Файл: Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 12 Метод фокус группы. 3 определения фокус групп.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 23
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Социология
Группа М22ГУ171в
Студент
Д.Д.Раненкова
МОСКВА 2023
Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №12
1. Метод фокус - группы.
3 определения фокус - групп:
Р.Мертон (1956): 1. Интервьюируемые должны быть участниками некоторой определенной ситуации. 2. Характер, процессы, общая структура этой ситуации должны быть заранее проанализированы социологом. 3. На основе этого анализа должен быть составлен план интервью, в котором очерчиваются важнейшие вопросы и гипотезы. 4. Интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации.
И.Голдман (1962): Групповое глубинное фокусированное интервью: «групповое» означает число взаимодействующих людей, объединенных общими интересами; «глубинное» означает поиск информации, более полной, чем та, которая бывает на уровне межличностного общения; «интервью» означает присутствие модератора, который использует группу как механизм извлечения информации; «фокусированное» означает, что интервью ограничено малым числом вопросов.
Р.Крюгер (1994): Фокус-группа — это сообщество людей, объединенных в группы по каким-то критериям, в результате чего в ходе групповой дискуссии продуцируются данные, имеющие качественный характер.
Задачи фокус - групп:
1. Выявить модели, по которым происходит формирование мнений;
2. Получить субъективную информацию (личное мнение, позиция, точка зрения, высказывание) от участников, чтобы:
- уточнить или проверить гипотезы,
- собрать предварительную информацию по теме исследования / проекта и дальнейшего его проектирования.
Область применения:
Может применяться в качестве «упрощённого интервью», если интервью изначально не подразумевалось, как основной метод сбора данных. Фокус - группы особенно удачны в условиях сжатых сроков проведения исследования или на этапе «пилотажа» (= «пробное исследование», когда перед сбором данных нужно проверить, как люди отвечают на вопросы, о том ли мы их спрашиваем, не возникает ли расхождений в трактовках понятий). Также в случае проведения пред проектного исследования и сбора обратной связи по участию в проекте.
Достоинства фокус – групп.
К сильным сторонам фокус - групп можно отнести следующие их характеристики:
1) разнообразие информации по затронутым вопросам, которое можно получить от нескольких участников;
2) «эффект снежного кома» – реплика одного респондента вызывает реакцию другого, наталкивает его на какие-то соображения или воспоминания;
3) стимулирование – при удачном ходе группы у респондентов возникает желание высказывать свои мысли и чувства;
4) чувство безопасности – респондентов несколько, и они все находятся в одинаковых условиях, что снижает их опасения показаться несведущими;
5) спонтанность реакций – респонденты высказываются в свободной форме, а не отвечают на конкретные четко сформулированные вопросы. То, что они говорят, и о чем умалчивают, какие слова и интонации используют, в какой последовательности затрагивают те или иные вопросы – все это отражает субъективную значимость этих моментов и бывает полезным источником информации при анализе групп;
6) гибкая структура, возможность задержаться на обсуждении неожиданно возникших интересных моментов или тех вопросов, которые вызвали затруднение или недоумение;
7) быстрота сбора данных (по сравнению с интервью);
8)наглядно видны различия между респондентами и можно предположить, чем вызваны эти различия (социальное положение, профессиональная принадлежность, доход, культурный уровень);
9) за фокус - группами можно наблюдать и получить доступ к реальным потребителям, их проблемам, эмоциям, языку.
Недостатки метода фокус – групп.
Некоторые недостатки присущи фокус - групп самим по себе, тогда как другие связаны с их неправильным использованием.
Фокус - группы мало пригодны для получения информации в следующих случаях:
1) когда речь идет о темах, которые люди неизвестно будут ли обсуждать откровенно в присутствии других людей (интимные темы, такие как личная гигиена, контрацепция, или финансовые вопросы);
2) когда требуется понимание сложного поведения, связанного с принятием ряда ответственных решений – покупка дорогостоящих предметов, таких как недвижимость, мебель, машины;
3) когда существуют строгие социальные нормы, регулирующие и предписывающие определенные взгляды и действия в какой-либо области (родительское поведение);
4) необходимо глубокое понимание сложных социальных ролей или нужно обратиться к биографии респондента, анализу единичного случая, чтобы выявить возможные факторы, повлиявшие на формирование его представлений;
5) индивидуальное мнение по какому-либо вопросу представляет больший интерес для исследователя, чем четко артикулированные, но сформировавшиеся под влиянием обсуждения с другими респондентами мнения участников фокус - групп;
6) респонденты малочисленны и труднодоступны, их сложно собрать на группу (пользователи редкой марки, специалисты, деловые люди, которые много времени проводят в командировках).
Варианты применения метода:
Метод фокус - групп имеет широкий спектр применения и позволяет решать разнообразные исследовательские задачи. Фокус-группы применяются:
-
для анализа потребительского поведения. -
для выявления мнений клиентов о компании и ее конкурентах, о предложении, с которым они выходят на рынок, -
для тестирования материалов (продуктов, упаковки, промо и т.д.), -
для проработки предвыборной кампании кандидата / партии, -
для разработки инструментария и более точной интерпретации результатов количественного исследования.
2. Социологическая анкета - ключ к анализу социальных процессов.
Составление анкеты предполагает ее проверку, апробацию, уточнение. Для оценки качества анкеты проводят пилотажное исследование. В ходе его осуществляют проверку содержания анкеты, формулировок и последовательности вопросов, вариантов ответов и т.п. Пилотаж проводится на микровыборке (до 100 человек) опытным социологом в форме интервью с фиксацией ответов респондента, его реакций на содержание вопросов, их понимание и восприятие, а также с обязательной фиксацией времени, затраченного на опрос. Все это позволяет выявить недостатки инструментария, откорректировать их и адаптировать анкету к массовой работе.
По способу распространения анкет выделяют опросы:
а) раздаточные. Это раздаточные вопросы, при которых анкетер лично вручает анкету и либо ждет, пока она заполняется, и тут же получает ее (очный раздаточный опрос), либо получает заполненную анкету через несколько дней (заочный раздаточный опрос);
б) почтовые. Анкета по предварительному согласию высылается и получается через почту;
в) прессовые. Анкета предлагается читателю через печатный орган;
г) телетайпные. При этом способе распространение и сбор инструментария и сопровождающих его документов осуществляются с помощью телетайпно-телеграфной сети.
По типу исследовательских задач различают опросы:
а) глубинные, нацеленные на получение поисковой информации;
б) фокусированные, при этом собираются данные по конкретной ситуации;
в)стандартизированные, которые ориентированы на получение статистической информации;
г) социометрические, имеющие целью получение информации о взаимоотношениях в малых группах.
Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным — в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.
Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.
Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.
Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска анкеты, а также название организации, проводящей опрос.
Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно указывается, что опрос анонимен.
«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортички» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.
Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с целями и задачами исследования, а также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность вопросов, их формулировка, графическое оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.
При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность анкеты.
Как правило, текст любой анкеты завершается выражением благодарности респонденту за участие в анкетировании.
3. Математические методы анализа и интерпретации социологических данных.
Анализ данных социологического исследования производится, прежде всего, с помощью корреляционного, факторного и латентного методов.
Корреляция – это функциональная зависимость между двумя переменными величинами, которая характеризуется тем, что каждому значению одной из них соответствует вполне определённое значение другой.
Если определённому значению одной величины соответствует комплекс значений другой, говорят о корреляционной зависимости. При изменении одной величины изменяется комплекс значений другой. Если увеличению одной величины соответствует увеличение средних другой, говорят о прямой или положительной корреляции. Наглядным примером прямой корреляции является связь между ростом детей и отцов: чем выше рост отцов, тем в среднем выше рост детей. Корреляционной зависимостью связаны спрос на товары и их цены на рынке, количество удобрений и урожайность, стаж и производительность труда рабочих и т.д.