеи;
7)Чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, их можно познать только разумом через идеалистическое познание;
8)Только философы, как самые образовательные люди способны увидеть и осознать «чистые идеи»

1.Томас Мор
2.Томмазо Кампанелл

Неоплатонизм - это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке.
Философы-неоплатоники предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей. Идеологи неоплатонизма не отрицали божественной природы человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосмос.

Философия Аристотеля

Основные идеи Аристотеля

Философы Возрождения, которые опирались на идеи Аристотеля

Интерпретация учения(критика) Аристотеля в контексте философии Возрождения




Фома Аквинский
Аврелий Августин (Блаженный)

Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной истины, у истоков которой стоял опиравшийся на Аристотеля Ибн-Рушд. Его последователи в европейских университетах (аверро- исты) полагали, что несовместимость с официальной догмой представлений о вечности (а не о сотворении) мира, об уничтожаемости (а не о бессмертии) индивидуальной души позволяет утверждать, что каждая из истин имеет свою область. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот.

Философия Эпикура

Основные идеи Эпикура

Философы Возрождения, которые опирались на идеи Эпикура

Интерпретация учения(критика) Эпикура в контексте философии Возрождения




1.Джованни Пико делла Мирандолы
2.Ф. Петрарки
3.Лоренцо Валлы

В первой половине 17-го века, в то время, когда Гассенди возрождал атомистическое эпикурейство, Рене Декарт, которого часто называют основателем современной философии, предложил аргументы, которые имели тенденцию подрывать атомизм. Реальность - это пленум, считал он, полная полнота; не может быть такой вещи, как пустая область или пустота атомизма. Поскольку материя - это не что иное, как пространственное расширение, ее единственные истинные свойства - геометрические и динамические. Поскольку протяженность повсюду, движение происходит не как прохождение через пустоту, как предполагал Эпикур, а как вихри или “водовороты”, в которых каждое движение создает широкую область движения, бесконечно простирающуюся вокруг себя.


Рекомендации по выполнению задания

Задание по обобщению материала по темам 1.2 и 1.4.

Необходимо письменно заполнить табл. 1. Для этого необходимо скопировать текст задания, заполнить таблицу в соответствии с требованиями.

1. Основные идеи античного философа – сформулируйте краткую характеристику философского учения античного мыслителя (3–5 предложений).

2. Философы Возрождения, которые опирались на идеи античных мыслителей – укажите представителей философии Возрождения, которые развивали или критиковали учение соответствующего философа периода античности. Достаточно указать 1–3 философа.

3. Интерпретация (критика) учения античного философа в контексте философии Возрождения – сформулируйте, какие идеи античного мыслителя получили отклик в концепциях Возрождения или стали предметом критики (3–5 предложений).

  1. Античной философией называют совокупность философских учений Древней Греции и Древнего Рима в период с 7-6 веков до н.э. по 6 век н.э. Начало античной философии связывают с образование первых древнегреческих полисов и именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), а конец – с учением неоплатонизма и декретом императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.).

2.