Файл: Понятие транспортного права. Предмет, метод и принципы правового регулирования, характерные для транспортного права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 43
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такой договор перевозки груза железнодорожным транспортом содержит все самые важные общие условия сделки:
-сам предмет договорных обязательств;
-все участники договора и их контактные данные;
-наименование и основные характеристики груза;
- форма организации и осуществления погрузки, перевозки и разгрузки;
- маршрут перевозки с указание начального и конечного пункта;
- цены на оказываемые услуги, калькуляция, форма и сроки оплаты;
- предварительно согласованный график-план отправки и прибытия грузов (с указанием даты и времени);
- другие, определенные участниками сделки и законодательными нормами условия.
Каждый одноразовый или долгосрочный типовой договор железнодорожной перевозки грузов содержит информацию о возможной схеме организации транспортировки грузов по железной дороге. Всего существует несколько таких схем:
1. местное сообщение – осуществление доставки грузов одним или несколькими подвижными составами в пределах одной железной дороги;
2. прямое сообщение – перемещение грузов по объединенной сети железных дорог РФ одним или несколькими единицами железнодорожного транспорта;
3. прямое смешанное сообщение – перевозка грузов по территории России не только железнодорожным, но и другими видами транспорта;
4. международное сообщение с использованием однотипных или разных видов транспорта и возможной перегрузкой или сменой колесных пар вагонов на границе.
Стандартный договор на грузоперевозки заключается между тремя сторонами - грузоотправителем, перевозчиком (транспортной компанией) и получателем груза. В обязанности заказчика входит:
• оформление и подача заявки на перемещение груза по железной дороге;
• после ее согласования и утверждения перевозчиком, доставка груза в пункт погрузки, передача его и сопутствующей документации ответственному лицу;
• своевременная оплата услуг грузоперевозки в размерах и сроки оговоренные условиями договора.
Исполнитель (грузоперевозчик) обязан:
• выполнить работы по своевременной погрузке и транспортировке груза в пункт назначения;
• принять меры по обеспечению сохранности груза от хищения и порчи;
• передать груз и сопутствующую документацию ответственному грузополучателю.
Как грузоотправитель, так и перевозчик имеет право привлекать в качестве третьих лиц агентов и контрагентов (экспедиторы, посредники или другие транспортные компании), а также других ответственных лиц на участках местного, прямого и прямого смешанного ж/д сообщения. В этом случае оформляется и подписывается агентский договор на перевозку грузов железнодорожным транспортом, в котором указывается информация о правовых и финансовых отношениях между всеми этими участниками сделки. При его заключении должны быть согласованы предмет и основные положения такого договора, маршрут и график перемещения груза, ответственные лица за его погрузку, сопровождение, перегрузку на промежуточных станциях и разгрузку в конечном пункте. А также способы и размер оплаты услуг и компенсации непредвиденных расходов всем задействованным в работе участникам транспортировки. Каждому агенту и контрагенту предоставляется необходимый для выполнения своих обязанностей пакет документов: транспортная накладная; доверенность, заявка; экземпляр договора; акты приемки и передачи товара, санитарно-гигиеническое заключение о грузе и т.д.
Железнодорожный транспорт является единственным видом транспорта, где применяется договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Это связано с его акционированием и утратой железными дорогами статуса перевозчика.
Договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры – это соглашение, по которому владелец инфраструктуры обязуется оказать перевозчику услуги по использованию инфраструктуры для осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, а перевозчик обязуется оплатить оказанные услуги.
Легальное определение договора об оказании услуг по использованию инфраструктуры (ч. 2 ст. 50 УЖТ) указывает, что он является консенсуальным, взаимным, возмездным, публичным и формальным.
Этот договор относится к числу консенсуальных, так как считается заключенным с момента достижения сторонами согласия по всем существенным условиям. Их перечень дается в ч. 1 ст. 50 УЖТ. Это: предполагаемые объем и сроки осуществления перевозок грузов, перечень и стоимость оказываемых услуг, порядок расчета за услуги и способы их оплаты.
Двустороннеобязывающий характер договора выражается в том, что владелец инфраструктуры обязан оказать услуги по использованию инфраструктуры и вместе с тем вправе требовать оплаты оказанной услуги, тогда как перевозчик, в свою очередь, обязан оплатить оказанную услугу, но вправе требовать оказания такой услуги.
Оплата перевозчиком услуги но использованию инфраструктуры свидетельствует о возмездном характере договора.
Как указано в ч. 1 ст. 50 УЖТ, договор об оказании услуг по использованию инфраструктуры является публичным. Это означает, что владелец инфраструктуры обязан его заключить с любым обратившимся к нему с предложением перевозчиком. Условия такого договора для всех его участников одинаковы. Другими словами, на них в полном объеме распространяется режим, установленный ст. 426 ГК для публичного договора.
Этот договор формальный, он заключается в простой письменной форме.
Сторонами договора являются владелец инфраструктуры и перевозчик. Владельцем инфраструктуры может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на нраве собственности или на ином законном праве и оказывающие услуги по ее использованию. Как указано в УЖТ, эти услуги он оказывает на основании договора.
Исходя из смысла положений, регулирующих взаимодействие владельца инфраструктуры и перевозчика, можно сделать вывод о том, что владелец инфраструктуры оказывает услуги перевозчику лично, если иное не установлено сторонами в договоре. Следовательно, здесь нет фигуры субвладельца инфраструктуры.
В договоре перевозчик выступает, по сути, заказчиком предоставляемой услуги по использованию инфраструктуры. Без нее он как сторона договора перевозки не может выполнять возложенные этим договором обязательства по перевозке. Как сторона договора перевозки, здесь перевозчик также является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.
