Файл: Рекомендации по составлению отчёта на присвоение квалификационной категории.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОТЧЁТА НА
ПРИСВОЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
для специалистов со средним медицинским образованием
Аттестация является добровольной и проводится аттестационными комиссиями по трем квалификационным категориям: второй, первой и высшей. Аттестация проводится один раз в пять лет.
Присвоенная квалификационная категория действительна на всей территории Российской Федерации в течение пяти лет со дня издания распорядительного акта о присвоении.
Специалисты могут претендовать на присвоение более высокой квалификационной категории не ранее чем через три года со дня издания распорядительного акта о присвоении квалификационной категории.
При аттестации оцениваются теоретические знания и практические навыки, необходимые для выполнения профессиональных обязанностей по соответствующим специальностям и должностям, на основе результатов квалификационного экзамена.
Квалификационный экзамен включает в себя:

экспертную оценку отчета о профессиональной деятельности специалиста (далее - отчет),

тестовый контроль знаний,

собеседование.
Аттестация – это серьезный и значимый этап в жизни каждого медицинского работника. Это не только возможность продемонстри- ровать свою квалификацию и опыт, изменить свой статус в коллективе, но и получить прибавку к зарплате.
Согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 23 апреля 2013г. №240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории», «...отчёт о профессиональной деятельности (далее — отчет), лично подписанный специалистом, согласованный с руководителем и заверенный печатью организации, осуществляющей медицинскую или фармацевтическую деятельность, работником которой является специалист (отчет должен содержать анализ профессиональной деятельности за последний год работы — для специалистов со средним профессиональным образованием, включая описание выполненных работ, данные о рационализаторских пред- ложениях и патентах, выводы специалиста о своей профессиональной деятельности, предложения по ее совершенствованию)».

Аттестационный отчет – это подробный сравнительный анализ собственной профессиональной деятельности специалиста за отчетный период.
Поэтому не следует подходить к такой работе формально и рассчитывать, что аттестационная комиссия не станет изучать отчет детально. Для составления аттестационного отчета нет единой утвержденной формы. Такой отчет представляет собой индивидуальный творческий документ.
Исходя из опыта предыдущих лет, методисты отдела по аттестации специалистов со средним медицинским образованием рекомендуют ориентировочную схему аттестационной работы.
Предлагаемая схема не является жестким шаблоном, но она призвана помочь специалисту систематизировать накопленный материал, проанализировать его, сделать выводы и поставить, исходя из анализа, задачи, направленные на дальнейшее совершенствование работы на своем участке.
Общие требования к оформлению отчёта*

Общий объем отчета от 20-25 страниц.

Аттестационный отчёт должен быть отпечатан на принтере.

Текст должен быть чёрного цвета и располагаться на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А4 (210 х 297 мм).

Обнаруженные ошибки и опечатки следует исправлять заштриховыванием белой краской (корректором) и последующим вписыванием исправлений чёрными чернилами.

Страницы аттестационного отчёта должны иметь следующие поля: левое – не менее 30 мм, правое – не менее 10 мм, верхнее – не менее
15 мм, нижнее – не менее 20 мм.

Абзацный отступ – 1-1,5 см.

Междустрочный интервал – 1,5.

Основной текст работы следует выравнивать «по ширине».

Недопустимо наличие шрифтов разных видов, цветов и размеров.
Текст не должен быть перегружен курсивом и иными шрифтами.

Следует использовать шрифт Times New Roman; кегль (размер) шрифта – 14 пунктов.

Следует избегать «висячих» строк (одиночных строк в начале и в конце страницы).

В приложении к отчёту могут прилагаться иллюстрации, рисунки, картинки, фотографии, разработанные вами методические рекомендации, памятки, собственные публикации и другой наглядный материал. Объем приложений составляет до 10 страниц.
*предлагаемая информация соответствует ГОСТ 7.32-91 и международному стандарту
ИСО 5966-82


Оформление титульного листа аттестационного отчёта

Справа вверху титульного листа отчёта - согласование с подписью главного врача (руководителя), в котором работает (или работал) специалист.

Подпись руководителя заверяется синей гербовой печатью медицинской организации.

