Файл: Технология проектирования современного урока в условиях внедрения фгос оош(с. 1).doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Технология проектирования современного урока

в условиях внедрения ФГОС ООШ(с.1)
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг (Ушинский К.Д)(2)

Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задают учителя, реализующий ФГОС НОО и кто будет реализовать ФГОС ООО (Сл 3)

Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это определение цели и задач;   отбор содержания учебного материала;       подбор методов и приёмов обучения;      определение форм организации деятельности учащихся;       подбор материала для домашней работы;       определение способов контроля;       продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся;       подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном. ( Сл 5-7)


Урок -это система учебно-воспитательной и организационной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучаемых,направленная на достижение цели и задач их общего обучения, воспитания и развития в соответствии с заданным государственным стандартом.

Урок—это система взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.

Основные свойства этой системы:

  • Целостность (отсутствие любого элемента—преподаватель не пришел на занятия-не позволяет говорить о нем как о системе);

  • Совместимость или несовместимость с другими системами( психологическая совместимость преподавателя с классом);

  • Адаптация-приспособление к окружающей среде и реакция на нее и ее взаимодействие ( способность человека как элемента социальной системы присполсабливаться к меняющимся социально-экономическим условиям)

  • Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, вкоторой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучениисубъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-субъектной ситуации,в которой ученик ограничен как объект подагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат».

  • Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения

  • Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов:

1)Учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»

2)Действие целеполагания («что я должен сделать…».

3)выбор средств и методов

4)планирование решения (« как и в какой последовательности я должен решить задачу»),

5) решение задач и рефлексивно-оценочные действия (« все и правильно ли я сделал,что еще необходимо сделать, чтобы достичь цели»)

  • Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы.

  • В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания- общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило-«изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе-«раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»;третье-«соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»).

  • В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания- единство анализа синтеза.

  • Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей - общего, абстрактного, к нижним- конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ

  • Системно-деятельностнный подход и теоретическое решение задач материализуется в моделях, выполняемых в знаковой и буквенных формах. Модели выступают и как метод познания (учебное моделирование), и как продукт познавательной деятельности учащихся.

  • Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой:»деятельность—личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности»Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.


Таким образом, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает

  • Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества

  • Формирование готовности к непрерывному образованию и саморазвитию

  • Развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающихся

  • Ориентацию на результаты образования

  • Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса

  • Учет возрастных , психологических и физиологических особенностей уч-ся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения

  • Обеспечение преемственности всех ступеней образования

  • Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

  • Гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП ООО,что создает основу для самостоятельного успешного освоения обучающ-ся знаний, компетенций, видов, способов деятельности.



Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”.

Структура технологической карты урока


Тема урока:

Тип урока:

Цель:

Задачи:

Планируемые результаты

Предметные


Метапредметные

Личностные

Межпредметные связи:

Ресурсы урока:

Для учителя:

Для учащихся:

Ход урока:

Содержание деятельности учителя:


Содержание деятельности учащихся

1.Актуализация необходимых знаний:





2.Мотивация познавательной деятельности:





3.Организация познавательной деятельности





4.Подведение итогов





Дополнительный материал:

Дополнительные творческие задания:

Диагностика достижения планируемых результатов:

Самоанализ

Достижения

Затруднения

Предложения





















Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС


Основные этапы органи-зации учебной деятельности



Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия


Деятельность учителя

Деятельность обучающихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проб-лемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва.

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказы-вания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Организовывает устный коллективный анализ учеб-ной задачи. Фиксирует выд-винутые ученииками гипо-тезы, организует их обсуж-дение.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения

3. Моделиро-вание

Фиксация в моде-ли существенных отношений изуча-емого объекта.

Организует учебное взаи-модействие учеников (груп-пы) и следующее обсужде-ние составленных моделей.

Фиксируют в графи-ческие модели и бук-венной форме выделе-нные связи и отношения.

Воспринимают ответы обучающихся

Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

4. Конструиро-вание нового способа действия.

Построение ориентированной основы нового способа действия.

Организует учебное исследование для выделения понятия.

Проводят коллек-тивное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

5. Переход к этапу решения частных задач.

Первичный конт-роль за правиль-ностью выполне-ния способа действия.

Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции.

Осуществляют работу по выполнению отдельных операций.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию

Осуществляют самоконтроль

6. Применение общего спосо-ба действия для решения частных задач.

Коррекция отработки способа.

Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу.

Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки.

Строят рассуждения, понятные для собесед-ника. Умеют исполь-зовать речь для регу-ляции своего действия

Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату

7. Контроль на этапе окончания учебной темы.

Контроль.

Диагностическая рабо-та (на выходе) :организация дифференцированной кор-рекционной работы,- кон-трольно-оценивающая деятельность.

Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат.

П

Рефлексия своих действий

К

Осуществляют пошаговый контроль по результату

Р



Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС ?
Первое:

  • четко определить и сформулировать для себя тему урока;

  • определить место темы в учебном курсе;

  • определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

  • и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.


Второе.

Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?

Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. Вот как предлагают формулировать цели и задачи урока специалисты Института развития образования Свердловской области.

В качестве примера – формулировка цели урока в 5 классе по теме «Устное народное творчество».

Цель урока - достичь образовательных результатов:

Личностный результат – осознавать роль устного народного творчества в русской литературе, его влияния на формирование нравственных идеалов русского народа,

Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.

  1. Предметный результат – знать основные жанры устного народного творчества, связанные с менталитетом Руси, понимать причины возникновения данных произведений, уметь извлекать нужную информацию из текста.

Задачи урока:

  1. На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.

2. На основе работы с текстом учебника , самих произведений и анимированной презентацией узнать об основных событиях, установить логические связи между этими событиями.