Файл: Индивидуальный итоговый проект Вредные привычки школьников.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 290

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Никитинской средней школы - Шагаевская основная школа
Индивидуальный итоговый проект
«Вредные привычки школьников»
по основам безопасности жизнедеятельности обучающейся 9 класса
Власовой Виктории Владимировны
Руководитель проекта: учитель ОБЖ
Кошкина Татьяна Александровна село Шагаево
Починковский район
Нижегородская область
2020 год

2
Краткая аннотация проекта
Индивидуальный итоговый проект «Вредные привычки младших школьников» направлен на изучение причины возникновения вредных привычек у школьников, выяснение возможных способов борьбы с ними.
Постановка проблемы
Актуальность темы работы заключается в том, что в настоящее время здоровье большего количества школьников страдает от наличия вредных привычек. Эти зависимости не рождаются сами по себе; в большинстве случаев они возникают от подражания другим, социальной неопределенности, психической и эмоциональной неуравновешенности.
Привязанность к вредным привычкам у каждого человека различается по времени привыкания. Наименее защищенным к воздействию вредных привычек
(курению, алкоголизму, употреблению наркотиков) является организм детей, так как их психика полностью не сформирована и быстро реагирует на внешние воздействия.
Анкетирование младших школьников нашей школы показало, что наиболее распространенные вредные привычки - это прием пищи перед телевизором, компьютером, прием пищи грязными руками, привычка грызть ногти, злоупотребление «словами паразитами», привычка опаздывать, есть много сладкого, привычка постоянно поправлять волосы, сутулиться, читать лежа, лишь 2% опрошенных уже получили первый опыт общения с курением, алкогольными напитками. Поэтому очень важно, чтобы до того, как возникнет опасность первого опыта, сформировать у ребенка устойчивое негативное отношение к тому, чему они подражают. Этому способствует ранняя профилактика вредных привычек.
Для того, чтобы профилактическая работа по предупреждению вредных привычек была эффективной, да и вообще имела смысл, ее надо начинать проводить
на 1–1,5 года раньше того возраста, на который, согласно статистике, приходится начало приобретения этих привычек. Это значит, что возрастную категорию, нуждающихся в профилактической работе по предупреждению вредных привычек, составляют дети дошкольного возраста и школьники начальных классов общеобразовательных организаций.


3
Цель проекта. Профилактика вредных привычек у детей школьного возраста.
Задачи проекта:
 раскрыть сущность вредных привычек;
 выявить причины пристрастия к вредным привычкам;
 способствовать формированию у обучающихся стремления приобретать полезные привычки и избегать вредных;
 познакомить с правилами здоровье сбережения;
 определить уровень представлений школьников в здоровом образе жизни;
 выявить отношение взрослых и детей к данной проблеме.
Объект исследования. Школьники 1-9 классов, их представление о здоровом образе жизни.
Предмет исследования. Здоровье детей, влияние вредных привычек на организм человека.
Гипотеза. Предположим, что вредные привычки опасны для здоровья. Я считаю, что данные вредные привычки глубоко укоренились среди подрастающего поколения.
Большинство вредных привычек сред молодых людей связано с целью показаться старше, По моему мнению, негативные последствия, которые несут эти пороки, оказывают, прежде всего, вред здоровью.
База исследования. Учащиеся 1-9 классов, их родители, независимые участники.
Методы исследования:
 Подбор материала по теме.
 Анализ научной литературы.
 Обобщение изученного материала.
 Наблюдение.
 Проведение анкетирования.
 Выводы по собранному материалу.

4
Содержание
1.Введение……………………………………………………………………с.5
2.Основная часть……………………………………………………………с.6-12
2.1.Понятие «Вредная привычка»…………………………………………..
2.2.Причины появления вредной привычки у школьников……………….
2.3.Влияние вредной привычки на развитие школьника……………….....
2.4.Способы избавления от вредной привычки…………………………….
3.Заключительная часть……………………………………………………с.13
4.Литература и интернет-ресурсы ……………………………………….с.14

5
1.Введение
Индивидуальный итоговый проект «Вредные привычки школьников» является исследовательским. Данная тема для исследования выбрана не случайно. Многие обучающиеся 1-9 классов принимают пищу грязными руками, едят много сладкого, грызут ногти, злоупотребляют «словами паразитами», постоянно поправлять волосы, сутулиться, опаздывают на уроки. Учителя часто делают им замечания по этому поводу. Мне захотелось узнать причины возникновения этих вредных привычек и выявить способы избавления от них.
Я прочитала некоторую литературу о вредных привычках, обратилась за помощью к учителям, нашему фельдшеру.
В моей исследовательской работе я хочу рассмотреть некоторые из таких вредных привычек.