В центре титульного листа отчёта - заголовок:
«Отчёт о работе специалиста за такой-то год (или за отработанный период времени), Ф.И.О. специалиста (полностью), должность
(написать полностью согласно записи в трудовой книжке), медицинского учреждения (полное название учреждения в соответствии с зарегистрированным Уставом), для присвоения какой квалификационной категории (вторая, первая, высшая), по какой специальности (указывается специальность в соответствии с действующей номенклатурой специальностей)».
Например:
ОТЧЁТ о работе
за 2019 год
Ивановой Марии Ивановны
медицинской сестры палатной терапевтического отделения
КГБУЗ «Городская больница №20, г.Барнаул»
для присвоения высшей квалификационной категории
по специальности «Сестринское дело»
Вторая страница аттестационного отчёта (оглавление)

Обязательно в отчёте наличие содержания с указанием номеров страниц по основным разделам работы.

Страницы работы нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту.

Номер страницы проставляется в центре верхней или нижней части страницы без точки в конце.

Следует соблюдать строгий стиль оглавления.

Отсчёт страницы начинается с первого титульного листа, причём на титульном листе номер «1» никогда не ставят, но всегда учитывается, что следующая страница после титульного листа имеет номер «2».

Заголовки

Заголовки в отчёте выделяют более крупным шрифтом
(использовать шрифт Times New Roman; кегль (размер) шрифта – 16 пунктов), никогда не подчёркивают и не заканчивают точкой.

Заголовокразделов следует располагать в середине строки, печатать прописными буквами. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Между заголовком и текстом должен быть интервал не менее 6-12 пунктов.

Заголовки более высокого уровня центрируют, заголовки низкого уровня выравнивают по левому краю.

Возможно выделение заголовков высокого уровня прописными буквами или специальными эффектами (тенью, выпуклостью).

Заголовки нумеруются арабскими цифрами, вложенные подзаголовки – через точку («1», «1.1», «2.3.1» и т.п.).

Целесообразно пронумеровать заголовки и начинать главу с новой страницы.
Оформление таблиц, рисунков, графиков

В аттестационный отчёт рекомендуется включать элементы нетекстовой информации (рисунки, графики, таблицы).

Для этих видов дополнительной информации применяется сквозная нумерация через всю работу. Например, если в первой главе две схемы, то первая схема в следующей главе будет иметь третий номер, а не первый. Например, если в работе указана только одна таблица, то её не нумеруют и обозначение «Таблица 1» над ней не пишут.

Таблицы нумеруются арабскими цифрами. Номер следует размещать в правом верхнем углу над заголовком таблицы после слова
«Таблица». Слово «Таблица» и заголовок должны начинаться с прописной буквы, значок «№» перед порядковым номером и точка после него не ставится. Например: «Таблица 1».

Под рисунком пишут название, которому предшествует сокращение
«рис.» и порядковый номер числом, записанным арабскими цифрами (знак «№» не указывается). Всё это обозначение выравнивается по центру под рисунком.
Последняя страница аттестационного отчёта
На последней странице отчёта размещаются: Ф.И.О. аттестуемого специалиста и его личная подпись.


Структура и содержание отчёта
о практической деятельности специалиста
для аттестации на квалификационную категорию
Начните написание отчёта с изучения нормативно-правовых документов, регламентирующих порядок и сроки проведения аттестации.
Подумайте, какие результаты были достигнуты вами за истекший период.
Включите в список все свои профессиональные достижения.
Какие результаты своей работы вы считаете наиболее значимыми?
Какие профессиональные проблемы вам удалось решить за период, прошедший после последней аттестации?
С какими трудностями вы сталкиваетесь в профессиональной деятельности? Каким образом преодолеваете их?
Соотнесите результаты своей профессиональной деятельности с требованиями, предъявляемыми ко второй, первой или высшей квалификационным категориям.
При подготовке отчёта следует помнить, что это не просто предоставление имеющихся качественных и количественных данных за определенный период времени, а умение проводить анализ собственной деятельности.
Обратите внимание! Отчет всегда пишется от первого лица (Я).
Выражения «медсестра должна выполнять, медсестра делает...» не употребляются.
Для написания отчета используется исключительно деловой стиль, согласно которому главный акцент делается на точности передачи информации, где не допускается двойственность толкований. Текст делового стиля должен быть максимально сжат: все четко, конкретно, по существу. Грамотная и четкая структура текста облегчит его восприятие экспертами аттестационной комиссии, которые будут его оценивать.
Отчёт не должен представлять собой сплошного слитного текста.
Писать работу логически завершенными частями гораздо проще.
Часто в отчётах указывают лишнюю информацию, которая не несет никакой информационной нагрузки:

перечисление всей без исключения мебели, которая находится в кабинете;

перечисление не только сестринских, но и всех врачебных манипуляций, которые выполняются в подразделении;

указание всех адресов домов на участке с этажностью и другими подробностями и т.п.
Совершенно недопустимо дополнительно переполнять отчёт пространными цитатами из различных учебников, журналов и учебных пособий (например, определение и основные этапы сестринского процесса; определение, виды и методы дезинфекции и т.п.).

