ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 164
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Группа Пг22Ж111
Студент
Куликов Л.А.
МОСКВА 2023
Практическое занятие 2 к теме 3
1. Беседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки по теме практического занятия «Повесть временных лет».
Вопросы:
1. Что представляет собой жанр летописи в древнерусской литературе?
2. Как, когда и кем создавалась «Повесть временных лет»? В каких летописных статьях летописец называет себя?
3. С какого времени и события мировой истории начинает повествование составитель «Повести временных лет»? Почему?
4. С какого года и события начинается датированная часть «Повести временных лет»? Как соотносится это событие с призванием на княжение варягов? Какой вывод о присутствии скандинавов на Руси можно сделать, исходя из сравнения этих эпизодов?
5. До какого года доведено изложение событий «Повести временных лет»?
6. Перескажите содержание эпизода о хождении по водному пути «из варяг в греки» апостола Андрея. Какой еще апостол упоминается в ПВЛ?
7. Перескажите содержание эпизода о призвании варягов на княжение.
8. Перескажите содержание эпизода об изобретении славянской азбуки.
9. Перескажите эпизод о смерти князя Олега от его коня.
10. Передайте содержание эпизодов об убийстве князя Игоря древлянами и о мести княгини Ольги древлянам; о крещении княгини Ольги в Константинополе. Какие сказочные черты прослеживаются в образе княгини Ольги?
11. Передайте содержание эпизодов о «поставлении» в Киеве языческих кумиров, о выборе веры, крещении Руси князем Владимиром и свержении языческих идолов. Каково, согласно преданию, происхождение названия места Перунья отмель?
12. Передайте содержание эпизода о юноше-кожемяке. Каково происхождение названия города Переяславль?
13. Передайте содержание эпизода об обороне Белгорода.
14. Передайте содержание эпизодов об убиении Бориса и Глеба. К какому жанру древнерусской литературы относятся эти фрагменты текста?
15. Сравните легенду о сотворении человека из «Повести временных лет» с записью 1911 г. 1 : «Янь же сказал: „Поистине ложь это; сотворил Бог человека из земли, составлен он из костей и жил кровяных, нет в нем больше ничего, никто ничего не знает, один только Бог знает”. Они же сказали: “Мы знаем, как человек сотворен”. Он же спросил: “Как?”. Они же отвечали: “Бог мылся в бане и вспотел, отерся ветошкой и бросил ее с небес на землю. И заспорил сатана с Богом, кому из нее сотворить человека. И сотворил дьявол человека, а Бог душу в него вложил. Вот почему, если умрет человек, – в землю идет тело, а душа к Богу”». «Шел по земле Господь Бог, а с ним дьявол. Ну, тот, который людей сомущает и здумал он и Бога сомустить. И так и шли они. Им на путе стречатца куча земли. “Кто, – говорит дьявол, – из нас сильнее, ты али я, покажем свою силу Взял землицы, плюнул на нее, в руках повалял и сделал вроде как статуй, человека обрисовал. Вот видишь, он на меня находит (похож)”, – говорит дьявол Исусу Христу. Ну, подошел Исус Христос к етой статуе. А она на полу лѐжит. Дьявол не мог ее уставить, штоб стояла. Так подошел Исус Христос, взял капочку самую земли на ладонь, на руку-то, маленько слюней спустил, размешал эту грязь, да по губам и помазал этому-то статую. Потом в лицо дунул – дух доспел. Статуй-то и оживел, стал, поднялса и пошел. Дьявол-то улетел. Тело-то в нас дьяволово, от земли, а душа-то Богова. Она завсегда и после смерти уходит [к] нему обратно на небо».
Какие выводы о структуре этиологической легенды и о времени ее бытования в народной культуре можно сделать на основании этого сравнения?
16. Передайте содержание «Поучения Владимира Мономаха».
17. Передайте содержание эпизода об ослеплении князя Василька Теребовльского. Какую роль этот эпизод играет в утверждении идеи единства Русской земли?
18. Каково, согласно историческим преданиям, зафиксированным в ПВЛ, происхождение названий города Киева, села Ольжичи?
19. Каково происхождение паремий «погибли, как обры», «беда, как в Родне», «пищанцы Волчьего хвоста бегают»?
20. Какие еще легенды и предания нашли вы при чтении «Повести временных лет»?
2. Беседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки по теме практического занятия «Слово о полку Игореве», «Задонщина».
Вопросы:
1. В.В. Кусков (История древнерусской литературы: учеб. для филол. спец.вузов) относит «Слово о полку Игореве» к жанру воинской повести. А.А. Зализняк подчеркивает сходство СПИ с народными жанрами (былинами). Как вам кажется, кто из них прав?
2. Найдите в СПИ характерные для народной поэзии сравнения и уподобления героев (Ярославны, Игоря, Всеволода и др.) различным животным и птицам. В чем вы видите смысл этих сопоставлений?
3. Какую роль играют образы природы в «Слове о полку Игореве»? Почему солнце прикрывает тьмой воинов Игоря? Вспомните обращение Ярославны к солнцу. Связаны ли эти два эпизода? Приведите еще примеры.
4. По определению литературоведа А.С. Орлова, героем «Слова о полку Игореве» является не какой-нибудь из князей, а вся Русская земля. Как вы понимаете эту мысль? Какая единая мысль и настроенность пронизывает все произведение? Какую очень важную для своего времени идею выразил автор «Слова о полку Игореве»?
5. О чем рассказывает «Задонщина»? Почему это произведение получило в литературоведении такое название? На сколько смысловых частей вы бы его разделили?
6. Кем и как было принято решение о битве? Как описан в «Задонщине» первый день Куликовского сражения?
7. Чем закончилась Куликовская битва?
8. В чем главная мысль «Задонщины»?
9. Сравните лексику и образную систему «Слова о полку Игореве» и «Задонщины». Какие слова и образы в «Задонщине» заимствованы из СПИ? Как вам кажется, почему эти заимствования потребовались Софонию Рязанцу?
1. Беседа по контрольным вопросам для самостоятельной подготовки по теме практического занятия «Повесть временных лет».
Ответы:
1. Жанр летописи в древнерусской литературе представляет собой составленную в хронологическом порядке историю державных событий и деятельности правителей и других высших лиц. В летописях фиксировались происшествия и явления, оставившие след в жизни Руси, а также упоминались события в мире. Целевым предназначением летописей являлось сохранение и передача исторической памяти народа.
2. «Повесть временных лет» была создана в XI веке неизвестным автором в монастыре Киево-Печерской лавры. Летописец называет себя в летописных статьях «учеником ловчим», что трактуется как работавший в ловчих судах. Версия о том, что автором являлся монах-листопадник Нестор, является предположением, но не доказана.
3. Повествование в «Повести временных лет» начинается с событий древнего Вавилона и предшествующих ему библейских чудес, а затем переходит к рассказу о происходящих на территории России событиях. Такое начало летописи объясняется тем, что авторы «Повести» стремились показать связь истории Руси с всемирной историей, а также подчеркнуть высокое место России в истории мира. Однако, начало летописи также содержит мифологические элементы и напоминает структуру библейской божественной истории.
4. Датированная часть «Повести временных лет» начинается с 862 года, когда три брата — Рюрик, Синеус и Трувор — прибывают на Русь и устраивают свою власть в Новгороде. Это событие связано с призванием на княжение варягов, которое упоминается в сагах и других скандинавских источниках. Скандинавы, вероятно, играли важную роль в формировании раннего государства на Руси, но их присутствие не было единственным фактором.
5. Изложение событий в «Повести временных лет» доведено до 1118 года, когда были записаны события правления Святослава Юрьевича в Киеве. Однако, далее были внесены некоторые фрагменты, относящиеся к более поздним временам.
