ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 1067
Скачиваний: 191
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание 1
Тема 1.5. Философия Возрождения
Задание. Заполните табл. 1, опираясь на материалы тем 1.2 и 1.4.
Таблица 1
Античное наследие в философии Возрождения
Философия Сократа | ||
Основные идеи Сократа | Философы Возрождения, которые опирались на идеи Сократа | Интерпретация (критика) учения Сократа в контексте философии Возрождения |
1)Идея самосознания - "познай самого себя. Эта надпись была сделана в Дельфийском храме. Сократ же сделал ее основой своих философских поисков 2)Идея философской скромности - "я знаю, что я ничего не знаю". В этом принципе он видел, что путь мудрости - это путь поиска истины. Этот поиск - бесконечен. 3)Идея тождества знания и добродетели - "добродетель - это знания". Почему Сократ в качестве одного из своих принципов выдвигает идею "добродетель - это знание"? Дело в том, что обычно нам больше всего хочется делать то, что нам нравится, а нравится нам то, что с нашей точки зрения прекрасно, красиво. | Аристотель | Августин Блаженный считал, что основное содержание человеческой жизни - это стремление к счастью, а счастье - это познание человеком Бога и уяснение своей полнейшей зависимости от него. Морально ценные, добрые поступки свойственны меньшинству людей. Своей моралью они обязаны Божественной благодати. К добру человека ведет сам Бог, а к греху и злу может вывести и свобода воли. Тело человека бренно и тленно, подвержено соблазнам и благам чувственного мира. Поэтому душа имеет превосходство над ним. Чем лучше игнорирует душа запросы тела, тем лучше |
Философия Платона | ||
Основные идеи Платона | Философы Возрождения, которые опирались на идеи Платона | Интерпретация(критика) учения Платона в контексте философии Возрождения |
1)Материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование; 2)Окружающий мир (мир вещей) также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция; 3)Реально существует лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдоса); 4)-Любая вещь является лишь материальным отражением первоначальной идеи (эйдоса) как в зеркале данной вещи. Кони например рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна; 5)- Весь мир является отображением чистых идей (эйдосы) 6)Предметом познания должны стать, прежде всего, чистые идеи; 7)Чистые идеи невозможно познать с помощью чувственного познания, их можно познать только разумом через идеалистическое познание; 8)Только философы, как самые образовательные люди способны увидеть и осознать «чистые идеи» | 1.Томас Мор 2.Томмазо Кампанелл | Неоплатонизм - это идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Возрождения, в XV веке. Философы-неоплатоники предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру и вещам идей. Идеологи неоплатонизма не отрицали божественной природы человека, но рассматривали его как самостоятельный микрокосмос. |
Философия Аристотеля | ||
Основные идеи Аристотеля | Философы Возрождения, которые опирались на идеи Аристотеля | Интерпретация учения(критика) Аристотеля в контексте философии Возрождения |
| Фома Аквинский Аврелий Августин (Блаженный) | Томизм складывался в противовес стихийно-материалистическим трактовкам Аристотеля, в недрах которых зарождалась концепция двойственной истины, у истоков которой стоял опиравшийся на Аристотеля Ибн-Рушд. Его последователи в европейских университетах (аверро- исты) полагали, что несовместимость с официальной догмой представлений о вечности (а не о сотворении) мира, об уничтожаемости (а не о бессмертии) индивидуальной души позволяет утверждать, что каждая из истин имеет свою область. Истинное для одной области может быть ложным для другой, и наоборот. |
Философия Эпикура | ||
Основные идеи Эпикура | Философы Возрождения, которые опирались на идеи Эпикура | Интерпретация учения(критика) Эпикура в контексте философии Возрождения |
| 1.Джованни Пико делла Мирандолы 2.Ф. Петрарки 3.Лоренцо Валлы | В первой половине 17-го века, в то время, когда Гассенди возрождал атомистическое эпикурейство, Рене Декарт, которого часто называют основателем современной философии, предложил аргументы, которые имели тенденцию подрывать атомизм. Реальность - это пленум, считал он, полная полнота; не может быть такой вещи, как пустая область или пустота атомизма. Поскольку материя - это не что иное, как пространственное расширение, ее единственные истинные свойства - геометрические и динамические. Поскольку протяженность повсюду, движение происходит не как прохождение через пустоту, как предполагал Эпикур, а как вихри или “водовороты”, в которых каждое движение создает широкую область движения, бесконечно простирающуюся вокруг себя. |
Рекомендации по выполнению задания
Задание по обобщению материала по темам 1.2 и 1.4.
Необходимо письменно заполнить табл. 1. Для этого необходимо скопировать текст задания, заполнить таблицу в соответствии с требованиями.
1. Основные идеи античного философа – сформулируйте краткую характеристику философского учения античного мыслителя (3–5 предложений).
2. Философы Возрождения, которые опирались на идеи античных мыслителей – укажите представителей философии Возрождения, которые развивали или критиковали учение соответствующего философа периода античности. Достаточно указать 1–3 философа.
3. Интерпретация (критика) учения античного философа в контексте философии Возрождения – сформулируйте, какие идеи античного мыслителя получили отклик в концепциях Возрождения или стали предметом критики (3–5 предложений).
-
Античной философией называют совокупность философских учений Древней Греции и Древнего Рима в период с 7-6 веков до н.э. по 6 век н.э. Начало античной философии связывают с образование первых древнегреческих полисов и именем Фалеса Милетского (625-547 гг. до н.э.), а конец – с учением неоплатонизма и декретом императора Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах (529 г. н.э.).
2.