Отчёт должен содержать следующие составные части:
1. Краткие биографические сведения.
2. Характеристика места работы.
2.1. Краткая характеристика медицинской организации.
2.2. Краткая характеристика подразделения.
3. Результаты профессиональной деятельности.
3.1. Основные трудовые обязанности специалиста.
3.2. Общие и специальные знания и умения.
3.3. Количественные и качественные показатели.
3.4. Противоэпидемические мероприятия.
3.5. Меры инфекционной безопасности при работе с пациентами.
3.6. Перечень нормативных документов.
4. Санитарно-просветительная работа.
5. Повышение квалификации.
6. Наставническая деятельность.
7. Общественная и социально-значимая деятельность.
8. Принципы медицинской этики и деонтологии.
9. Заключение: выводы и предложения.
10. Литература.


1. Краткие биографические сведения

Ф.И.О. (полностью), дата рождения и должность в настоящее время
(согласно записи в трудовой книжке);

указать общий стаж работы, затем стаж работы в аттестуемой должности;

наименование и год окончания среднего специального учебного заведения;

указать полученную специальность по диплому;

перечислить все виды и сроки повышения квалификации, перечислите курсы (год окончания, полное название курса и учреждения, в котором курс проводился) по своей специальности;

указать последнюю дату присвоения квалификационной категории
(какая категория, в каком году присвоена согласно выписке из приказа);

указать (при наличии) свои достижения по специальности, участие в конкурсах, награды, почетные грамоты за достижения в работе и т.д.
2. Характеристика места работы
(около 2-4 страниц)
2.1. Краткая характеристика медицинской организации
Указывается краткая характеристика всего медицинского учреждения, где вы трудитесь в настоящее время:

уставные цели и задачи медицинского учреждения, виды предостав- ляемых диагностических и лечебных процедур;

мощность организации (коечный фонд, число посещений, количество выездов), структура организации;

кадровый анализ медицинской организации: штатная и фактическая численность персонала, количественная и качественная характеристика кадрового обеспечения за отчетный период
(возрастной состав, доля специалистов, имеющих квалификационные категории, доля специалистов, имеющих сертификаты специалиста; структура среднего медицинского персонала по полу, возрасту и стажу работы);

отметьте особенности, которые отличают вашу организацию от остальных учреждений подобного рода;

демографические данные района обслуживания (численность населения/работников; мужчины/женщины; дети, лица трудоспособного возраста, пенсионеры) и т.д.

2.2. Краткая характеристика подразделения
Указывается краткая характеристика структурного подразделения в медицинском учреждении, сотрудником которого вы являетесь:

опишите структуру вашего отделения, кабинета и т.п., непосредственного места на котором вы трудитесь;

опишите материально-техническую базу отделения с указанием наличия всех помещений, имеющейся медицинской аппаратуры и т.д., укажите, насколько на сегодняшний день оно оснащено всем необходимым оборудованием;

охарактеризуйте кабинеты, медицинские посты, рабочие помещения, определите их соответствие санитарных требованиям;

если специалист работает в поликлинике, то обязательно описывает обслуживаемую территорию, численность обслуживаемого населения, его возрастной состав;

приведите демографические сведения об обслуживаемом населении: рождаемость, средняя продолжительность жизни, общая смертность и ее структура и т.д.

