Файл: Кафедра психологии и специального (дефектологического) образования Оформление кабинета психолога, функциональные зоны.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Все это должно вернуть ребенка в более чувственный мир, нежели современный интерьер.

Стандартное помещение класса предлагается разделить на 6 зон, что соответствует функциям кабинета.

  1. Холл.

  2. Зона ожидания приема.

  3. Зона первичного приема и беседы с клиентом.

  4. Зона консультативной работы.

  5. Зона игровой терапии.

  6. Зона релаксации и снятия психоэмоционального напряжения.

Каждая из зон имеет свое световое оформление.

В зависимости от психологических задач пространство кабинета можно преобразовать в новые формы, изменяя его по высоте, объему, цветовому, световому и звуковому оформлению.

Организационное обеспечение кабинета предполагает подготовку его оборудования, в том числе средств, методических материалов, документации и рекламы.

Технические средства:

- Системы видеозаписи и видеовоспроизведения с набором видеозаписей и слайдов.

- Система звукозаписи и звуковоспроизведения с набором звукозаписей.

- Компьютер.

Методические материалы:

- Кейс практического психолога. (Набор практических материалов для профилактики, диагностики и коррекции нарушений развития у детей «Лилия».)

- Практические материалы для практической работы в школе.

- Набор игрушек и настольных игр.

- Набор материалов для детского творчества.

- Библиотека практического психолога.

- Раздаточный материал для детей, родителей, учителей.

Документация:

- График работы.

- Перспективный план работы.

- Карты психологического изучения детей.

- Журналы учета.

- Бланки для регистрации результатов обследования.

Мебель:

- Мебель должна быть со скругленными формами и устанавливаться (в контексте общей пластической композиции) по плавным кривым.

- Рабочий стол психолога.

- Шкаф для пособий; шкаф для техники.

- Рабочие места детей.

- Журнальный стол.

- Кресла.

- Стулья.

Дополнительные средства для дизайна кабинета:

- Цветные сменные перегородки помещения.

- Цветы.

- Клетка для птиц.

- Аквариум.

График работы кабинета должен обеспечивать возможность проведения консультаций и занятий в любое удобное для детей, родителей и учителей время. Это – время непосредственно после уроков; возможно использование больших перемен.

Помимо общих организационных требований при создании специализированного кабинета детского психолога следует руководствоваться специальными требованиями к помещениям и материально-технической оснащенности кабинета.


Реализация в работе комплекса психокоррекционных и восстановительных мероприятий предполагает проведение таких занятий в специально оборудованных помещениях с соответствующими условиями и требованиями к техническому обеспечению и оснащению психологического кабинета.

Очень удобно иметь в школе кабинет психологической разгрузки, для педагогов.

Школьный кабинет психологической разгрузки создается отдельно от основного кабинета психолога. Выделенное под кабинет помещение должно соответствовать всем следующим психогигиеническим нормам:

- стены должны иметь дополнительную звукоизоляцию и окрашены в «теплые» тона или отделаны под дерево;

- потолок выложен плиткой из белого пенистого материала;

- пол застелен ковром золотисто-коричневого цвета;

- На окнах должны быть уютные шторы и тюль.

Цветы следует развешивать на стенах, расставлять в подставках-цветочницах, ставить на пол в напольных вазах - чем их больше в кабинете, тем выше психотерапевтический эффект. Для украшения кабинета допускается использование искусственной зелени.

Обязательный атрибут кабинета - аквариум на декоративной стойке. Красивая подсветка, крупные экзотические рыбы, бегущие вверх пузырьки воздуха сами по себе создают гипнотический, расслабляющий эффект.

Кабинет должен запираться изнутри, чтобы любопытствующие не отвлекали учителей от отдыха.

Кресла для отдыха должны быть коричневого цвета, мягкими, с высокой спинкой. Их целесообразно расставлять вокруг журнального столика под углом друг к другу - в этом случае будет создана иллюзия одиночества в момент отдыха.

При невозможности оборудования отдельного кабинета психологической разгрузки он может быть совмещен с кабинетом педагога-психолога.

Таблица 1. Оборудование кабинета психолога для детей

Мебель и

оборудование

Мебель по росту детей (стол, 2-3 стула). Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер (не менее 2 х 2 м); 1-2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). Музыкальный центр, магнитофон с функцией записи. Фонотека. Диктофон. Слайдоскоп, слайды, экран. Видеоаппаратура (телевизор, видеомагнитофон, видеокамера).

