Файл: План урока тема урока Город сквозь времена и страны. Образ материальной культуры прошлого Класс 7.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План урока
ТЕМА УРОКА «Город сквозь времена и страны. Образ материальной культуры прошлого»
2. Класс: 7
3. Предмет: Изобразительное искусство
5.Творческое задание урока: а) Выполнить зарисовку храма или общественного здания того или иного стиля; б) Живописный этюд части города; в) Выполнить коллаж из нарисованных построек разных стилей, объединив их в композицию (работа в группе).
План урока
ТЕМА УРОКА «Город сквозь времена и страны. Образ материальной культуры прошлого»
2. Класс: 7
3. Предмет: Изобразительное искусство
5.Творческое задание урока: а) Выполнить зарисовку храма или общественного здания того или иного стиля; б) Живописный этюд части города; в) Выполнить коллаж из нарисованных построек разных стилей, объединив их в композицию (работа в группе).
Тип урока | Изучение новых знаний | ||
Цели деятельности учителя | Формировать представление о смене стилей как отражении эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможностей; учить понимать образно-стилевой язык архитектуры; развивать художественно-аналитическое мышление. | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные ууд | Метапредметные ууд | Личностные ууд | |
• понимать значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города; • уметь рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох: античном, готическом, романском, ренессансе, барокко, классицизме; • создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе • развивать индивидуальные творческие способности учащихся, формировать устойчивый интерес к творческой деятельности | Познавательные: • проследить, как в материальной культуре разных эпох и народов отражается мировоззрение человека, его отношение к себе, миру. Регулятивные: • работать по плану, сверяясь с целью; • планировать деятельность в учебной ситуации, излагать своё мнение в диалоге о достижении эмоциональной образности, корректировать своё мнение (в соответствии с мнением своих товарищей). Коммуникативные: • учиться задавать вопросы; • использовать речевые средства в соответствии с ситуацией; • определять цель и проблему в учебной деятельности, соблюдать нормы коллективного общения; планировать деятельность, понимать позицию другого | • осознавать свои интересы (добиваться поставленной цели); • понимать значение знаний для человека, выбирать свой образ и отвечать за свой выбор; • проявлять интерес к архитектурно-художественным стилям; • проявлять познавательную активность; • формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности | |
Методы и формы обучения | Методы: беседа, объяснительно-иллюстративный, практический, творческий поиск, выставка работ учащихся. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Образовательные ресурсы | Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: http://rll.wikipedia.org/wiki/ • Режим доступа: http://www.artsait.ru | ||
Оборудование | Компьютер, мультимедийный проектор, экран. Материалы: карандаш, бумага, ножницы, клей, вырезки из журналов, фотоизображения; ватман; журналы, фото- графии | ||
Наглядно-демонстрационный материал | Мультимедийный ряд: презентации «Канон архитектуры», «Архитектурный стиль». Фотографии и репродукции зданий различных стилей | ||
Основные понятия и термины | Архитектура. Стили в архитектуре: античный, готический, романский, ренессанс, барокко, классицизм. |
Организационная структура (сценарий урока)
Этапы урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | ||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Организационный момент | Фронтальная | Приветствует класс, проверяет готовность к занятию | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Волевая саморегуляция | |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников | Фронтальная, индивидуальная | -Мы сегодня начинаем новый раздел, изучению которого посвятим десять занятий и сейчас попробуем путем разгадывания кроссворда и нахождения ключевого слова узнать общую идею темы четверти. -Общее название темы блока уроков мы определили, это было не так сложно, за исключением некоторых построек, которые вам не совсем хорошо знакомы (или знакомы, но не знали названия их). -Так попробуем догадаться, о чем конкретно мы будем вести речь на сегодняшнем уроке. Разные города, страны, разные по стилю архитектурные сооружения мы отгадывали, они построены в разные временные промежутки… Есть идеи названия темы урока? -Придумываем красивое название урока, записываем его на доске и ставим цель и задачи урока. | Слушают учителя. Отгадывают названия городов, архитектурных построек, загадываемых в кроссворде, определяют ключевое слово « архитектура», выделяющееся по вертикали. Возможные ответы: «Разные города», « Старинный город», «Города или Архитектура прошлого», « Архитектурные стили»… | Познавательные: понимают значение определения «архитектура» Коммуникативные: включаются в диалог, формулируют ответы на вопросы. Регулятивные: определяют цель и проблему в учебной деятельности. Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; проявляют интерес к архитектурно-художественному облику города. | |