специалисты педиатрического профиля указывают дополнительно младенческую смертность;

расскажите об основных задачах и принципах работы вашего подразделения.
3. Результаты профессиональной деятельности
(это основная часть отчёта, около 5-8 страниц)
3.1. Основные трудовые обязанности специалиста
Расскажите о своей профессиональной деятельности за последний календарный год в соответствии с вашими функциональными обязанностями. Перечислите свои основные должностные обязанности и основные рабочие функции согласно трудовому договору.
Кратко опишите график своей работы, расскажите про свой типичный рабочий день: как производится подготовка кабинета, оборудования к предстоящему рабочему дню, как проходит прием-передача смены и т.д.
3.2. Общие и специальные знания и умения
Указать какие личные навыки, профессиональные знания и умения, освоенные на данном рабочем месте, вы применяете в работе:
- укажите учетно-отчетную медицинскую документацию, которую вы заполняете в процессе своей трудовой деятельности;


- перечислите лечебно-диагностические и профилактические процедуры и манипуляции, которыми вы владеете самостоятельно и умеете выполнять;
- какие внедрены новых технологий в деятельности среднего медицинского персонала - выделить и описать эффект, достигнутый в результате их внедрения (не более трех наиболее значимых);
- какие новые инновационные технологии вы лично освоили (можно приложить фото);
- расскажите было ли в вашей организации внедрение новых средств труда (новая медицинская аппаратура, дополнительное оборудование, средства механизации, диагностики и др.).
Обратите внимание! Встречается часто в отчете фраза «В своей работе я использую инновационные технологии….» не имеет права на существование без перечня этих самых технологий.
Можно подробно описать новые манипуляции, но не следует приводить полностью инструкцию к новому аппарату.
Лучше расскажите, с какими сложностями вы столкнулись при освоении, чему потребовалось научиться дополнительно.
3.3. Количественные и качественные показатели
Выберите основные показатели, характеризующие вашу работу (например, работа с пациентами, выполнение манипуляций, заполнение документации и т.д.).
Количественные данные приводятся в абсолютных цифрах, которые рекомендуется предоставить в виде таблиц, диаграмм, рисунков или схем.
Внесите в таблицу данные за предыдущий отчетный период, чтобы провести анализ (это может быть количество манипуляций, структура контингента, динамика заболеваемости и т.п.).
Можно сравнить свои показатели с аналогичными по подразделению, учреждению, региону или и в сравнении с коллегами.
За каждым цифровым материалом (таблицей, графиком, диаграммой) должно следовать аналитическое пояснение или вывод, в котором необходимо отразить анализ изменений и указать причину с чем это может быть связано:

что изменилось (или не изменилось)?

по какой причине?

какие изменения это вносит в вашу работу?

что сделано, что еще вам необходимо сделать?
Цифровые показатели, отражающие деятельность, должны быть соотнесены с предшествующим периодом; в случае значительных расхождений показателей необходимо привести анализ изменений.

3.4. Противоэпидемические мероприятия
Расскажите, каким образом осуществляется контроль инфекционной безопасности на вашем рабочем месте, какова ваша роль в этом процессе.

опишите как в вашем структурном подразделении соблюдаются правила асептики и антисептики. Укажите современные методы и материалы при дезинфекции и стерилизации. Перечислите, какими средствами вы пользуетесь
(дезинфектантами, кожными антисептиками и т.п.).
Обратите внимание! Не следует подробно переписывать инструкции к дез.средствам и все режимы их применения. Исключением могут стать только материалы, разработанные лично вами и являющиеся уникальными
(в таком случае их следует размещать в приложении).

какие меры по профилактике инфекций связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП) используются в вашей медицинской организации.

укажите уровни обработки рук (гигиеническая, хирургическая обработка).

расскажите какие виды медицинских отходов вы знаете, какие из них есть в вашем отделении. Укажите правила обращения с медицинскими отходами.

расскажите как у вас проводится текущая и генеральная уборка помещений. Можно ссылаться на данные производственного контроля, основные качественные и количественные показатели деятельности отделения, рассказать о том, какие были приняты меры для устранения недостатков в работе.

здесь также можно рассказать как в отделении проводятся инструктажи и зачёты по санитарно-противоэпидемическим мероприятиям, с какой периодичностью, можно привести тематический план занятий за последний год.
3.5. Меры инфекционной безопасности при работе с
пациентами
Раздел посвящен профилактике ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов.
Расскажите как организована профилактика гемоконтактных инфекций в вашем подразделении:
- есть ли локальный документ, регулирующий этот вопрос и инструкции для персонала?
- укажите состав аптечки для оказания экстренной помощи в случае возникновения аварийных ситуаций у медицинских работников при работе с кровью и другими биологическими жидкостями (согласно действующим приказам);