Стимульный материал

Материал к диагностическим методикам и тестам, коррекционно-развивающим играм и упражнениям, соответствующий требованиям научности, экологичности, возрастной дифференциации.


Технический материал

Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши, фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата, детские лекала, линейки-трафареты с геометрическими фигурами и плоскостными изображениями.

Вспомогатель-ный материал

Набор объемных геометрических форм (куб, цилиндр, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелкодетальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр и предметов-за­местителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» - «Волк», «Баба-Яга» - «Царевна» и т.д.). 2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские журналы.



Таблица 2. Оборудование кабинета психолога для взрослых

Мебель и

оборудование

Мягкий диван или кресло (малогабаритные)

Стимульный материал

Стимульный материал к диагностическим методи­кам и тестам.

Технический материал

Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал.

Вспомогательный материал

Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного, развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностно-эмоционального развития детей, вопросам детской компетентности, школьной готовности и успешности, адаптации к социальным условиям и т.д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники)


Таблица 3.Материалы и оборудование, необходимые для деятельности психолога.

Мебель и оборудование

Письменный стол, стул. Сейф или шкаф, закрывающийся на ключ. Компьютерный комплекс.

Технический материал

Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера.

Вспомогательный материал

Нормативная документация. Специальная документация. Организационно-методическая документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно-теоретического уровня и профессиональной компетентности специалиста.

Интерпретаци-онный материал

Программы обработки и анализа данных, полученных в ре­зультате диагностической деятельности.

В начале 90-х, в ходе одной из образовательных ярмарок ВВЦ был представлен проект – «Специальный кабинет школьного психолога». В разработке проекта, кроме группы психологов под руководством доктора психологических наук Ольги Устиновой, принимали участие архитекторы и дизайнеры.

Для организации кабинета не требуется никаких особых перестроек. С помощью некоторых строительных и дизайнерских изменений в психологический кабинет, отвечающий современным требованиям психологической работы, переоборудовался обычный школьный класс. Продумано было все до мелочей – от формата окон, цвета стен и приспособлений до базового комплекта методических материалов.


Участники проектной группы рассуждали так: каждому психологу необходимо рабочее место, позволяющее ему полноценно реализовать свои профессиональные задачи. Когда психолог приходит к администрации с просьбой об организации кабинета, ему чаще всего отказывают – его слова ничем не подкреплены. Другое дело, если на руках у психолога целостный проект с чертежами, схемами и перечнем необходимых материалов. Да еще и обладатель золотой медали ВВЦ. Тогда администрация школы (уважающей себя школы) волей-неволей должна будет ознакомиться с проектом и принять его к сведению.

Заключение

В образовательных учреждениях, где дети проводят большую часть времени, остро стоит вопрос о необходимости создания специальных условий для оказания психологической помощи.

В первую очередь это – организация рабочего места практического психолога. Создание рабочего места психолога многогранный процесс, включающий в себя материально-техническое оснащение, методическое и нормативно-правовое обеспечение, вопросы организации пространства и дизайна, и многое другое.

Кабинет является рабочим местом педагога-психолога, который создает рациональные условия для реализации основных направлений деятельности службы практической психологии образования и способствует ее успешности. Это достаточно сложное звено всей системы работы педагога-психолога, тесно связанное со всеми структурами образовательного учреждения. Кабинет практического психолога, его организация и оснащение имеют немаловажное значение в повышении эффективности психологической службы и снимают многие трудности профессиональной адаптации начинающих психологов. Именно от грамотно оснащенного рабочего места психолога во многом зависит, насколько оперативно и профессионально будет оказана психологическая помощь.

Библиография

  1. Горбатенко, А. С. Общая и прикладная психология : учеб. пособие / А. С. Горбатенко. – Ростов на/Д : Феникс, 2013. – 352 с.

  2. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2017. - 176 c.

  3. Маклаков, А.Г. Общая психология: Учебник / А.Г. Маклаков. - СПб.: Питер, 2014. - 416 c.

  4. Марцинковская, Т.Д. Общая психология: Учебное пособие / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2014. - 160 c.

  5. Марцинковская, Т.Д. Общая и экспериментальная психология: Учебник / Т.Д. Марцинковская. - М.: Академия, 2014. - 272 c.

  6. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: в 2 ч. / Е. И. Рогов. – М. : Владос, 2003. – Ч. 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. – 112 с.