Файл: Технология проектирования современного урока в условиях внедрения фгос оош(с. 1).doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технология проектирования современного урока
в условиях внедрения ФГОС ООШ(с.1)
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг (Ушинский К.Д)(2)
Новый стандарт устанавливает новые требования к результатам освоения учащимися основной образовательной программы. ФГОС ООО выдвигает требования к формированию у школьников метапредметных результатов – универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».
Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих учителей. И всё же у многих педагогов они вызвают тревогу и неуверенность в своих силах. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задают учителя, реализующий ФГОС НОО и кто будет реализовать ФГОС ООО (Сл 3)
Технологический процесс подготовки урока современного типа по-прежнему базируется на известных каждому учителю этапах урока. Это определение цели и задач; отбор содержания учебного материала; подбор методов и приёмов обучения; определение форм организации деятельности учащихся; подбор материала для домашней работы; определение способов контроля; продумывание места, времени на уроке для оценки деятельности учащихся; подбор вопросов для подведения итога урока. Однако теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся, так как главная особенность заключается в изменении характера деятельности и учителя, и учащихся на уроке. Таким образом, изменения в проектировании урока заключаются в том, что учитель должен четко спланировать содержание педагогического взаимодействия, т.е. расписать свою деятельность и деятельность ученика. Причем деятельность обучающегося должна быть представлена в трех аспектах: познавательном, коммуникативном и регулятивном. ( Сл 5-7)
Урок -это система учебно-воспитательной и организационной деятельности преподавателя в единстве с учебно-познавательной деятельностью обучаемых,направленная на достижение цели и задач их общего обучения, воспитания и развития в соответствии с заданным государственным стандартом.
Урок—это система взаимообусловленной деятельности учителя и учащихся.
Основные свойства этой системы:
-
Целостность (отсутствие любого элемента—преподаватель не пришел на занятия-не позволяет говорить о нем как о системе); -
Совместимость или несовместимость с другими системами( психологическая совместимость преподавателя с классом); -
Адаптация-приспособление к окружающей среде и реакция на нее и ее взаимодействие ( способность человека как элемента социальной системы присполсабливаться к меняющимся социально-экономическим условиям) -
Реализация собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию субъекта ее. В результате на уроке возникает субъект-субъектная ситуация, вкоторой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я учусь». В традиционном обучениисубъектом деятельности на уроке является учитель, возникает нарушение субъект-субъектной ситуации,в которой ученик ограничен как объект подагогической деятельности учителя и действует по принципу «меня учат». -
Обеспечение субъектной позиции ученика и системно-деятельностного подхода возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения -
Изучение систем неизбежно потребует и системной организации учебной деятельности школьников. В ней следует выделить пять основных компонентов:
1)Учебно-познавательные мотивы, т.е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект»
2)Действие целеполагания («что я должен сделать…».
3)выбор средств и методов
4)планирование решения (« как и в какой последовательности я должен решить задачу»),
5) решение задач и рефлексивно-оценочные действия (« все и правильно ли я сделал,что еще необходимо сделать, чтобы достичь цели»)
-
Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания, адекватных диалектике систем природы. -
В учебных действиях указанные принципы должны преобразовываться для учащихся в доступной форме в правила познания- общие способы умственной деятельности, применяемые как межпредметные принципы познания. (Первое правило-«изучи предмет в целом, дай его общую характеристику»; второе-«раздели предмет на части, изучи каждую отдельно»;третье-«соедини изученные части, рассмотри, как они взаимодействуют»). -
В этих правилах в доступной форме выражен один из основных диалектических принципов познания- единство анализа синтеза. -
Указанные правила позволяют учащимся составлять опорные планы изучения объектов, производить по ним перенос и самостоятельно продвигаться в изучении многоступенчатых систем от более высокого ранга их верхних этажей - общего, абстрактного, к нижним- конкретному, постепенно приближаясь к сущности исследуемых предметов. Действует правило: не «закрой тетрадь» и «не подглядывай», а «раскрой тетрадь», пользуйся опорной схемой, разверни по ней полный последовательный ответ -
Системно-деятельностнный подход и теоретическое решение задач материализуется в моделях, выполняемых в знаковой и буквенных формах. Модели выступают и как метод познания (учебное моделирование), и как продукт познавательной деятельности учащихся. -
Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой:»деятельность—личность», т.е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности»Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Таким образом, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает
-
Воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества -
Формирование готовности к непрерывному образованию и саморазвитию -
Развитие активной учебно-познавательной деятельности обучающихся -
Ориентацию на результаты образования -
Признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса -
Учет возрастных , психологических и физиологических особенностей уч-ся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения -
Обеспечение преемственности всех ступеней образования -
Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов. -
Гарантированность достижения планируемых результатов освоения ООП ООО,что создает основу для самостоятельного успешного освоения обучающ-ся знаний, компетенций, видов, способов деятельности.
