Файл: Пояснительная записка Билеты промежуточной аттестации по биологии составлены в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовании рабочей программы основного общего образования Биология..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 157
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Билеты промежуточной аттестации по биологии составлены в соответствии
с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образовании рабочей программы основного общего образования «Биология. 5-9 классы. Концентрическая структура. Рабочие программы к линии УМК» под редакцией И.Н. Пономаревой: учебно-методическое пособие / И.Н. Пономарева, В.С. Кучменко, О.А. Корнилова и др. – М.: Вентана-Граф, 2017г.
Для 1 ребенка, обучающегося по адаптированной основной общеобразовательной программе основного общего образования программе для обучающихся с ЗПР, разработаны облегченные задания для экзамена по учебному предмету «Биология»
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
-
Освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений, о методах познания растительного организма; -
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; -
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; -
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе; -
Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.
В VI классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях, органах, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразия , распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека.
Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.
Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ
В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен
знать/понимать
• признаки биологических объектов: покрытосеменных растений
• сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности ратений
уметь
• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды растительной клетки, органы цветкового растения, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения,
• выявлять приспособления растений к среде обитания;
• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).
Критерии и нормы оценки знаний учащихся
Отметка "5" ставится:
-
Полно раскрыто содержание материала в объёме программы и учебника; -
Чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий: верно использованы научные термины; -
Для доказательства использованы различные учения, выводы из наблюдений и опытов; -
Ответ самостоятельный, использованы ранее приобретённые знания.
Отметка "4" ставится:
-
Раскрыто основное содержание материала; -
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; -
Ответ самостоятельный; -
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка "3" ставится:
-
Усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; -
Определения понятий недостаточно чёткие; -
Не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; -
Допущены ошибки неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка "2" ставится:
-
Основное содержание учебного материала не раскрыто; -
Не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; -
Допущены грубые ошибки в определении понятий при использовании терминологии.
Билет № 1 1.Строение семян двудольных и однодольных растений. 2.Разнообразие стеблей. Внешнее и внутреннее строение стебля. 3. Рассмотрите корневые системы, предложенных растений. Чем они различаются? |
Билет № 2 1.Виды корней и типы корневых систем. 2.Побег и почки. 3.Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия света для процесса фотосинтеза |
Билет № 3 1.Зоны корня. 2.Внешнее и клеточное строение листа. 3.Среди нескольких комнатных растений найдите однодольное и двудольное, назовите их отличительные признаки. |
Билет № 4
3.Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства злаковые, наиболее распространённого в нашем регионе. Дайте их систематическую характеристику. |
Билет № 5 1.Соцветия 2.Класс двудольные. Семейство крестоцветные (капустные). 3.Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия воздуха для прорастания семян. |
Билет № 6 1.Минеральное питание растений. 2.Условия прорастания и видоизменения корней. 3.Укажите способы размножения следующих растений: пшеницы, картофеля, земляники. |
Билет № 7 1.Фотосинтез. Дыхание растений. 2.Размножение споровых растений. 3.Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия воды для прорастания семян. |
Билет № 8 1.Внешнее и клеточное строение листа. 2.Класс двудольные. Семейство розоцветные. 3. Укажите способы размножения следующих растений: пшеницы, картофеля, земляники. |
Билет № 9 1.Влияние факторов среды на строение листа. Видоизменение листьев. 2. Размножение голосеменных растений. 3.Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства розоцветных, наиболее распространенного в вашем регионе. Дайте их систематическую характеристику. |
Билет № 10 1.Класс двудольные. Семейство мотыльковые (бобовые). 2. Вегетативное размножение покрытосеменных растений. 3.Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства мотыльковых, наиболее распространенного в вашем регионе. Дайте их систематическую характеристику. |
Билет № 11 1.Класс однодольные. Семейство злаки (мятликовые) 2.Половое размножение покрытосеменных растений. 3.Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства сложноцветных, наиболее распространенного в вашем регионе. Дайте их систематическую характеристику |
Билет № 12 1.Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений. 2.Класс двудольные. Семейство сложноцветные (астровые) 3.Используя таблицы, рисунки и гербарные экземпляры, опишите приспособления к среде обитания у верблюжьей колючки, кактуса, осота. Объясните, как могли возникнуть эти приспособления. Приведите свои примеры приспособления растений к окружающей среде. |
Билет № 13 1. Класс однодольные. Семейство Лилейные и Злаки. 2. Культурные растения. Их роль в жизни человека. 3.Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства Злаки. Дайте их систематическую характеристику |
Билет № 14 1.Размножение споровых растений. 2.Условия необходимые для прорастания семян. 3.Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства Лилейные. Дайте их систематическую характеристику |
Билет № 15 1.Основы систематики растений. 2.Влияние Хозяйственной деятельности человека на растительный мир. 3. Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства Паслёновые. Дайте их систематическую характеристику |
Билет № 16 1.Растительные сообщества. 2.Внешнее строение листа. 3.Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства розоцветных, наиболее распространенного в вашем регионе. Дайте их систематическую характеристику |
Билет № 17 1.Виды корней и типы корневых систем. 2.Распространение плодов и семян 3.Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия света. |
Билет №18 1. Класс двудольные. Семейство мотыльковые (бобовые). 2. Внешнее строение листа. 3. Среди нескольких комнатных растений найдите однодольное и двудольное, назовите их отличительные признаки. |
Билет №19 1. Строение семян двудольных и однодольных растений. 2. Растительные сообщества. 3. . Рассмотрите корневые системы, предложенных растений. Чем они различаются? |
Билет №20 1. Цветок. Строение цветка. Формула цветка яблони. 2. Влияние Хозяйственной деятельности человека на растительный мир. 3. Заложите опыт, доказывающий необходимость наличия воды для прорастания семян. |
Билет №21 1. Побег и почки. 2. Половое размножение покрытосеменных растений. 3.Среди гербарных экземпляров выберите растения семейства Лилейные. Дайте их систематическую характеристику |
Билет -1
1.Строение семян двудольных и однодольных растений.
