Файл: Пояснительная записка Билеты промежуточной аттестации по биологии составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовании рабочей программы основного общего образования Биология..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 163

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Билет №19

1.Строение семян двудольных и однодольных растений.

Семя состоит из кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани – эндосперме. В зародыше различают: зародышевые корешок, стебелек, почечку и семядоли. Семядоли – это первые листья зародыша растения. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относятся: кукуруза, пшеница, лук и другие.

2.Растительные сообщества. В природе разные виды растений растут не изолированно одно от другого, а совместно, образуя естественные заросли, группировки, которые называются растительными сообществами.

Для каждого растительного сообщества характерны определенные почвы, влажность, освещенность, температура и другие условия отличающиеся от условий жизни другого сообщества.

Так, еловые леса обычно растут на достаточно тяжелых суглинистых почвах. В еловом лесу мало света, влажность повышена. Травяной покров не богат видами, под густыми елями растут тенелюбивые кислица, черника, брусника, мхи. Сообщества растений возникают не случайно: они складываются постепенно в течение многих тысячелетий. В сообщество всегда входят растения, имеющие разные жизненные формы и биологические особенности. В сообществах, где растения относятся к одной жизненной форме, например в степях и на лугах, ярусность выражена слабо. Ярусность наиболее хорошо выражена в сообществах, образованных растениями, которые относятся к разным жизненным формам, например в лесу.

В лиственном лесу дубы, березы, образуют первый, верхний ярус: рябины и черемухи- второй ярус; третий ярус составляют кустарники: четвертый – травы и папоротники, и пятый – лишайники, мхи и грибы.

3.Корневые системы предложенных растений. Чем они различаются?

. Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. при прорастании семени первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях
, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни. Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую. Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь. Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений пшеницы, ячменя, лука, чеснока.

Билет №20

1.Цветок. Строение цветка. Формула цветка яблони.

Цветок. Цветок – видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения. Цветок развивается из почки. В центре цветка хорошо заметен пестик. Он окружён многочисленными тычинками. Пестик и тычинка – главные части цветка. Вокруг тычинок и пестика расположен околоцветник. Внутренние листочки – это лепестки, составляющие венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Околоцветник может быть просты и сложным. У яблони например околоцветник состоит из чашечки и венчика, его называют сложным, или двойным. У некоторых растений все листочки околоцветника более или менее одинаковы, такой околоцветник называют простым. Такой околоцветник например у тюльпана. У некоторых растений цветки не имеют околоцветника, например у ивы, ясеня. Их называют голыми.

Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии – например яблоня, вишня. Такие цветки называют правильными. Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии – горох, шалфей, - называют неправильными.

Каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Пестик имеет рыльце, столбик и завязь. Завязь пятигнёздная. В гнёздах находятся семязачатки, из которых после цветения развиваются семена.

Большинство растений имеет цветки, в которых есть и тычинки и пестики. Это обоеполые цветки. Но у некоторых растений одни цветки имеют только пестики – пестичные цветки, а другие – только тычинки – тычиночные цветки. Такие цветки называются раздельнополыми.

При составлении формулы цветка простой околоцветник обозначается буквой О, чашелистики – Ч, лепестки – Л, тычинки – Т, пестик – П. Число чашелистиков, лепестков, тычинок, пестиков показывают цифрами, а если их больше 12, то знаком «бесконечность». Правильный цветок обозначается звёздочкой, неправильный – стрелкой вверх.



2. Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир.

С древнейших времён человек использовал растения и животных для своих нужд. Бурная деятельность человека: распашка земель, раскорчёвка и выжигание лесов, стравливание пастбищ и вытаптывание травостоя домашними животными – привела к серьезным изменениям в природе. Человек стал замечать, что в результате его хозяйственной деятельности поредели густые леса, сократилось число видов диких животных, а некоторые исчезли совсем. Сведение лесов вызвало обмеление рек и уменьшение уловов рыбы. Истощились почвы, больше стало оврагов, участились суховеи и чёрные бури. Чем глубже познавал человек законы природы, тем яснее принимал опасность ее дальнейших неблагоприятных изменений. С давних времён в разных странах появились правила, регулирующие использование природных богатств. Растительный мир чрезвычайно многообразен. Но растения подвергаются воздействию различных вредных факторов, особенно в городах и их окрестностях. Особую опасность представляет загрязнение воды, воздуха, почвы вредными веществами. Например, газы, которые выбрасывают в атмосферу промышленные предприятия и транспорт, вызывают заболевания и гибель растений: листья теряют зелёную окраску и опадают, отмирают корни и многие растения исчезают совсем.

Чтобы сохранить уникальные, наиболее ценные уголки природы, стали создавать заповедники, в которых запрещена любая хозяйственная деятельность. Общее число заповедников, национальных парков и охраняемых участков во всем мире составляет около 800. У нас в стране сейчас около 100 заповедников и заповедных территорий.

