Файл: Методические рекомендации по реализации требований к результатам обучения математике примеры учебных заданий для формирования комплекса планируемых результатов, примеры заданий для подготовки к гиа (егэ).docx
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 35
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рабочая программа по математике среднего общего образования – методический инструмент учителя математики
СЛАЙД 2
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ
-
Теоретические аспекты примерной рабочей программы среднего общего образования по математике: основания для разработки примерной рабочей программы СОО по математике, содержание примерной рабочей программы СОО по математике, приоритетные цели обучения математике, место учебного предмета «Математика» в учебном плане, планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» на уровне СОО, содержание учебных курсов «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика» и планируемые предметные результаты. -
Методические рекомендации по реализации требований к результатам обучения математике: примеры учебных заданий для формирования комплекса планируемых результатов, примеры заданий для подготовки к ГИА (ЕГЭ).
СЛАЙД 3
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Основаниями для разработки примерной рабочей программы являются следующие нормативные документы.
-
Федеральный государственный образовательный стандарт (одобрен решением от 12 августа 2022 г. № 732)
П 1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования обеспечивает:
-
единство образовательного пространства Российской Федерации, в том числе единство учебной и воспитательной деятельности; -
преемственность образовательных программ всех ступеней образования; -
вариативность содержания образовательных программ среднего общего образования (с учетом детей с ОВЗ); -
государственные гарантии обеспечения получения качественного образования на основе единства требований к условиям реализации программ и результатам их освоения.
П 6. В соответствии с частью 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС включает требования к:
-
структуре программ среднего общего образования (в том числе соотношению их обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему; -
условиям реализации программ среднего общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим условиям; -
результатам освоения программ среднего общего образования.
-
Примерная программа воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 23 июня 2022 г. № 3/22)
Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций (далее — Программа) служит основой для разработки рабочей программы воспитания основной образовательной программы общеобразовательной организации. Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по ее реализации в 2021—2025 годах (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р).
-
Концепция развития математического образования в Российской Федерации (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р)
Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития математического образования в Российской Федерации.
В Концепции отмечена роль математики в современном мире и России.
Сказано, что «математика занимает особое место в науке, культуре и общественной жизни, являясь одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса. Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин. Качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе. Повышение уровня математической образованности сделает более полноценной жизнь россиян в современном обществе, обеспечит потребности в квалифицированных специалистах для наукоемкого и высокотехнологичного производства».
-
Традиции российского образования
Педагогические исследования, нашедшие применение в российском математическом образовании [Заметки М.И. Башмакова]
В части использования результатов психологии (не только в теории, но и в педагогической практике) последние 20-30 лет произошли существенные сдвиги, в частности:
-
Развитие результатов Л. Выготского и его школы (в частности по теории развития понятий), что оказало заметное влияние (в том числе на учебники, имеющие гриф Министерства). -
Развитие идей А. Леонтьева (Сознание. Деятельность), что является основой деятельностного подхода, что отражается, в частности, на учебных материалах. -
Реализация концепции визуального мышления (Р. Арнхейм, Р. Грегори, В. Зинченко, Н. Резник), что легко обнаружить в теории и практике математического образования. -
Теория познавательных стилей (М. Холодная, М. Башмаков), что серьезно изменила взгляды на цели и результаты обучения (типа «процесс важнее результата»), являющаяся базой крупного проекта («Математика. Психология. Интеллект»), который более 20 лет реализуется на Востоке (центр – Томск, руководитель М. Гельфман), а также на Северо-Западе (скажем, Мурманск, руководитель Н. Резник). -
Теория продуктивного обучения (Й. Шнайдер, И. Бём, М. Башмаков). Количество продуктивных школ в мире более тысячи, в России – около десятка, созданных 20 лет назад.
СЛАЙД 4
СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
-
В содержание примерной рабочей программы входит общая характеристика учебного предмета «Математика», выделены приоритетные цели изучения предмета «Математика», место учебного предмета «Математика» в учебном плане, сформулированы планируемые результаты обучения: личностные и метапредметные. Предметные результаты представлены по годам обучения в рамках отдельных курсов в соответствующих разделах программы. -
Далее в содержании примерной рабочей программы отражены примерные рабочие программы учебных курсов, в структуре которых:
- цели изучения курса;
- место изучения курса в учебном плане;
- планируемые предметные результаты освоения примерной рабочей программы курса (по годам обучения);
- содержание курса;
- тематическое планирование.
Примерные рабочие программы представлены на базовом и углубленном уровне.
СЛАЙД 5
ПРИОРИТЕТНЫЕ ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
-
формирование центральных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность, функция), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся -
подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира, понимание математики как части общей культуры человечества -
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, критичности мышления, интереса к изучению математики -
формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать проявления математических понятий, объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и при изучении других учебных предметов, проявления зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке математики и создавать математические модели, применять освоенный математический аппарат для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать и оценивать полученные результаты
СЛАЙД 6
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования математика является обязательным предметом на данном уровне образования. Настоящей примерной рабочей программой предусматривается изучение учебного предмета «Математика» в рамках трех учебных курсов: «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика». Формирование логических умений осуществляется на протяжении всех лет обучения в старшей школе, а элементы логики включаются в содержание всех названных выше курсов.
В учебном плане на изучение математики в 10—11 классах отводится 5 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 350 учебных часов на базовом уровне, и 8 учебных часов в неделю в течение каждого года обучения, всего 560 учебных часов на углубленном уровне.
СЛАЙДЫ 7, 8, 9
ПРИМЕРЫ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ:
-
гуманитарного профиля (литература и обществознание) -
гуманитарного профиля (литература, история и обществознание) -
технологического (инженерного) профиля (математика, информатика, физика)
СЛАЙД 10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Приведена детализация планируемых результатов освоения учебного предмета «Математика».
Личностные результаты по направлениям:
-
патриотическое воспитание -
гражданское и духовно-нравственное воспитание
-
трудовое воспитание -
эстетическое воспитание -
ценности научного познания -
физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия -
экологическое воспитание -
личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды
Метапредметные результаты
-
Универсальные познавательные действия (базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работа с информацией) -
Универсальные коммуникативные действия (общение, сотрудничество) -
Универсальные регулятивные действия (самоорганизация, самоконтроль)
Предметные результаты:
-
представлены по годам обучения в разделах Примерной рабочей программы «Математика» в рамках отдельных курсов: в 10–11 классах — курсов «Алгебра и начала математического анализа», «Геометрия», «Вероятность и статистика»
СЛАЙД 11
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «АЛГЕБРА И НАЧАЛА МАТЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»
На слайде представлено содержание учебного курса «Алгебра и начала математического анализа» в сравнении: базовый уровень и углубленный уровень. Выделены основные разделы содержания на базовом уровне для 10 и 11 классов и выделены отличия, изменения, дополнения в содержании учебного курса на углубленном уровне.
СЛАЙД 12
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
На слайде представлены планируемые предметные результаты в соответствии с примерной рабочей программой учебных курсов (по годам обучения) в сравнении: на базовом уровне и на углубленном уровне. На базовом уровне ключевое слово в названии предметных результатов: «оперировать», на углубленном уровне словосочетание «свободно оперировать».
Оперировать – знать и уметь применить в решении алгоритмы, формулы, правила вычисления, тождественные преобразования.