Предмет данного договора– это действия, заключающиеся в оказании услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. К инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования законодатель относит технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы и систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование этого комплекса здания, строения, сооружения, устройства и оборудование. Ряд его структурных частей, в том числе системы высокого напряжения, являются источником повышенной опасности. Их эксплуатация сопряжена с риском причинения вреда. Ответственность за его причинение является более строгой по сравнению с обычной гражданско-правовой ответственностью.
Для раскрытия сути предмета договора необходимо ответить на вопрос: что включает законодатель в понятие "услуги" по использованию инфраструктуры? К сожалению, прямого ответа на этот вопрос УЖТ не дает. Не лучшим образом обстоит дело и с ГК. Несмотря на то что услуги как объект регулирования упоминаются в нескольких десятках статей ГК, ни в одной из них нет определения этой правовой категории.
Все же следует отметить, что ряд нормативных правовых источников содержит определение "услуги". Так, в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 176-ФЗ "О почтовой связи" (в ред. от 06.12.2011) услуги почтовой связи – это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (ст. 2). По действовавшему ранее Федеральному закону от 13.10.1995 № 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" услугами именовалась предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц, за исключением деятельности, осуществляемой на основе трудовых правоотношений (ст. 2). В приказе Росстата от 26.06.2013 № 234 "Об утверждении официальной статистической методологии формирования официальной статистической информации об объеме платных услуг населению в разрезе видов услуг" услуги определены как результат производственной деятельности, осуществляемой по заказу в соответствии со спросом потребителя с целью изменения состояния потребляющих единиц или содействия обмену продуктами или финансовыми активами (п. 1).
Основная обязанность перевозчика заключается в оплате оказанной владельцем инфраструктуры услуги. Кроме того, он должен выполнять распоряжения владельца инфраструктуры, касающиеся, во-первых, обеспечения требований безопасности движения поездов, во-вторых, нормативов графика движения, в-третьих, плана и порядка формирования поездов, в-четвертых, технологических процессов работы линейных подразделений инфраструктуры.
Перевозчик обязан соблюдать сроки и условия использования оказываемых ему услуг, оплачивать их в объеме и на условиях, предусмотренных договором. При этом перевозчик должен выполнять нормативные требования технической эксплуатации железнодорожного подвижного состава и правила перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования. В случае обнаружения повреждений объектов железнодорожной инфраструктуры, а также нарушений правил технической эксплуатации инфраструктуры он должен сообщить об этом владельцу инфраструктуры.
Форма договора. Договор имеет простую письменную форму. Примерная форма договора дается в приложении № 1 к Правилам оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20.11.2003 № 703 (в ред. от 14.12.2006 №767) (далее в данной главе – Правила оказания услуг но использованию инфраструктуры). Основные разделы договора содержат данные, отражающие его специфику. Так, в разделе "Предмет договора" конкретизируются предоставляемые виды услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта. Раздел "Порядок и условия исполнения договора" содержит порядок действий сторон в целях выполнения своих обязанностей. Основное внимание уделяется вопросам действий перевозчика по предъявлению владельцу инфраструктуры железнодорожного подвижного состава для технического осмотра, а также действий владельца инфраструктуры по оформлению натурного листа, передаче диспетчерской службе перевозчика информации о движении или месте нахождения его железнодорожного подвижного состава. В договоре фиксируется время оплаты услуги, осуществление окончательных расчетов, указывается факт, которым признается исполнение перевозчиком обязательства по оплате оказанных ему услуг.
В остальных разделах закреплена типовая информация, характерная для договора простой письменной формы.
Цена договора определяется тарифами, установленными законодательством РФ. В стоимость услуг включаются также соответствующие сборы и платежи.
Порядок расчетов предполагает оплату услуг перевозчиком до начала их оказания. Окончательные расчеты осуществляются на основании сведений, содержащихся в дорожной ведомости и натурном листе поезда. При этом владелец инфраструктуры производит довзыскание причитающихся платежей или возвращает излишки полученной суммы.
Срок договора определяется сторонами, он согласовывается в запросе об оказании услуг по использованию инфраструктуры. Сам документ (запрос) прилагается к договору.
Договор может быть заключен как для осуществления разовой перевозки, так и при неоднократных перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа, груза. Он заключается путем рассмотрения владельцем инфраструктуры полученного от перевозчика предложения, в котором содержатся существенные условия договора.
На основании договора при осуществлении неоднократных перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа, груза перевозчик для осуществления конкретной перевозки представляет владельцу инфраструктуры запрос об оказании услуги по использованию инфраструктуры[5].
Порядок и сроки подачи и согласования запроса закреплены в Правилах оказания услуг по использованию инфраструктуры (п. 17–19). При невозможности оказания услуги владелец инфраструктуры направляет перевозчику мотивированный отказ. Такое решение может быть принято со ссылкой на одно из оснований, указанных в названных Правилах (п. 23).
Заключение и исполнение договора должны осуществляться с соблюдением таких требований, как: 1) обеспечение непрерывности перевозочного процесса; 2) обеспечение равноправия перевозчиков независимо от их организационно-правовой формы; 3) открытость сведений об оказываемых услугах; 4) защита сведений, составляющих коммерческую или государственную тайну, ставших известными сторонам договора в связи с оказанием услуг.
Ответственность за нарушение обязательств по договору.УЖТ устанавливает ответственность сторон договора об оказании услуг но использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта при нарушении ими обязательств. В соответствии с ч. 1 ст. 115 УЖТ при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по данному договору владелец инфраструктуры возмещает перевозчику реальный ущерб, причиненный своими неправомерными действиями.
Если при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа использовались инфраструктуры железнодорожного транспорта не одного владельца, ответственность перед перевозчиком несет тот владелец, который виновен в неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств, связанных с указанными перевозками.