Файл: Особенности образа жизни студентов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Российский государственный социальный университет





Итоговое практическое задание

по дисциплине «Здоровьесберегающие технологии в учебной и воспитательной деятельности»
на тему:
Особенности образа жизни студентов


ФИО студента

Хайруллаева Рухсора Баходирхон кизи

Направление подготовки

Педагогика

Группа

ПЕД-Б-0-З-2021-1_ДИСТАНТ


Москва 2023





СОДЕРЖАНИЕ




1 ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ 4

2. ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ 7

2.1 Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности 8

2.2 Здоровый образ жизни студента 9

3. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ 12

3.1 Физическая активность как компонент здорового образа жизни студенческой молодежи 13

3.2 Физическое самовоспитание и самосовершенствование – условия здорового образа жизни 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17




Здоровый образ жизни - отличительная черта человеческой цивилизации. ЗОЖ помогает человеку учиться и трудиться, развивать и совершенствовать свои физические качества и способности, укреплять и оздоравливать свой организм, отдыхать и восстанавливаться, созидать и творить, совершенствовать и преобразовывать мир. Человек в течение всей своей жизни должен находиться в сфере норм и правил ЗОЖ. В зависимости от возраста человека эти нормы и правила будут видоизменяться.

Проблема. Стратегическая цель развития образовательной системы в борьбе с проблемой здоровья студентов – это воспитание и развитие свободной жизнелюбивой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Большая часть молодежи относится к своему здоровью и физической культуре и спорту если небезразлично, то пассивно.


Актуальность. Экзаменационные и зачетные сессии, учебные практики, практические и лабораторные занятия, семинары и лекции – основное время становлении будущего специалиста высшей квалификации. Все это требует от студентов не только эрудиции и подготовленности, сосредоточенности и высокой работоспособности, но и крепкого и стабильного здоровья, навыков и умений в области ЗОЖ направленных на решение всех основных задач и проблем, связанных с формированием специалиста высшей квалификации. В связи с ростом заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, снижением работоспособности активизировалось внимание общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, к здоровому образу жизни студентов.

Цель. Определение основ здорового образа жизни студента.

Задачи:

1) Изучить понятие здоровья, его содержание и критерии.

2) Рассмотреть образ жизни студентов и его влияние на здоровье.

1 ПОНЯТИЕ ЗДОРОВЬЯ, ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И КРИТЕРИИ



Здоровье - это универсальная черта. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровьекак состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

Здоровье представляет собой весьма сложное явление, характерные и значимые стороны которого нельзя выразить кратко и однозначно. В настоящее время существует десятки различных определений здоровья. Современное научное определение этого понятия должно основываться на факте, что состояние здоровья выступает как процесс, материальное явление в человеческом организме.

Здоровье – это состояние, при котором осуществляется полноценная реализация биологических, психических, социальных, экономических, духовных функций человека и общества, а также оптимальной трудоспособности и активности при максимальной продолжительности жизни.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который предопределяет механизмы адаптации организма человека к условиям окружающей среды, гармоничное взаимодействие всех органов и систем органов, способствующее полноценному выполнению им социальных функций и достижению продолжительной жизни. Понятие «образ жизни» позволяет выявить ценностные ориентации людей, причины их поведения, стиля жизнедеятельности, обусловленные укладом и уровнем жизни. «Образ жизни» относится к факторам, непосредственно влияющим на здоровье

.

Здоровый образ жизни – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций. В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как научные знания, медико–профилактические меры, рациональный режим дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание и отсутствие вредных привычек.

Составляющими компонентами формирования здорового образа жизни являются:

- научные знания (теоретические сведения о ЗОЖ подкрепленные практическими исследованиями ведущих специалистов в данной области);

- медико–профилактические меры (комплексное закаливание, лечебная физкультура, физиотерапия, массаж, укрепляющая фитотерапия, плавание);

- рациональный режим дня (чередование различных видов деятельности и отдыха);

- двигательная активность (двигательные умения и навыки имеют большую образовательную ценность, поскольку основой их является активное творческое мышление, направленное на анализ и синтез движений);

- правильно организованное питание (в основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие);

- отсутствие вредных привычек (среди которых можно назвать курение, алкоголь, наркоманию и токсикоманию, а также чрезмерное увлечение компьютером).

