Файл: Конспект лекций для студентов специальности 23. 02. 04 Техническая эксплуатация подъемнотранспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям).pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 420
Скачиваний: 30
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«САМАРСКИЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ «СЭК»)
Т. И. Харламова
МДК.01.01 ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ
СООРУЖЕНИЙ
МДК.01.02 ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНОВО-ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ПО ТЕКУЩЕМУ СОДЕРЖАНИЮ И РЕМОНТУ ДОРОГ И ДОРОЖНЫХ
СООРУЖЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАШИННЫХ КОМПЛЕКСОВ
Методические указания к самостоятельной работе и выполнению контрольной работы, конспект лекций для студентов специальности 23.02.04
Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)
Самара 2015
2
Методические указания к самостоятельной работе и выполнению контрольной работы, конспект лекций по МДК01.01 Техническая эксплуатация дорог и дорож- ных сооружений и МДК.01.02 Организация планово-предупредительных работ по текущему содержанию и ремонту дорог и дорожных сооружений с использованием машинных комплексов для студентов специальности 23.02.04 / сост.: Харламова
Т.И. – Самара: ГБПОУ «СЭК», 2015. – 32 с.
Издание содержит методические указания к самостоятельной работе и выпол- нению контрольной работы, конспект лекций по МДК01.01 Техническая эксплуата- ция дорог и дорожных сооружений и МДК.01.02 Организация планово- предупредительных работ по текущему содержанию и ремонту дорог и дорожных сооружений с использованием машинных комплексов.
Замечания, предложения и пожелания направлять в ГБПОУ «СЭК» по адресу:
443001, г. Самара, ул. Самарская 205-А или по электронной почте info@sam-ek.ru
ГБПОУ «СЭК», 2015 г.
3
Автомобильные дороги являются одним из важнейших элементов транспорт- ной системы государства, оказывающим огромное влияние на социальное и эконо- мическое развитие страны.
Основу дорожной сети Российской Федерации составляют федеральные авто- мобильные дороги. Значительная часть этих дорог соединяет Москву со столицами республик, входящих в состав Российской Федерации, административными центра- ми краев, областей и автономных образований. Хотя на долю федеральных автомо- бильных дорог приходится примерно 5% протяженности всех автомобильных до- рог, они играют важную роль в дорожном хозяйстве Российской Федерации. Пере- возки грузов и пассажиров по этим дорогам составляют почти 47% всех услуг, ока- зываемых автомобильным транспортом.
Тематический план по профессиональному модулю ПМ.01
Таблица 1
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов ауди- торн.
самост.
работа
Раздел 1. Ведение работ при строительстве, содержании и ремонте автомобильных дорог
90
МДК 01.01 Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений
16 74
Тема 1.1. Основы строительства, эксплуатации и содержания автомобильных дорог
12 20 1
Основные элементы автомобильной дороги
План трассы автомобильной дороги. Обеспечение видимости на кривых в плане дороги. Продольный и поперечный профи- ли дороги.
2
-
2
Земляное полотно автомобильной дороги и дорожный водоотвод
Технические требования, предъявляемые к земляному полотну. Элементы земляного полотна. Строительные свой- ства грунтов и их использование при возведении земляного полотна. Расположение грунтов в земляном полотне. Требова- ния к степени уплотнения грунтов земляного полотна на косогорах и основаниях. Применение прослоек из геотекстильных материалов. Типовые поперечные профили земляного полотна. Дорожный водоотвод
2 2
3
Конструкция дорожных одежд
Требования, предъявляемые к дорожной одежде. Конструктивные слои дорожной одежды и их назначение. Типы и конструкции дорожных одежд. Основные виды покрытий по СНиП. Укрепление полосы обочин и разделительных полос
2
-
4
Общие сведения об искусственных сооружениях на автомобильных дорогах
Искусственные сооружения на автомобильных дорогах. Роль малых мостов и труб в системе водоотвода. Основные элемен- ты малых мостов, труб и мостовых переходов. Габариты мостов и допустимые нагрузки
-
2 5
Грунты
Основные сведения о грунтах. Классификация грунтов, используемых в дорожном строительстве: по происхождению, со- ставу, состоянию и природному залеганию, набуханию и просадочности
-
2 6
Органические вяжущие материалы
Классификация органических вяжущих материалов. Битумы. Дегти. Эмульсии. Смеси
-
2 7
Неорганические вяжущие материалы
Извести. Цементы. Портландцементы. Смеси цементогрунтовые. Щебеночные, гравийные и песчаные материалы, обработанные неорганическими вяжущими материалами. Смеси цементобетонные. Дорожный бетон
-
2
5 8
Организация строительства автомобильных дорог
Выбор машин для выполнения дорожно-строительных работ в потоке и организации комплексной механизации. Производ- ственные предприятия дорожного строительства. Подготовительные работы. Строительство малых мостов, труб и других водоотводных сооружений. Сооружение земляного полотна. Устройство дополнительных слоев оснований и прослоек, по- верхностной обработки покрытий, цементобетонных покрытий и оснований, обстановки дорог. Приемка выполненных ра- бот. Организация службы ремонта и содержания автомобильных дорог. Влияние дорожных и погодных условий на безопас- ность движения. Безопасность движения по ремонтируемым и реконструируемым дорогам
-
10
Лабораторные занятия
6 1
Определение категории дороги
2
Технологическая последовательность на возведение земляного полотна при расширении дороги
3
Технологическая последовательность на устройство асфальтобетонного покрытия
Тема 1.2. Дорожные машины
3 22 1
Приводы и системы управления дорожных машин
Приводы и передачи машин. Системы управления машин
-
3 2
Оборудование для строительства искусственных сооружений
Оборудование для погружения свай: дизельные молоты, вибропогружатели.
-
3 3
Машины для подготовительных и земляных работ
Кусторезы, корчеватели, рыхлители. Бульдозеры, скреперы. Грейдеры, автогрейдеры, грейдер-элеваторы. Одноковшовые и многоковшовые экскаваторы. Машины и оборудование для разработки мерзлых грунтов, а также для уплотнения грунтов.
Машины и оборудование для гидромеханизации земляных работ, водоотлива и водопонижения грунтовых вод
1 3
4
Машины и оборудование для производства и транспортирования дорожно-строительных материалов
Буровое оборудование. Дробильное и размольное оборудование. Сортировочно-моечные машины. Дробильно- сортировочные установки. Оборудование для переработки битума, цемента. Оборудование для приготовления цементо- бетонных смесей. Машины и оборудование для транспортировки цементобетонных смей
-
3 5
Машины для устройства дорожных покрытий
Машины для распределения дорожно-строительных материалов и стабилизации грунтов вяжущими материалами. Асфаль- тоукладчики. Машины для уплотнения асфальтобетонных покрытий
1 4
6
Машины для содержания и ремонта автомобильных дорог
Машины для летнего содержания автомобильных дорог. Машины для зимнего содержания автомобильных дорог.
Машины для ремонта автомобильных дорог
1 3
7
Энергетическое оборудование
Паровые и водогрейные котлы, парообразователи. Передвижные компрессорные станции, электростанции, сварочные агре- гаты
-
3
6
Тема 1.3. Основы строительного производства
1 17 1
Строительные материалы и их основные свойства
Лесоматериалы. Природные и искусственные каменные материалы. Полимерные материалы. Неорганические вяжущие вещества. Бетоны и бетонные смеси. Строительные растворы. Тепло- и звукоизоляционные материалы. Отделочные мате- риалы
-
7 2
Технология строительных процессов
Земляные работы. Основные свойства грунтов. Устройство оснований и фундаментов. Бетонные и железобетонные рабо- ты. Габариты и профили траншеи. Рытье и засыпка траншеи. Особенности производства работ в зимнее время. Техника безопасности при производстве земляных работ. Производство арматурных работ. Монтаж строительных конструкций.
Отделочные, защитные и кровельные работы
1 10
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ. Выполнение домашней контрольной работы
-
15
Раздел 2. Организация эксплуатации машин при строительстве, содержании и ремонте дорог
81
МДК 01.02. Организация планово-предупредительных работ по текущему содержанию и ремонту дорог и дорожных сооруже- ний с использованием машинных комплексов
8 73
Тема 2.1. Организация технической эксплуатации дорожно-строительных машин
8 73 1 Основы проектирования производственной базы и техническому обслуживания, текущего ремонта машин
Основные положения по проектированию мастерских по техническому обслуживанию и текущему ремонту машин. Про- ектирование основных зон и участков мастерских по техническому обслуживанию и ремонту машин
8
-
2 Производственная эксплуатация машин
Основные положения по использованию машин. Эксплуатация грузоподъемных машин, а также энергетического оборудова- ния, машин и оборудования производственных предприятий
-
56 3 Основы автоматизации производственных процессов
Элементы автоматических систем. Автоматизация процессов дробления каменных материалов. Автоматизация асфальто- бетонных и цементобетонных заводов. Автоматизация процессов возведения земляного полотна дороги, устройства дорожных одежд, монтажных и подъемно-транспортных работ
-
17
Междисциплинарный курс МДК.01.01
Техническая эксплуатация дорог и дорожных сооружений
Тема 1.1 Основы строительства, эксплуатации и содержания автомобильных дорог
1. Основные элементы автомобильной дороги
В России существуют две классификации автомобильных дорог: административная и техническая.
Автомобильные дороги в зависимости от субъектов права на них подразделяют на следующие группы:
федеральные дороги, являющиеся собственностью Российской Федерации;
автомобильные дороги субъектов Российской федерации (региональные дороги);
муниципальные автомобильные дороги;
Техническая классификация устанавливается в зависимости от интенсивности дви- жения. Все дороги подразделяются на пять категорий (смотри таблицу 2)
Таблица 2
Категория дороги
Расчетная интенсивность движения, авт/сут в транспортных единицах приведенная к легковому автомобилю
Iа
Свыше 7000
Свыше 14000
Iб
Свыше 7000
Свыше 14000
II
3000-7000 6000-14000
III
1000-3000 2000-6000
IV
100-1000 200-2000
V
Менее 100
Менее 200
В зависимости от интенсивности движения и назначения улицы и дороги городов и других населенных пунктов подразделяют на скоростные дороги, магистральные улицы и дороги, улицы и дороги местного значения.
Поперечным профилем дороги называется графическое изображение разреза дороги плоскостью, перпендикулярной к ее оси. Основными элементами поперечного про- филя дороги являются: полоса отвода, проезжая часть, разделительные полосы, обо- чины, откосы земляного полотна, кюветы и резервы. Полоса отвода - полоса мест- ности, выделяемая в распоряжение дорожных подразделений для размещения на ней дороги, всех ее сооружений и посадки зеленых насаждений.
Проезжая часть предназначена для движения транспортных средств и имеет дорож- ную одежду. По сторонам проезжей части расположены обочины, повышающие прочность кромки дорожной одежды и обеспечивающие безопасность движения, а также используемые для временной стоянки транспортных средств и размещения материалов при ремонте дороги.
Для устранения возможности выезда на полосу встречного движения на дорогах первой категории устраивают разделительную полосу.
В зависимости от рельефа местности земляное полотно может быть в виде насыпи или в виде выемки.
Боковыми поверхностями насыпей и выемок являются откосы, крутизна которых
8
должна обеспечивать устойчивость земляного полотна и способствовать обес- печению безопасности движения.
Для отвода поверхностных вод с дороги и использования грунта при отсыпке насы- пи с одной или обеих сторон земляного полотна устраивают боковые канавы (кюве- ты) и резервы.
Линии, отделяющие обочины от внутренних откосов земляного полотна, назы- ваются бровками земляного полотна, а расстояние между ними определяет ширину земляного полотна дороги.
Линии, отделяющие проезжую часть от обочины, называются кромками проезжей части, расстояние между которыми и определяет ширину проезжей части дороги.
Расстояние от бровки земляного полотна до поверхности земли определяет высоту насыпи или глубину выемки.
Ширина земляного полотна, проезжей части и обочин устанавливается в за- висимости от категории дороги и расчетной скорости транспортных средств.
На прямых участках дорог поперечный профиль устраивают двухскатным с не- большим возвышением у оси для отвода воды. В этом случае поперечные уклоны проезжей части следует назначать в зависимости от числа полос движения, клима- тических условий и вида покрытий. Поперечные уклоны обочин при двухскатном поперечном профиле следует принимать на 10-30% больше поперечных уклонов проезжей части.
План трассы автомобильной дороги представляет собой графическое изображение ее проекции на горизонтальную плоскость, выполненное в уменьшенном масштабе.
Как правило, трасса в плане является пространственной извилистой линией, так как она меняет свое направление при обходе различных препятствий (населенных пунк- тов, озер, рек, болот, оврагов и др.). Положение геометрической оси дороги на зем- ной поверхности называется трассой. План трассы является одним из основных тех- нических документов, и он вычерчивается в масштабе: для равнинной и переменной местности 1:10000, для горной 1:5000. На план трассу наносят сплошной (основной) линией с разбивкой на километры и пикеты (пикет - расстояние, равное 100 м).
По обе стороны от трассы на ширину 50 м условными знаками и обозначениями изображают элементы рельефа, зеленые угодья, пути сообщения, линии связи и т.д.
На плане трассы указывают номера углов поворота, которые характеризуют, каждое изменение ее направления. В местах изменения направления трассы вписывают кру- говые кривые, основными элементами которых являются: радиус R длина кривой К, тангенс Т, биссектриса Б. Радиусы кривых в плане необходимо назначать возможно большими: от 3000 м и более для дорог 1 категории и от 2000 м и более остальных категорий.
Для плавного перехода от прямого участка к круговой кривой устраивают пе- реходные кривые.
9
В целях обеспечения удобства и безопасности движения автомобилей с расчетной скоростью на кривых с радиусом менее 3000 м на дорогах 1 категории и менее 2000 м на дорогах остальных категорий устраивают виражи - участки кривой с односкат- ным поперечным профилем и уклоном проезжей части к центру кривой.
На кривых в плане при радиусах в 1000 м и менее предусматривают уширение про- езжей части.
Важнейшим условием безопасности движения на автомобильных дорогах является обеспечение видимости в плане.
В горной местности, при проложении трассы, приходится устраивать кривые с большими углами поворота. Такие закругления называются серпантинами. В сер- пантинах кривую располагают не внутри угла, а снаружи его.
Одним из основных документов, характеризующих дорогу и ее положение от- носительно поверхности, на основании которого осуществляется строительство, яв- ляется продольный профиль. Продольный профиль - графическое изображение раз- реза дороги вертикальной плоскостью, проходящей через ее ось. Он дает пред- ставление о рельефе поверхности земли по оси дороги, положение линии бровки земляного полотна дороги относительно поверхности земли, а так же характеризует грунтовый разрез по оси дороги, расположение искусственных сооружений.
Следует изучить основные элементы продольного профиля: линию поверхности земли, проектную линию, проектные отметки, рабочие отметки, продольный уклон проектной линии.
Продольный уклон выражается в десятичных дробях с точностью до тысячных или в промилле (1% - 0,001). На продольном профиле условные знаки % не показывают.
Для смягчения продольного профиля в местах его переломов устраивают верти- кальные кривые, которые должны вписываться в местах переломов проектной ли- нии при алгебраической разности смежных углов (i, - i
2
) > 5%, на дорогах I и II кате- гории, 10% и более - на дорогах III категории и 20% и более - на дорогах IV и V ка- тегорий.
2. Земляное полотно автомобильной дороги и дорожный водоотвод
Земляное полотно является основанием для важнейшего и наиболее дорогого эле- мента дороги - дорожной одежды.
Земляное полотно проектируют с учетом категории дороги, типа дорожной одежды, высоты насыпи и глубины выемки, свойств грунтов, используемых в земляном по- лотне, условий производства работ при возведении полотна, природных условий района строительства и особенности инженерно - геологических условий участка строительства, опыта эксплуатации дорог в данном районе.
Земляное полотно включает следующие элементы: верхнюю часть земляного полот- на (нижний слой), основание насыпи, откосные части выемки, устройство для по- верхностного водоотвода, устройства для понижения или отвода грунтовых вод, поддерживающие и защитные геотехнические устройства и конструкции.