6. Эпизод о хождении по водному пути «из варяг в греки» связан с апостолом Андреем, который побывал на Руси в IX веке и совершил знаменитое путешествие от Новгорода до Константинополя. Согласно ПВЛ, Андрей получил благословение от брата Петра, а также от святого Андрея Первозванного. В результате этого хождения, Андрей проповедовал христианство на территории Славянской державы, и оставил после себя несколько святых мест. В ПВЛ также упоминается апостол Фома (или Маслов), который пришел на Русь после Андрея и тоже проповедовал христианство среди русских.
7. Эпизод о призвании варягов на княжение описывает, как киевский князь избрал трех варягов на правление вместо своего сына. Варяги прибыли в Киев и стали управлять государством, справедливо распределяя налоги и решая спорные вопросы. Однако, после смерти главного варяга, двое других стали коррумпироваться и нарушать законы. Князь решил разгромить их с помощью тайной армии воинов, которых он воспитывал с детства.
8. Эпизод об изобретении славянской азбуки рассказывает о том, как монахи Кирилл и Мефодий создали алфавит для славянских языков, чтобы перевести священные тексты на родной язык. Они использовали греческий алфавит и добавили к нему новые буквы, чтобы точнее передать звуковой материал. Благодаря этому изобретению, русский народ смог развиваться и сохранять свою культуру и язык.
9. Эпизод о смерти князя Олега рассказывает о трагической гибели князя, которого убил пьяный конь. Олег был очень могущественным правителем и всегда брал с собой страшный орел, чтобы производить впечатление на его подданных. Когда он возвращался на своем коне, птица начала кружить над ним и внезапно напала на коня. Конь упал, придавив Олега.
10. Эпизоды об убийстве князя Игоря древлянами и о мести княгини Ольги древлянам рассказывают о мести и кровосмешении. Древляне убили князя Игоря и убили его сына. Княгиня Ольга, желая мести, прибыла в их земли и приказала им собраться на похороны князя. Она жестоко отомстила, убивая всех, кто пришел на похороны. В другом эпизоде княгиня Ольга путешествует в Константинополь и становится первой из древних правителей Руси, которая приняла христианство и, по возвращении в Киев, установила христианские обряды.
11. Другой эпизод рассказывает о «поставлении» в Киеве языческих кумиров, о выборе веры, крещении Руси князем Владимиром и свержении языческих идолов. Князь Владимир, желая принять христианство, послал посланцев в разные страны, чтобы узнать об их религии. Он отклонил иудаизм, ислам и католицизм, но принял православный христианский догмат. При этом он оставил языческие идолы невредимыми, но в конце концов был вынужден уничтожить их, чтобы укоренить новую религию. Перунья отмель получила свое имя по легендарному языческому богу Перуну. Легенда связывает это место с первым крещением Руси, когда языческий бог пытался удержать князя Владимира, чтобы он не принимал христианство.
12. Эпизод о юноше-кожемяке рассказывает о молодом парне, который сумел исполнить задание мудрого старца. Старец поручил ему создать кожу из медведя, который одолел юношу. Юноша нашел способ создания кожи, используя золотую рыбку, и со временем стал знаменитым кожемяком. В этом эпизоде также рассказывается о том, как возник город Переяславль. Когда юноша-кожемяка стал известен на весь край, князь предложил ему жениться на своей дочери и поселиться в Переяславле, который был назван так в честь переселенцев из Киева.
13. Эпизод об обороне Белгорода рассказывает о том, как маленький городок смог удержаться от нападения кочевых племен. Жители Белгорода, во главе с героическим командиром, организовали эффективную оборону, которая привела к тому, что враг был отброшен. Этот эпизод является примером мужества и героизма древнерусских воинов.
14. Фрагменты о убиении Бориса и Глеба относятся к жанру древнерусской литературы - сказаний. Они рассказывают о злом брате, который убил своих благочестивых братьев из зависти и жажды власти. В результате этой трагедии на