В ЗОЖ выделяют три структурные группы:

- созидательно–преобразующая группа (относят все виды жизнедеятельности, в процессе которых человеком производятся материальные, культурные и духовные ценности, поддерживается мир и стабильность в обществе, воспитывается подрастающее поколение, оказывается медицинская помощь и т.д.);

- восстановительно–оздоровительная группа (виды человеческой жизнедеятельности, которые нацелены на восстановление и оздоровление организма в после производственный, после-учебный период);

- развивающее–поддерживающая группа (все виды человеческой жизнедеятельности, которые направлены на развитие и совершенствование физических сил, качеств, способностей, здоровья человека).

В качестве слагаемых здоровья выделяются социально значимые критерии: продолжительность жизни, умственная и физическая работоспособность, воспроизводство здорового потомства.


Здоровье можно характеризовать многими параметрами, к основным относят:

- здоровье населения (индивидуальные приспособительные реакции каждого члена общности и способность всей общности в конкретных условиях наиболее эффективно осуществлять свои социальные и биологические функции);

- индивидуальное здоровье(это здоровье отдельно взятого человека, которое может быть установлено на основании субъективных ощущений конкретного человека в совокупности с данными клинического обследования с учетом пола, возраста, а также социальных, климатических, географических и метеорологических условий, в которых постоянно живет человек).

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем.

Психическое здоровье– зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье – определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры.

2. ОБРАЗ ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ЗДОРОВЬЕ




Анализ фактических материалов о жизнедеятельности студентов свидетельствует, о ее неупорядоченности и хаотичной организации. Это отражается в таких важнейших компонентах, как:

- несвоевременный прием пищи;

- систематическое недосыпание;

- малое пребывание на свежем воздухе;

- недостаточная двигательная активность;

- отсутствие закаливающих процедур;

- выполнение самостоятельной учебной работы в период времени, предназначенного для сна;

- курение и др.

Накапливаясь в течение учебного года, негативные последствия такой организации жизнедеятельности наиболее ярко проявляются ко времени его окончания (увеличивается число заболеваний). А так как эти процессы наблюдаются в течение 5–6 лет обучения, то они оказывают существенное влияние на состояние здоровья студентов.

Охрана и укрепление здоровья студента в основном определяется образом жизни.

Образ жизни студента определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности
, сопровождающих ее переживаний.

Большие требования к организму студента предъявляет повседневная жизнь. Студенту необходимо расширять диапазон компенсаторных возможностей организма для того, чтобы система регуляции функций адекватно отвечала на все предъявляемые жизненными условиями требования.

Структура образа жизни выражается в тех отношениях субординации и координации, в которых находятся разные виды жизнедеятельности. Это проявляется в той доли бюджета времени личности, которая на них тратится; в том, на какие виды жизнедеятельности личность расходует свое свободное время, каким видам отдает предпочтение в ситуациях, когда возможен выбор. Если образ жизни не содержит творческих видов жизнедеятельности, то его уровень снижается. Одни студенты больше используют свободное время для чтения, другие для занятий физическими упражнениями, третьи – на общение.

Напряженный режим учебного труда – существенный фактор возникновения астенических состояний студентов. Менее четверти студентов приобщено к регулярной физкультурно–спортивной деятельности на досуге. Среди причин невнимания к поддержанию своего физического состояния студентами отмечается нехватка времени (18,5% женщин и 41,6% мужчин) и отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости (17,5% женщин и 20,8% мужчин). Это свидетельствует о недостаточной организованности и требовательности к себе студентов в организации жизнедеятельности, где органично присутствуют и волевые начала.

Простые и доступные средства – самомассаж, закаливание, аутогенная тренировка очень редко используются студентами, что свидетельствует о существенных изъянах в их образовательной подготовке.



2.1 Ценностные ориентации студентов на здоровый образ жизни и их отражение в жизнедеятельности



Состояние здоровья отражается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека непосредственно зависит от уровня здоровья, его «качественных» характеристик, которые в значительной мере определяют образ и стиль жизни человека. В то же время здесь проявляется и обратная зависимость: стиль жизни человека, степень и характер его активности в быту, особенно в трудовой деятельности, во многом определяют состояние его здоровья. Такая взаимозависимость открывает большие возможности для профилактики и укрепления здоровья.

Изучение ценностных ориентаций студентов на ЗОЖ позволяет выделить среди них условно четырегруппы: