Файл: Кафедра психологии и специального (дефектологического) образования Оформление кабинета психолога, функциональные зоны.doc
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 132
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ
Филиал Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Омский государственный педагогический университет» в г. Таре
Факультет педагогики, менеджмента и информационнных технологий в образовании
Кафедра психологии и специального (дефектологического) образования
Оформление кабинета психолога, функциональные зоны
Реферат
Выполнила: студентка 24 группы
Заочной формы обучения
Якухнова Е.Л.
Проверил: Баташева Л.Т.
Т ара, 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
-
Организация рабочего пространства кабинета психолога………………4 -
Методические рекомендации к организации кабинета психолога……...9
Заключение…………………………………………………………………….…16
Библиография…………………………………………………………………….17
Введение
Специализированный кабинет детского психолога представляет собой одно из звеньев единой системы психологической службы в народном образовании – системы социальной помощи семье и детям. Он предназначен для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психологической и психокоррекционной помощи детям, их родителям и педагогам различных учебно-воспитательных учреждений по вопросам развития, обучения и воспитания, а также социально-психологической реабилитации и адаптации.
Специализация кабинета состоит в то, что он ориентирован на организацию работы психолога в трех направлениях:
- помощь воспитанникам подготовительных групп детских садов и учащихся общеобразовательных школ в обычных условиях;
- помощь детям и их родителям в экстремальных условиях;
- помощь детям с отклонениями в развитии.
Адекватность и полноценность функционирования специализированного кабинета детского психолога должна базироваться на соответствующем современным требованиям методическом и организационном обеспечении, а также включать необходимое техническое оснащение и оборудование.
На сегодняшний день существует несколько проектов оборудования специализированного кабинета детского психолога (О.Н. Усановой и В.С. Мухиной). Кроме того, в литературе можно встретить отдельные рекомендации по светоцветовому оформлению кабинета, использованию в нем музыкальных средств или дополнительных средств дизайна интерьера. Однако эти рекомендации не учитывают реальных условий работы педагога-психолога в образовательных учреждениях.
-
Организация рабочего пространства кабинета психолога
Одним из важнейших условий организации ППМСП службы в учреждении образования является наличие психологического кабинета как основного рабочего места педагога-психолога. Рабочий кабинет необходим для хранения документации, методических материалов, для проведения индивидуальных бесед, консультаций, диагностических процедур. Безусловно, специалисту важно самостоятельно и с известной долей творчества подойти к организации своего рабочего места. Практика показывает, что наиболее продуктивно реализуют свои функции те психологи, которые ревностно относятся не только к совершенствованию стиля своей деятельности, но и создают необходимые для этого условия, уделяют должное внимание организации своего рабочего места.
Под рабочим местом практического психолога образования понимается «сбалансированный комплекс функций его деятельности, обеспеченный средствами для их реализации, накладывающий соответствующие обязанности и дающий необходимые права, требующий определенной ответственности».
К оформлению рабочего пространства психолога предъявляются особые требования, связанные с необходимостью создания микроклимата, способствующего возникновению у человека, обратившегося к специалисту, состояния максимального комфорта, чувства психологической безопасности. В частности, в качестве психологического кабинета используется пропорциональная и хорошо освещенная комната. Причем освещение должно быть и естественным, и искусственным. Наиболее оптимальным является расположение кабинета вдали от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинских блоков, от помещений, связанных с активной физической деятельностью детей (актового, музыкального и физкультурного залов, бассейна, кабинетов труда и ТСО). Доступ к психологическому кабинету должен быть свободен и для субъектов образовательного пространства, и для родителей. Это, соответственно, предполагает либо двойной вход (со стороны улицы и основного помещения), либо удобное расположение по отношению к остальным рабочим (группы, классы, кабинеты и пр.) помещениям. Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических проникновений в условиях образовательного учреждения достичь довольно трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет снижение общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей.
Психологический кабинет – самостоятельное функциональное пространство, поэтому его нельзя располагать на площадях методического кабинета, игровых комнат, групп продленного дня, а также делить его с другими специалистами (логопедами, медицинским персоналом, завучами, методистами и т.п.). Подобные способы организации психологического кабинета не только не способствуют компетентной профессиональной деятельности специалиста, но и могут значительно исказить результаты диагностических и развивающе-реабилитационных мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности.
Для кабинета практического психолога должно быть отведено помещение или отдельный класс, площадью не менее 25-30 кв.м. с тем, чтобыодновременно в нем могли находиться 10-12 человек, работа с которыми должна проходить в комфортных условиях.
Кабинет психолога желательно расположить в доступном, удобном месте, так чтобы его можно было легко найти. Целесообразно определить под кабинет помещение на первом этаже здания - это даст возможность оперативно обращаться к психологу, а также позволит посетителям избежать лишних контактов и при необходимости соблюсти конфиденциальность встречи.
Кабинет психолога должен быть территориально изолирован. Он не может быть проходным или смежным помещением (например, быть объединенным с учительской комнатой, кабинетом завуча и т.п.). По возможности кабинет лучше разместить вдали от медицинского и административного кабинетов.
Важна также и достаточная звуковая изоляция. Надо учитывать, что, например, близость музыкального или физкультурного залов создаст повышенный уровень шума, а это может препятствовать работе. Во время занятий на входной двери необходимо вывесить предупреждение о соблюдении тишины.
Температурный режим. Помещение должно быть теплым и в то же время хорошо проветриваемым. Желательно иметь установки для увлажнения и ионизации воздуха (в связи с повышенной его сухостью в зимнее время) и для кондиционирования воздуха. Оптимальной считается температура от 20 до 22° C.
Основной принцип оформления помещения для работы психолога - ничего лишнего. Увлечение декорированием, не обоснованным функциональностью, разрушает пространственный оптимум и неизбежно сказывается на результатах деятельности специалиста. Как таковой, рабочий кабинет психолога не может быть ни комнатой отдыха и развлечений для персонала, ни «красным» уголком или выставочным помещением образовательного учреждения. Кроме того, чем меньше кабинет психолога будет похож на официальный кабинет, тем свободнее будет чувствовать себя посетитель в этом пространстве.
В оформлении психологического кабинета ведущее место отводится цветовой гамме. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими. Наиболее целесообразно использование пастельных, успокаивающих оттенков зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом.
Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Однако растений не должно быть много и они не должны относиться к категории аллергенов. К наиболее безопасным, с точки зрения возникновения аллергических реакций, и одновременно способствующим уменьшению содержания окислов азота и углекислого газа в воздухе, а также способным его очищению от формальдегидов, выделяемых ДСП мебелью, относятся мирт, фикусы, драцена, пеперомия, традесканция и папортники.
Стационарное размещение в кабинете декоративных животных и птиц не рекомендуется. Если позволяет площадь, то допустимо оформление средних размеров панорамного аквариума или мини-фонтана (водопада). В остальном, оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности.
Условно можно выделить следующие зоны в кабинете психолога:
- Зона консультативной работы. Эта часть кабинета предполагает создание доверительной и свободной обстановки, помогающей посетителю, пришедшему на прием к психологу, спокойно обсудить волнующие его проблемы.
- Зона диагностической работы. Эта часть кабинета предназначена для проведения обследований (в индивидуальной или групповой форме).
- Зона релаксации и снятия эмоционального напряжения. Кабинет психолога может служить местом эмоциональной разгрузки как для детей, так и для взрослых (учителей, воспитателей). Выполнение этой функции предполагает создание расслабляющей, успокаивающей обстановки.
- Личная (рабочая) зона психолога. Личная зона психолога, необходима для подготовки к работе (занятиям, консультациям и пр.), обработки данных, хранения материалов обследования, рабочей документации, методической литературы, пособий и пр.
Функциональные зоны кабинета могут частично перекрывать друг друга, полностью совпадать или трансформироваться одна в другую.
Так как психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, то в нем объединены несколько «рабочих» зон специалиста. Первая профессиональная зона - пространство взаимодействия сдетьми.Оно обеспечивается средствами для организации различных видов деятельности с детьми (в частности, диагностической, коррекционной, развивающей, реабилитационной).
Следует отметить, что когда речь идет об индивидуальной работе с ребенком, то размер кабинета составляет не менее 12-15 кв.м. Когда же пространство предназначено для групповой работы с детьми, предполагающей, в частности, использование элементов двигательной активности (динамичные упражнения, подвижные игры и т.п.), то размеры помещения должны планироваться из расчета не менее 3 кв.м. на одного ребенка (при численности подгруппы не более 10-15 детей, площадь составляет около 30-45 кв.м.).
Вторая профессиональная зона психологического кабинета – пространство взаимодействий с взрослыми (родители, педагоги). Оно по преимуществу обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности. Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.
-
Методические рекомендации к организации кабинета психолога
Для успешной деятельности практического психолога важно создать условия. Прежде всего, организовать рабочее место и обеспечить психолога инструментарием.
Архитектурно-художественная концепция проекта в качестве первого его принципа предполагает осознанный отход от прямого угла, с целью сделать восприятие ребенка более чувственным, нежели аналитическим. Предлагается реконструировать классную комнату, скруглив углы и поделив её на функциональные зоны подвижными перегородками, установленными по плавным кривым. Для усиления пластичности композиции предписывается использование мебели со скругленными формами, расставленной по тем же плавным кривым.
Второй принцип формирование среды кабинета состоит в создании образов природы. В проекте показано, как можно использовать керамические композиции, растительность, аквариумы и другие дополнения, что бы интерьер помещения повышал психологическую комфортность детей.