Изучение новых знаний | | Организует эвристическую беседу. -Ребята, когда человек научился строить для себя жилище? -Какие материалы он использовал для этого, почему? -Древние сооружения известны вам давно, как называется этот архитектурный стиль и, если можете, охарактеризуйте его (основные элементы, материал, цвет, местонахождение) - Каковы основные характеристики античного зодчества? Подсказки даются во время демонстрации презентации с наиболее известными постройками Др.Греции и Рима. -При выполнении практического задания можно будет выполнить зарисовки сводов, арок, куполов античных зданий, впоследствии соединив прямоугольные формы с колоннами, арками и куполами, получить аппликацию - образ античного здания. -Архитектурный стиль может определяться как совокупность основных черт и признаков архитектуры определённого времени и места, проявляющихся в особенностях её функциональной, конструктивной и художественной сторон. Развитие архитектурных стилей зависит от климатических, технических, религиозных и культурных факторов. Хотя развитие архитектуры напрямую зависит от времени, не всегда стили сменяют друг друга последовательно, известно одновременное сосуществование стилей как альтернативы друг другу. -Какие архитектурные стили вам известны? Демонстрация построек романского стиля, их краткая характеристика с помощью учащихся. -Романский стиль. Художественный стиль, господствовавший в Западной Европе с середины Х по XII век, - один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства. Архитектурные сооружения романского периода представляют собой массивные геометрические объёмы, поверхности стен прорезаны маленькими окнами, орнамент используется редко. Основными постройками в этот период становятся храм-крепость и замок-крепость. Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров. Демонстрация слайда с людьми в одеждах готической эпохи. -Что общего между одим из стилей и одеждой вот этой дамы? (в головном уборе-энкин). Определяем название архитектурного стиля (готика). Даем общую характеристику, опираясь на имеющиеся знания. - Готический стиль. Новый архитектурный стиль в ХУ веке получил название готики. Готический стиль, в основном, проявился в архитектуре храмов, соборов, монастырей, развивался на основе романской архитектуры. В отличие от романского стиля, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями и многоцветные витражные стрельчатые окна. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Демонстрация трех титанов эпохи Возрождения- Микеланджело, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти. -Ребята, эти великие художники творили в ту эпоху, которая называется…. -Это еще один из великих стилей. Пробуйте охарактеризовать и его. -Период развития архитектуры в европейских странах с начала ХУ века. Особенное значение придаётся формам античной архитектуры: симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей. Развитие архитектуры Возрождения привело к нововведению в использовании строительных техник и материалов, к развитию архитектурной лексики и документации. (Демонстрация слайдов -собор Святого Петра в Риме ) Демонстрация слайдов известных каждому петербуржцу-Зимнего дворца, екатерининского дворца, Большого дворца в Петергофе. -Знакомый стиль? -Барокко. Период начался в конце ХУI и завершился в конце ХУIII века. Архитектурные формы барокко подражали итальянскому Ренессансу, однако превзошли его по сложности, многообразию и живописности. Фасады с профилированными карнизами, с колоссальными на несколько этажей колоннами, полуколоннами и пилястрами, роскошными скульптурными деталями, часто колеблющимися от выпуклого к вогнутому, придают самому сооружению движение и ритм. Ни одна деталь не является самостоятельной, как это было в период Ренессанса. Все подчинено общему архитектурному замыслу. - Что вы слышали о стиле классицизм, быть может, слыша это слово, вы сможете догадаться, откуда он появился, какими общими чертами наделен? -Классицизм, ХVШ век возродил архитектурные формы античности. Архитектурный язык классицизма был сформулирован на исходе эпохи Возрождения великим венецианским мастером Палладио. Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Для классицизма свойственна сдержанность декоративного убранства. -К середине XIX века чистота стиля уходит из отечественной архитектуры, и мы видим сооружения, в которых преобладает смешение стилей, которое называется (как?) эклектика. Одновременно с этим возникает архитектура стиля модерн, своей художественной логикой и цельностью противостоящая эклектике в архитектуре. Искусство стиля модерн энергией своего отрицания устоявшихся канонов и поисков новых форм предвещало взлет архитектуры в новейшей истории. Но это уже другая история… | Примерные ответы обучающихся… - С древнейших времен человек научился строить для себя жилище. Для этого использовались природные материалы, которыми была богата окружающая местность. Большое количество домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от выражений «огораживать», «обносить оградой», «городить». Возможные ответы… - Римляне, греки вошли в историю как выдающиеся строители. Античный город рождал ощущение естественности красоты, творимой человеком, верящим в радость бытия и собственные силы. Соразмерность и художественная цельность - основа античного идеала красоты. Эфес - древний город. -Во-первых, это непременное наличие колонн. Во-вторых, пропорции здания таковы, что его высота преобладает над шириной, причем достигается это именно наличием многочисленных колонн, поддерживающих потолочные конструкции. (Архитектура Древнего Рима.) В-третьих, неотъемлемой частью античного здания являются свод, арка и купол. (Древний Рим.) -Возможные ответы…Романский, готический, барокко… Возможные ответы.. Остроконечный головной убор похож на собор. Возможные ответы- Ренессанс, Возрождение. Ответы обучающихся и их рассказ об известном стиле –барокко. Возможные ответы учащихся.., Возможный ответ …Эклектика | Познавательные: понимают значение архитектурно-пространственной композиционной доминанты во внешнем облике города; создают образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Коммуникативные: соблюдают нормы коллективного общения; учатся задавать вопросы, организовывать самостоятельную деятельность; излагают своё мнение; с помощью учителя планируют деятельность. Личностные: проявляют познавательную активность, интерес к изучению нового материала; формируют коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности | |
Первичная проверка понимания изученного | Индивидуальная | -А теперь посмотрим, как вам удалось усвоить новый, вспомнить уже ранее известный материал. Предлагаются карты с изображением характерных элементов, свойственных тому или иному стилю и название стилей. Задание - соотнести картинку с названием. | Выполняют полученные задания в индивидуальном порядке, проводят самоконтроль. | Познавательные УУД: формируют опыт самоанализа. Регулятивные УУД: формируют умение адекватной самооценки Коммуникативные УУД: формируют навыки оценочных суждений. | |
Применение новых знаний, обобщение и систематизация | | - Перед вами таблицы с изображениями различных зданий, они помогут вам сориентироваться в стилях и более правильно отразить в рисунке сходство. Каждая группа будет выполнять работу в каком-либо архитектурном стиле - это вы выбираете самостоятельно. Например, 1-я группа- здания в готическом стиле, 2-я - здания в романском стиле, 3-я команда ренессанс, 4я - барокко, 5-я - классицизм , 6-я – модерн, 7- я- эклектика. Разделимся на группы и начнём. -А теперь каждая группа приступит к выполнению одного из заданий 1) Коллаж - город из зданий одного выбранного архитектурного стиля (нарисованные или с использованием готовых фотоматериалов или вырезанных из тонированной бумаги). 2) Кроме города, можно выполнять зарисовки отдельных архитектурных элементов, например, колонны, окна-розы, портала здания или витража. Эти зарисовки можно будет собрать в единую коллекцию-раскладушку, которая будет являться пособием по изучению того или иного стиля. 3) Живописный этюд части города. 4) Свой вариант работы. | Выполняют типовые задания по установленному алгоритму. | Познавательные: осваивают основные этапы работы в группе; понимают особенности художественных стилей разных эпох: учатся создавать образ материальной культуры прошлого в собственной творческой работе. Регулятивные: планируют деятельность в группе; определяют способы достижения цели. Личностные: осознают свои интересы и цели; развивают художественные способности в процессе работы над творческой работой. | |
Контроль и самоконтроль, коррекция | | Органиация самостоятельной проверки с применением новых знаний, помощь учащимся в выполнении контроля друг друга и самоконтроля. | Выполняют самостоятельную работу, перекрестный контроль, самоконтроль. | Коммуникативные: излагают своё мнение в диалоге. Личностные: осознают многообразие взглядов и вырабатывают свои мировоззренческие позиции; адекватно выражают и контролируют свои эмоции | |
Подведение итогов урока, рефлексия | | Составление синквейна по итогам выполненной творческой работы. Например: Готика Непредсказуемое, невероятное Удивляет, восхищает, вдохновляет Строился несколько столетий Собор Святого Вита. Просмотр и анализ работ. | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. | Познавательные: умеют рассказывать об особенностях архитектурно-художественных стилей разных эпох при помощи синквейна. Коммуникативные: используют речевые средства в соответствии с ситуацией; излагают своё мнение, понимают позицию другого. Регулятивные: оценивают конечный результат, степень и способы достижения цели. | |
| | | | |
.