Наряду с традиционным вопросом «Чему учить?» важнейшим становится вопрос «Как учить?» или, точнее, «Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: “Чему мне нужно научиться?” и “Как мне этому научиться?”.
Структура технологической карты урока
Тема урока: | Тип урока: | ||
Цель: | Задачи: | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
Межпредметные связи: | |||
Ресурсы урока: | |||
Для учителя: | Для учащихся: | ||
Ход урока: | |||
Содержание деятельности учителя: | Содержание деятельности учащихся | ||
1.Актуализация необходимых знаний: | |||
| | ||
2.Мотивация познавательной деятельности: | |||
| | ||
3.Организация познавательной деятельности | |||
| | ||
4.Подведение итогов | |||
| | ||
Дополнительный материал: | |||
Дополнительные творческие задания: | |||
Диагностика достижения планируемых результатов: | |||
Самоанализ | |||
Достижения | Затруднения | Предложения | |
| | | |
| | |
Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС
Основные этапы органи-зации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия | |||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||
1. Постановка учебных задач | Создание проб-лемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему, создает ситуацию разрыва. | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказы-вания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Организовывает устный коллективный анализ учеб-ной задачи. Фиксирует выд-винутые ученииками гипо-тезы, организует их обсуж-дение. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Исследуют условия учебной задачи, обсуждают предметные способы решения |
3. Моделиро-вание | Фиксация в моде-ли существенных отношений изуча-емого объекта. | Организует учебное взаи-модействие учеников (груп-пы) и следующее обсужде-ние составленных моделей. | Фиксируют в графи-ческие модели и бук-венной форме выделе-нные связи и отношения. | Воспринимают ответы обучающихся | Осуществляют самоконтроль Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
4. Конструиро-вание нового способа действия. | Построение ориентированной основы нового способа действия. | Организует учебное исследование для выделения понятия. | Проводят коллек-тивное исследование, конструируют новый способ действия или формируют понятия. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
5. Переход к этапу решения частных задач. | Первичный конт-роль за правиль-ностью выполне-ния способа действия. | Диагностическая работа (на входе), оценивает выполнение каждой операции. | Осуществляют работу по выполнению отдельных операций. | Учатся формулировать собственное мнение и позицию | Осуществляют самоконтроль |
6. Применение общего спосо-ба действия для решения частных задач. | Коррекция отработки способа. | Организует коррекционную работу, практическую работу, самостоятельную коррекционную работу. | Применяют новый способ. Отработка операций, в которых допущены ошибки. | Строят рассуждения, понятные для собесед-ника. Умеют исполь-зовать речь для регу-ляции своего действия | Самопроверка. Отрабатывают способ в целом. Осуществляют пошаговый контроль по результату |
7. Контроль на этапе окончания учебной темы. | Контроль. | Диагностическая рабо-та (на выходе) :организация дифференцированной кор-рекционной работы,- кон-трольно-оценивающая деятельность. | Выполняют работу, анализируют, контролируют и оценивают результат. П | Рефлексия своих действий К | Осуществляют пошаговый контроль по результату Р |
Каков же алгоритм проектирования урока с точки зрения требований ФГОС ?
Первое:
-
четко определить и сформулировать для себя тему урока; -
определить место темы в учебном курсе; -
определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно; -
и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок через призму перспективы своей деятельности.
Второе.
Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока - зачем он вообще нужен?
Как же определяется цель урока в логике системно-деятельностного подхода к образованию? В соответствии с ФГОС цель урока заключается в достижении личностных (принятие новых ценностей, нравственных норм), метапредметных (освоение способов деятельности, навыков самоорганизации), предметных (приобретение знаний и умений по данному предмету) результатов образования. Задачи урока – шаги по направлению к цели: что нужно сделать для достижения результата. Вот как предлагают формулировать цели и задачи урока специалисты Института развития образования Свердловской области.
В качестве примера – формулировка цели урока в 5 классе по теме «Устное народное творчество».
Цель урока - достичь образовательных результатов:
Личностный результат – осознавать роль устного народного творчества в русской литературе, его влияния на формирование нравственных идеалов русского народа,
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую, графическую и аудиовизуальную информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи.
-
Предметный результат – знать основные жанры устного народного творчества, связанные с менталитетом Руси, понимать причины возникновения данных произведений, уметь извлекать нужную информацию из текста.
Задачи урока:
-
На основе анализа полученной из различных источников информации научиться формулировать и решать познавательные задачи.
2. На основе работы с текстом учебника , самих произведений и анимированной презентацией узнать об основных событиях, установить логические связи между этими событиями.