6
2. Основная часть
2.1. Понятие «Вредная привычка»
«Привычка — это то, чего ты сам у себя уже не замечаешь»
Агата Кристи
Вредная привычка это автоматически повторяющееся многое число раз действие, причем действие это вредоносное с точки зрения общественного блага, окружающих или здоровья самого человека, который подпал под кабалу вредной привычки.
Вредные привычки бывают не полезны или прямо вредны. Такие автоматические действия проявляются из-за слабости воли. Если человек не может проявить силу воли, чтобы совершить прогрессивное действие, то он подпадает под силу привычки, которая возвращает его в старую колею, привычное действие.
Привычное действие – это и есть привычка. Но, с одной стороны, бывают привычки и манеры хорошие, полезные и, с другой, бывают дурные, или вредные привычки.
Полезными привычками мы можем назвать такие, как делать зарядку по утрам, мыть руки перед едой, убирать за собой все вещи на место, чистить каждый день зубы и т.п.
Вредную привычку можно рассматривать как болезнь или патологическую зависимость. Но наряду с вредными привычками существуют неполезные действия, которые нельзя рассматривать как болезнь, но которые возникают из-за неуравновешенности нервной системы.
Что можно назвать вредными привычками?
К вредным привычкам можно отнести следующие действия:
• Алкоголизм
• Наркомания
• Курение
• Игровая зависимость
• Шопингомания (шопоголизм) – «навязчивая магазинная зависимость»
• Переедание
• Телевизионная зависимость
• Интернет-зависимость

7
• Привычка грызть ногти
• Ковыряние кожи
• Ковыряние в носу
• Щелкание суставами
• Техномания
• Привычка грызть карандаш или ручку
• Употребление нецензурных выражений
• Злоупотребление «словами-паразитами» и др.
2.2. Причины появления вредной привычки у школьников
От вредных привычек никто не застрахован. Ведь на развитие психологической зависимости влияет целый ряд факторов – от генетических предпосылок и индивидуальных особенностей человека до характера его социально-культурного окружения. И если наследственность может быть только фоном, то индивидуальные особенности человеческого организма и социальные факторы часто играют решающую роль на пути к возникновению зависимости.
Современные психологи самыми распространёнными предпосылками приобщения к вредным привычкам называют:
— отсутствие внутренней дисциплины и слабую силу воли;
— отсутствие мотивации и цели в жизни;
— трудности в общении;
— экспериментирование;
— социальный протест и вызов обществу;
— желание развлечься и уйти от проблем.
Для большинства людей вредные привычки становятся главным врагом на долгие годы и даже на всю жизнь, пленяют их сознание и волю, уничтожают человека как личность и разрушают его организм.
Что бы выявить самые часто встречаемые вредные привычки у обучающихся моей школы я провела анкетирование (Приложение 1). В нем приняло участие 42 учащихся. У каждого обучающегося можно заметить не одну, а несколько вредных привычек.
Мои результаты можно увидеть на диаграммах.


8
Из опрошенных учащихся начальных классов больше всех ответов было:

1-2 классов - любят есть много сладкого, разговаривать по телефону, не моют руки перед приемом пищи.

3-4 классов - любят кушать перед телевизором, грызть ногти, читать лежа, поправлять волосы, опаздывают, едят много сладкого.
Можно заметить, что вредные привычки повторяются, но не все, так же можно заметить, что появляются другие привычки. А теперь перейдем к старшим классам.
Из опрошенных учащихся 5-9 классов больше всех ответов было:

5-7 классов - много смотреть телевизор, допоздна сидеть в компьютере, грызть карандаш или ручку, сутулиться, употреблять нецензурные выражения.

8-9 классов - больше всех ответов было: любят кушать перед телевизором, злоупотреблять словами «паразитами», есть много сладкого, поправлять волосы, у девочек еще -недооценивать себя.
Итак, я выяснила, что какие самые распространенные вредные привычки у обучающихся моей школы.
За помощью я обратилась к нашему фельдшеру Катышевой Валентине Ивановне.
Она считает, что у детей дошкольного и школьного возраста все вредные привычки имеют один общий корень – недостаток родительского внимания. Главная задача родителей в этом случае — не бороться с вредными привычками своего ребенка, а понять первопричину их появления и устранить эти факторы.
Любая привычка ― это склонность, которая превратилась у ребёнка в постоянную потребность. И происходит это не одномоментно, а постепенно и в течение довольно продолжительного времени.
Вот ещё несколько причин такого поведения:
• физиологические и психологические проблемы у ребёнка,
• желание обратить на себя внимание любыми способами,
• способ избавления от скуки или способ успокоиться,
• подражание своим сверстникам или взрослым.
У детей наиболее распространёнными вредными привычками можно считать:
Поведенческие привычки:
• быть агрессивным,
• врать (обманывать сверстников и старших),