Если наиболее чувствительные к загрязнению растения могут служить показателями состояния окружающей среды, то их следует использовать для озеленения городов с развитой промышленностью и обилием автомобилей. Это акация, тополь, каштан, берёза. Эти растения активно поглощают из воздуха различные вредные вещества. Важную экологическую и оздоровительную роль играют леса вокруг промышленных центров.

Охраняя, восстанавливая и умножая растительный покров нашей планеты, мы создаём условия для жизни не только современников, но и будущих поколений.

  1. Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия воды для прорастания семян.


Роль воды в прорастании семян легко доказать опытным путем. Для этого нужно взять три сосуда и на дно каждого из них положить несколько семян, например гороха или редиса. Затем один сосуд оставить без воды, в другой налить ее немного, а третий заполнить водой почти доверху. Спустя 5-7 дней можно увидеть следующее. Там, где не было воды, семена остались сухими и не проросли. Они проросли лишь во втором сосуде, где была вода. Но почему в третьем сосуде, где воды было много, семена набухли, но не проросли? Оказывается, они погибли. Гибель семян произошла от того, что толща воды закрыла доступ воздуха к семенам и их зародышам. Опыт убеждает, что не только вода, но и кислород воздуха необходим для прорастания семян.



Опыт определения условий прорастания семян. Верхний ряд — начало опыта. Нижний ряд — результат опыта через 5-7 дней

Билет №21

1. Побег и почки.

Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега – междоузлиями. Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа.

У большинства растений наблюдается очередное или спиральное листорасположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочерёдно по спирали. Такое расположение листьев имеют берёза, ива, рожь, подсолнечник. Если листья растут по два в узле – один лист против другого, то такое расположение называют супротивным. Например, у клёна, сирени, крапивы, фуксии. У растений с мутовчатым расположением листьев они развиваются по три и более в узлах, как например, у элодеи.

При прорастании семени побег образуется из почечки зародыша семени. У многолетних растений побеги развиваются из почки.

На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухе листьев – пазушные почки. Расположение пазушных почек повторят расположение листьев на стебле. Почки, которые развиваются на междоузлиях, листьях и корнях называют придаточными.

Снаружи почки покрыты плотными кожистыми почечными чешуями, защищающими их от воздействия неблагоприятных условий внешней среды. В лупу на продольном разрезе почки хорошо виден зачаточный стебель, на верхушке которого находится
конус нарастания, состоящий из клеток образовательной ткани.

На стебле расположены очень мелкие зачаточные листья. В пазухах этих листьев находятся зачаточные почки, они так мелки, что их можно рассмотреть только в лупу. Почка представляет собой зачаточный побег.

Внутри одних почек на зачаточном стебле расположены только зачаточные листья. Такие почки называют вегетативными, или листовыми. Генеративные или цветочные почки представляют собой зачаточные бутоны или соцветия, они крупнее вегетативных и имеют более округлую форму.

Рост и развитие побега.

Развитие побега начинается с распускания почек. Когда почечные чешуи опадают, начинается интенсивный рост побега. Побег удлиняется за счёт деления клеток конуса нарастания. Молодые клетки растут, образуя новые участки стебля с листьями и почками. По мере удлинения от верхушечной точки роста способность клеток к делению ослабевает и утрачивается. Новые клетки превращаются в клетки покровной, основной, механической и проводящей ткани побега в зависимости от места расположения.Ростом и развитием побегов можно управлять. Если удалить верхушечную почку, то побег прекращает расти в длину, но зато у него появляются боковые побеги. Если срезать верхушку бокового побега, то он тоже перестанет расти в длину и начнёт ветвиться

    1. Половое размножение покрытосеменных растений.

Половое размножение покрытосеменных растений связанно с цветком. Его важнейшие части – тычинки и пестики. В них происходят сложные процессы, связанные с половым размножением.

Формирование пыльцевых зёрен и зародышевого мешка. В пыльниках тычинки происходит деление клетки, в результате которого образуются пыльцевые зёрна. Каждое пыльцевое зерно состоит из вегетативной и генеративной клеток. Пыльцевое зерно покрыто двумя оболочками. Наружная оболочка неровная с шипиками, выростами в виде сеточки, это помогает пыльцевым зёрнам удерживаться на рыльце пестика. Одновременно с образованием пыльцы в семязачатке формируется зародышевый мешок.

Семязачатки развиваются на внутренних сторонах стенок завязи и состоят из клеток. Число семязачатков у разных растений различно. Каждый семязачаток одет покровом. На вершине семязачатка есть узкий канал – пыльцевход. Напротив пыльцевхода находится яйцеклетка, а центральную часть занимает крупная центральная клетка.