Файл: Лекция Тема Теоретические основы науки безопасности жизнедеятельности.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Лекция 1.
Тема 1.1. Теоретические основы науки безопасности
жизнедеятельности.
Цель: овладение теоретико-методологическими основами безопасности жизнедеятельности человека.
Учебные вопросы.
1. Актуальность и задачи учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
2.Безопасность как научная категория, её основные понятия, термины и определения.
3. Системный подход к обеспечению безопасности.
Целью изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» является формирование готовности и способности студентов к использованию в процессе жизнедеятельности приобретенной системы знаний, навыков и умений для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, мышления и ценностных ориентаций, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья личности, а также целостности окружающего мира.
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. Статистические данные свидетельствуют, что в настоящее время он больше всего страдает от им же созданных опасностей. Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает до 20 тыс. чел. Около 40 тыс. женщин и около180 тыс. мужчин становятся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи люди погибают на производстве.
Всего от причин, не связанных со здоровьем, погибает порядка 300 тыс. чел. в год. От причин, не связанных со здоровьем, погибает порядка 300 тыс. чел. в год. Это почти 1 тыс. чел. в день.
Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности. Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является Безопасность жизнедеятельности (БЖД).
Основные положения учебной дисциплины БЖД:
1) С момента своего появления на Земле человек перманентно живет и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, поэтому деятельность человека потенциально опасна. Нет на Земле человека, которому не угрожают опасности.
2) Реализуясь в пространстве и времени, опасности причиняют вредчеловеку, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и обществу и государству в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.
3). Обеспечение безопасности деятельности — приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться.
4). Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения в учебные планы подготовки специалистов любого профиля включена учебная дисциплина — безопасность жизнедеятельности (это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека).
БЖД не решает специальных проблем безопасности. Она обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности. БЖД — это не средство личной защиты, как полагают некоторые. БЖД — это защита личности, общества и государства. Введение БЖД в вузах (1990) и ОБЖ в школах (1991) — величайшее достижение советской образовательной системы в области безопасности.
БЖД решает три группы учебных задач:
а) идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, вероятность, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб и др.; б) профилактика идентифицированных опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
в) в соответствии с концепцией остаточного риска часть идентифицированных опасностей может с определенной вероятностью реализоваться, следовательно, третья группа задач — это действия в условиях чрезвычайных ситуаций.
Цель изучения безопасности жизнедеятельности — формирование и пропаганда знаний, направленных на снижение смертности и потерь здоровья людей от внешний факторов и причин. Создание защиты человека в техносфере от внешних негативных воздействий антропогенного, техногенного и естественного происхождения.
Объектом защиты является человек.
Предмет исследования безопасности жизнедеятельности — опасности и их совокупность, а также средства и системы защиты от опасностей.
БЖД рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизни и деятельности.
Таким образом: 1) БЖД — неотъемлемая составная часть подготовки всесторонне развитой личности;
2) этот предмет входит в государственные образовательные стандарты всех специальностей и направлений без какого-либо исключения в интересах личности, общества, государства.
Вопрос 2. Безопасность как научная категория, её основные понятия и определения БЖД.
Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.
Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.
Федеральный закон «О безопасности» был издан 7 декабря 2010 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был 15 декабря того же года. Действовать ФЗ-390 начал 28 декабря 2010 года.
Определение безопасности, сформулированное в законе ФЗ «О безопасности»:
“Безопасность – состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз”.
Деятельность — специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Формы деятельности многообразны. Они охватывают практические, интеллектуальные, духовные процессы, протекающие в быту, общественной, культурной, трудовой, научной, учебной и других сферах жизни.
Условия деятельности — совокупность факторов среды обитания, воздействующих на человека.
Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.
Идентификация опасности — процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.
Деятельность человека проходит в окружении внешних воздействий. Эти воздействия могут иметь вещественную (пыль, газ), энергетическую (вибрация, звук, свет) или информационную (речевые сообщения, условные сигналы) основу. Свойства среды обитания, оказывающие влияние на оргпнизм человека называют факторами.
Как правило, одновременно на человека влияет не один, а несколько факторов. Суммарное действие их может усиливаться или ослабляться. Совокупность факторов, воздействующих на человека, называют условиями деятельности.
Факторы подразделяют по силе воздействия. При достижении некоторого значения фактор может оказать отрицательное воздействие на здоровье человека. Такой фактор называется опасностью.
Не всякий фактор является опасностью, то есть понятие фактора шире, чем понятие опасности. Фактор – это любое воздействие, а опасность – это фактор, приносящий ущерб здоровью человека. Фактор превращается в опасность: при возрастании его значения выше пороговой, допустимой величины; при малых по величине, но продолжительных по времени воздействиях (кумулятивный эффект); при совместном действии нескольких факторов. Таким образом, понятие опасности объединяет все то, что потенциально составляет угрозу жизни человека.
Опасность – это центральное понятие в области научных знаний, именуемой безопасностью деятельности.
Под идентификацией опасностей понимается процесс и результат распознавания вида опасностей, установления их возможных причин, пространственных и временных координат, частоты проявления, мощности, возможных последствий, т.е. необходимых и достаточных данных для организации превентивных мер. Идентификация опасностей достигается путем декомпозиции системы «Ч–ОС» до уровня потенциальных угроз, которая возможна при достижении уровня подсистемы «человек-опасность».
В системе «Ч–О», человек может быть объектом, на который направлены внешние воздействия, и, субъектом, средством защиты и источником опасности. Человек от природы снабжен механизмами защиты в виде инстинкта, интуиции, систем анализаторов (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус). Человек предопределяет условия совместимости с окружающей средой (антропометрические, биофизические, информационные, энергетические, психологические, социальные и др.). Человек –
система адаптирующаяся, самообучающаяся. Однако, следует учитывать, что системы организма нормально функционируют лишь в определенных пределах.
Все опасности обладают определенными общими свойствами:
Опасности имеют потенциальный характер, т. е. их реализация возможна при определенных условиях. Эти условия называются причинами реализации опасностей. Потенциальные опасности реализуются стохастически, то есть случайно, с некоторой вероятностью.
Опасности могут находиться в любой точке пространства. Это свойство называется тотальностью.
Опасности перманентны, т.е. постоянны, непрерывны.
Опасности вариабельны, т.е. изменяются по величине, что и является объективной предпосылкой управления безопасностью.
Опасности причиняют ущерб здоровью (по определению).
Опасность — явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека.
Потенциальный — возможный, скрытый.
Вызов - совокупность обстоятельств, не обязательно конкретно угрожающего характера, но, безусловно, требующих реагировать на них с целью предупреждения и/или снижения возможного ущерба;
Угроза - это опасность на стадии перехода из возможности в действительность, высказанное намерение или демонстрация готовности одних субъектов нанести ущерб другим.
Угроза всегда:
- носит предметный характер;
- наполнена конкретным содержанием;
- в случае четкой выраженности часто приобретает конкретную правовую характеристику.
Причина — событие, предшествующее и вызывающее другое событие, именуемое следствием.
Риск — количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1.
Приемлемый риск - допустимый уровень риска, оправданный с точки зрения экономических, социальных и экологическихфакторов и с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных положительных результатов своей деятельности; не приводит к необратимым последствиям. Принимается зазаконодательными, нормативными и иными актами, исходя из достигнутого уровня знаний,