9
• ныть (частые капризы по любому поводу),
• ябедничать,
• сквернословить.
Физиологические привычки:
• грызть ногти,
• теребить волосы, ухо, нос,
• облизывать пальцы,
• грызть карандаши, ручки,
• ковырять в носу,
• брать в рот посторонние предметы,
• быть зависимым от телевизора и компьютера.
А вот что я прочитала о некоторых из них в книгах:
Почему человек грызет ногти? Прежде всего, симптом повышенной нервозности человека, проявление его тревожности. Таким образом организм реагирует на стрессовые ситуации. Это некая разновидность психологической защиты.
Привычка ковырять кожу – это может быть ковыряние кожи лица, тела, головы, рук. Иногда носит характер привычки самостоятельно избавляться от недостатков на лице – самостоятельные механические чистки лица, в худшем случае
– привычка постоянно трогать кожу и выдавливать ногтями воспаленные участки или сдирать подсохшие болячки.
За данной привычкой может скрываться невроз, вызванный стрессами и выражающийся в потребности причинять себе физическую боль после получения боли эмоциональной — пантономия.
1)Тот же самый невроз может выражаться в потребности постоянного задействования рук — в постоянной активации мелкой моторики.
2)Мания идеального лица: малейшая неровность или прыщик вызывают неудовольствие и желание удалить, сковырнув.
3)Проблема психосоматики — навязчивые действия, навязчивые движения рук.
Почему человек много ест? В большинстве случаев - это психологическое переедание. К этой группе относится "заедание" стресса, плохого настроения или


10 трагических событий, заниженная самооценка и неуверенность в себе, еда как утешение.
2.3. Влияние вредной привычки на развитие школьника
Рассмотрю влияние некоторых вредных привычек на развитие школьника.
«Не грызи карандаш!», «Не грызи ручку! Не грызи ногти!» - такие замечания многие слышали от учителей и родителей неоднократно. Даже многие выдающиеся ученые и писатели, решая задачи и сочиняя, покусывали кончик карандаша.
80 % опрошенных мною родителей считают, что эта привычка наносит вред здоровью детей, потому что в организм попадают паразиты и микробы. Сами школьники думают, что эта привычка отвлекает от учебы, а не помогает сосредоточиться.
Я убедилась в правильности выводов наших родителей о вреде сосания карандашей и ручек после беседы с нашим учителем биологии и химии. Людмила Ивановна заявила, что это крайне вредная привычка и многие дети не сразу осознают, что у них возникла такая проблема. С точки зрения учителя биологии и химии она указала на негативные моменты:
-дети, сосущие кончик ручки или карандаша, вносят к себе в полость инфекцию. Это может вызвать такие болезни, как ангина, стоматит, острый фарингит, хронический тонзилит;
-развиваются воспалительные заболевания пищевода, желудка, кишечника;
-в некачественных школьных принадлежностях содержатся токсические вещества и они, попадая в организм, детей накапливаются в печени;
-у детей, имеющих привычку грызть карандаш или авторучку, могут испортиться зубы;
-любая вредная привычка может перерастать в болезнь, если будет повторяться. У человека вырабатывается зависимость.
Вредные привычки в младших классах возникают из –за неуравновешенности нервной системы. Эта привычка возникает у тех детей, которым уделяли мало внимания. Многие дети начинают грызть ручки и карандаши, когда приходят в школу, потому что для многих это стресс. Иногда бывает, что привычка со временем превращается в черту характера.
Одни вредные привычки могут служить фактором зарождения других и могут привести к возникновению у детей комплексов.

11
2.4. Способы избавления от вредной привычки
Все перечисленные выше привычки –очень вредные и опасные. И мы должны с этим бороться. Наши классные руководители как школьные психологи отметили, что у детей сила воли не развита и поэтому им это сделать тяжелее, чем взрослым. Эта работа должна вестись совместно: врачами, родителями, педагогом.
После анкетирования и беседы со специалистами, рассмотрев учебную литературу, я выделила несколько способов избавления от данной привычки:
1.Если причина возникновения этой вредной привычки в тревожности, надо переключить внимание детей на что – то приятное.
2.Если ребенок грызет карандаш, он не справляется с домашней работой, то родители должны помочь ему: нужно объяснить ребенку упущенную тему.
3.Учителю надо следить за тем, чтобы ребенок брал в руки ручки и карандаши строго во время письменных работ. А когда он просто обдумывает задания, школьные принадлежности должны находиться в пенале.
4.Надо проводить беседы с ребенком, указывая на не эстетичность этой «вредной привычки».
5. Во время уроков нужно переключать внимание детей на игру, сменить вид деятельности на время.
6.Есть еще и «народный» способ: можно намазать ручки и карандаши солью, перцем, горчицей.
С маленькими детьми можно прочитать книгу Кая Умански «Ведьма Пачкуля, или Магия вредных привычек», где рассказывается о ведьмочке Пачкуле
(Приложение 5), которая неопрятно одевалась, ела из грязной посуды без ложки. Её друзьями были мухи, которых она называла по имени, ела с ними из одной чашки и вместе спала. Дети могут оценить себя со стороны, а «как я выгляжу со стороны», а
«как ко мне относятся окружающие». Думаю, что многие захотят поменять свой образ и свое поведение.
У Сергея Зайцева есть очень хорошая книга «100 вредных детских привычек и как от них избавиться».
В книге даны практические рекомендации по избавлению ребенка в домашних условиях от любых вредных привычек, а также излагаются медицинские и воспитательные методы устранения возможности появления новых