Файл: Ключевые понятия экономика, хрематистика, справедливая цена.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 2.

Зарождение экономической мысли
Цель изучения: показать эволюцию взглядов и идей, приведших к формированию экономической науки; уметь систематизировать экономические учения эпохи дорыночной экономики.
Ключевые понятия: экономика, хрематистика, «справедливая цена», обмен, деньги, торговая прибыль и ростовщический процент, протекционизм, сфера обращения, «азиатский способ производства»
Вопросы для обсуждения:


  1. Становление экономических учений древних цивилизаций

  2. Экономическая мысль в Западной Европе

  3. Зарождение экономической мысли в России



Литература:
1. Майбурд Е. М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. – М.: Дело, 1996, Гл. 1–7.

2. Ядгаров Я. С. История экономических учений: учебник. – М.: Инфра-м, 1999. – Тема 2, 3.
Конспект лекции
1 Вопрос

Становление экономических учений древних цивилизаций
Идеология Древнего мира основывалась преимущественно на следующих категориях:

  • мораль,

  • этика,

  • нравственность

и выступала против крупных ростовщических операций.
Экономическая мысль древнего востока представлена


Вавилон

XIII в. до н.э.

«Законы царя Хаммурапи»

«Чтобы сильный не притеснял бы слабого»

Индия

конец IV в. до н.э.

«Трактат Артхашастра»

«Артха» - польза; «Шастра» - наука

«Наука о достижении полезного»

Китай

551 – 479 гг. до н.э.

Учение Конфуция

Программа морального усовершенствования человека

Древний Израиль




«Ветхий Завет»

понятия справедливости - в признании неприкосновенности 6 основных прав человека: на жизнь, собственность, одежду, жилье, труд и отдых


Основные проблемы, которые стояли перед ранней экономической мыслью Древнего Востока:

  1. Рабство.

  2. Община.

  3. Государство.

  4. Натуральное и товарное производство.


Экономическая мысль Др. Греции представлена следующими философами


Ликург

(царь Спарты)

VII-IX в.

до н.э.

Установление строгих законов:

  1. Вся земля является коллективной, не отчуждаемой собственностью семей спартиатов.

  2. Торговля практически была запрещена.

  3. Ремесло развивалось слабо.




Солон

594 г.

до н.э.

Издал свод законов, которые запрещали долговое рабство; отменял накопленные доли. Давали свободное распоряжение своим имуществом при жизни и после смерти. Здесь было единообразие денежной и весовой системы.




Ксенофонт

430 – 354 гг. до н.э.

Он считал естественным деление людей на свободных и рабов, а так же деление труда на умственный и физический. Выдвинул мысль, что любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар меновая стоимость)

«Домосторой», «Киропедия»

Платон

427–347

до н.э.

Пытался показать теорию идеального общественного устройства, выступал против торгово-ремесленного направления греческой экономики, при этом подчеркивал необходимость существования внутренней торговли.

«Государство»

Аристотель

384-322 до н.э.

Дал определение экономики («ойкос» – дом,. хоз-во; «номос» – наука). Считал рабство явлением естественным, составляющим основу производства (выделял «молчащие», «мычащие» и «говорящие» средства труда); разделил экономию (приобретение потребительских стоимостей) и хрематистику (презренное искусство наживать состояние путем торговли)

«Политика»


Экономическая мысль древнего Рима:

1) Реформы Туллия

2) Аграрная реформа Тиберия Гракха

3) Программа колонизации Гая Гракха

4) Аграрные проекты Цезаря

5) Трактат «О земледелие» Катона

6) Трактат «О сельском хозяйстве» Колумелла


2 Вопрос

Экономическая мысль в Западной Европе
Характерные черты экономической мысли Средневековья

  1. Экономическая мысль прикрывалась замысловатыми богословскими текстами (экономика и религия были тесно переплетены)

  2. Отражение борьбы между крестьянской общиной и феодальным поместьем

  3. Оправдание феодальной ренты – она справедлива и достойна

  4. Поиски экономического принуждения, поземельной зависимости, возвращение к барщине

  5. Противоречия между натуральным и товарным производством, между крестьянами и горожанами

  6. Уточнили содержание многих экономических понятий, развили логику научного понимании эк. процессов

  7. Эк. мышление находилось под влиянием религии


Эк. мысль средневековья представлена


Новый завет

Экономические идеи раннего христианства, носили антисобственнический характер:

  • деньги - это зло,

  • собственность вверена богом в управлении,

  • неравенство людей – часть божественно замысла;

  • торговля допустима

Коран

Освятил складывавшееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности;

одним из столпов веры «правильного поведения» является благотворительность и добровольная милостыня

Августин Блаженный (354-430 гг.)

Говорил, что вид труда (умственный или физический) не должны влиять на положение в обществе, так как они равнозначны;

нетрудовое накопление золота и серебра, ростовщический % и торговая прибыль – грех

«О граде Божем», «Исповедь»

Фома Аквински (1227-1274)

его ключ догмы:

а) деньги не могут порождать деньги

б) необходимо сословное деление общества

в) богатство подразделяется на естественное (плоды ремесла и земледелия) и искусственное (золото, серебро – деньги)

г) признавал необходимость частной собственности

д) «справедливая цена» – цена соразмерна издержкам, обеспечивающая благо людям соразмерное их сословию

Ибн-Хальбун

(1332-1406)

По его мнению, общество проходит 2 стадии развития:

1) примитивность 2) цивилизация

Переход от первой ко второй обусловлен созданием прибавочного продукта. Им были рассмотрены разделение труда, специализация и рынок

«Салическая Правда»

Свод законов франков: регулировал, имущественные и спорные вопросы внутриобщинной и межобщинной жизни

«Русская Правда» (11-12 в)

Кодекс законов феодального права – регулировал отношения землевладения и землепользования, порядок устройства и управления хозяйством вотчины


3 Вопрос

Зарождение экономической мысли в России
Экономическая мысль в России представлена идеями Ивана Семеновича Пересветова и нормативными актами того времени, которые получили название "Русская правда" .


"Русская правда"

Иван Семенович Пересветов

регламентировала экономические имущ. отношения, среди которых:

XIV век - был идеологом дворянства, основная идея:

определение ответственности за различные преступления в этой области (воровство, нарушение пашенных меж)

ослабление бояр

нормирование разных имущ. отношений займа, наследования и др.

усиление царской власти

В Судебнике 1497 г. было оформлено и узаконено крепостное право

опора на дворян и воинство

Подводя итог 1 теме можно сделать выводы:
Эк. мысль древнего мира и средневековья опиралась на традиционный способ производства.
Решения принимались семьями, которые сами решали что и как производить, но эти решения принимались в соответствии с достаточно жестким внешним предписанием (традициями).
Традиционный способ производства включает в себя:

а) натуральный (не товарный) характер производства;

б) ведущая роль в экономике принадлежит сельскому хозяйству;

в) община играет ведущую роль в распределении благ и регламентации жизни;



"Азиатский" способ производства

власть и собственность не разделены

государство контролирует не только распределение необходимого и прибавочного продукта, но и его производство, а иногда даже воспроизводство самого работника.

а) чрезмерное регулирование хозяйства государством

б) неприкосновенность частной собственности

в)ведущая роль в экономике принадлежит собственности государства

г) деление людей на свободных и рабов признавалось естественным