Семя состоит из кожуры, зародыша и содержит запас питательных веществ. Запас питательных веществ семени находится в особой запасающей ткани – эндосперме. В зародыше различают: зародышевые корешок, стебелек, почечку и семядоли. Семядоли – это первые листья зародыша растения. Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными. К однодольным относятся: кукуруза, пшеница, лук и другие.
2.Разнообразие стеблей. Внешнее и внутреннее строение стебля.
Стебель – осевая часть побега растения. Он проводит питательные вещества и выносит листья к свету. Различают два основных типа стеблей: травянистые и деревянистые.
Травянистые стебли существуют обычно один сезон. Это нежные гибкие стебли трав и молодые побеги древесных пород. Деревянистые стебли приобретают твердость благодаря отложению в оболочке их клеток особого вещества лигнина.
Прямостоячие стебли растут вертикально вверх. Прямостоячие стебли имеют хорошо развитую механическую ткань. Они могут быть одревесневшими(береза, яблоня) или травянистыми.(подсолнечник, кукуруза).
Вьющиеся стебли, поднимаясь вверх, обвивают опору (вьюнок, фасоль, хмель).
Лазающие стебли поднимаясь вверх, цепляясь за опору усиками(виноград, горох) или придаточными корнями, отрастающими от стебля (плющ)
3.Корневые системы предложенных растений. Чем они различаются?
. Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. при прорастании семени первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни. Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую. Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь. Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений пшеницы, ячменя, лука, чеснока.
Билет №2.
-
Виды корней и типы корневых систем.
Корень. Корни закрепляют растение в почве и прочно удерживают его в течении всей жизни. Через них растение получает из почвы воду и растворённые в ней минеральные вещества. В корнях некоторых растений могут откладываться и накапливаться запасные вещества.
Виды корней и типы корневых систем. Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. при прорастании семени первым развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни. Различают два типа корневых систем – стержневую и мочковатую. Корневую систему, в которой сильнее всех развит похожий на стержень главный корень, называют стержневой. Стержневую корневую систему имеет большинство двудольных растений, например щавель, морковь. Мочковатой называют корневую систему из придаточных и боковых корней. Главный корень у растений с мочковатой системой недостаточно развит или рано отмирает. Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений пшеницы, ячменя, лука, чеснока.
-
Побег и почки.
Стебель с расположенными на нём листьями и почками называют побегом. Участки стебля, на которых развиваются листья, называют узлами, а участки стебля между двумя ближайшими узлами одного побега – междоузлиями. Угол между листом и находящимся выше междоузлием носит название пазухи листа.
У большинства растений наблюдается очередное или спиральное листорасположение, при котором листья растут по одному в узле и располагаются на стебле поочерёдно по спирали. Такое расположение листьев имеют берёза, ива, рожь, подсолнечник. Если листья растут по два в узле – один лист против другого, то такое расположение называют супротивным. Например, у клёна, сирени, крапивы, фуксии. У растений с мутовчатым расположением листьев они развиваются по три и более в узлах, как например, у элодеи.
При прорастании семени побег образуется из почечки зародыша семени. У многолетних растений побеги развиваются из почки.
На вершине побега обычно имеется верхушечная почка, а в пазухе листьев – пазушные почки. Расположение пазушных почек повторят расположение листьев на стебле. Почки, которые развиваются на междоузлиях, листьях и корнях называют