Файл: Доклад на педагогический совет Духовнонравственное воспитание основа формирования личности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ «Гимназия №1» Ковылкинского муниципального района

Доклад

на педагогический совет

«Духовно-нравственное воспитание –

основа формирования личности »

Подготовила : учитель начальных классов

Дудочкина Л.В.

г. Ковылкино – 2018г.

«Духовно-нравственное воспитание - основа формирования личности »

Нравственность - основа всех человеческих ценностей

А. Эйнштейн
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. Исчезают слова: добро, мир и согласие в душе; покаяние; милосердие; благодать и любовь к близким. Дети все больше стали нетерпимы друг к другу, жестче, стали меньше доверять друг другу. Проблема духовно-нравственного воспитания в наше время стала насущной и требует своего разрешения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении:

- увеличение масштабов безнадзорности и беспризорности детей и подростков, рост числа не обучающихся и не работающих подростков.

- наблюдается рост детской преступности, укрепление ее связей с организованной преступностью;

- в условиях легкой доступности информации и материалов, распространяемых через прессу, телевидение, радио, интернет, на детей и молодежь обрушивается поток низкопробной продукции, пропагандирующей насилие, преступность, наркоманию.

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности. Воспитание – это приобщение человека к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества
, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением .

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра». Часто наблюдая за поведением учеников на переменах, в столовой, на улице, транспорте мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей? Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Педагоги в тесном взаимодействии с семьей, с общественностью призваны формировать у подростков морально-нравственные принципы повседневной жизни. В этом и заключается сущность нравственного воспитания несовершеннолетних, которое осуществляется через процессы воспитания, обучения, саморазвития школьников.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Ключевой фигурой между учеником и конкретным изучаемым предметом является учитель. Именно через школьного учителя в большей мере происходит формирование мировоззрения ученика, учитель воспитывает отношение к науке, вкус и интерес к познанию окружающего мира.

По словам К.Д.Ушинского, настоящего учителя и учеников роднит «особенная теплота и задушевность отношений», основой которой являются духовные качества личности педагога: вера, любовь, честность, открытость, мудрость, красота души. В сознании ребенка откладываются поведение учителя, его жесты, манера одеваться, разговаривать; характер общения с ним, с другими учащимися, при различных обстоятельствах; как он держится с коллегами, как реагирует на удачи и неудачи одноклассников. Воспитатель, учитель требует от учащихся аккуратности, дисциплины, выполнения ими своих обязанностей. И от того, насколько требовательным, последовательным окажется педагог, будет зависеть и результат. При умелой организации и учебной, и внеучебной деятельности у учащихся формируются основы нравственного поведения, духовной культуры. Главное назначение учителя – быть источником нравственного влияния. Задачей учителя является воспитать ребенка таким, чтобы совершение нравственных поступков стало бы его постоянной чертой характера.



В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.Традиционными источниками нравственности являются:

  1. патриотизм, включающий в себя ценности: любовь к России; любовь к своему народу; любовь к своей «малой Родине»; служение Отечеству;

  2. социальная солидарность — доверие к людям; справедливость; милосердие; доброта; честь; честность; достоинство;

  3. гражданственность — правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода совести;

  4. семья — здоровье; достаток; почитание родителей: забота о старших и младших;

  5. труд и творчество — целеустремленность и настойчивость; трудолюбие; бережливость;

  6. наука — познание; научная картина мира; экологическое сознание;

  7. искусство и литература включает ценности: красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие;

  8. природа — жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля;

  9. человечество — мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества.

Важно, чтобы школьники могли видеть, понимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее многообразии.

Важным источником является которая берет за основу традиционные ценности нравственности.

По этим направлениям в нашей гимназии ведется разнообразная внеклассная работа, для воспитания духовно – нравственных ценностей школьников. В ней создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, принципиальной требовательности. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого ученика и полезно для общества, ученик может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Воздействие на ученика происходит через разные виды деятельности.

На занятиях и мероприятиях: это общение, развитие учащегося, творческая деятельность (подготовка к концертам, внеклассным мероприятиям), приобщение к современному искусству. Например в сюжетных постановках, инсценировках дети могут примерить к себе тот или иной образ – муниципальный фестиваль «Есенинские чтения» или образ человека пережившего ужас войны – инсценирование песни ко Дню Победы, исполнение танца. В процессе конкурсов, фестивалей, концертов, праздников развивается духовно-нравственный аспект, который способствует взаимопознанию, и взаоимопереживанию учащихся. Это - День знаний, День учителя, День матери, Новый год, Прощание с азбукой (Праздник букваря),
День защитника Отечества, Международный женский день, День Победы, Последний звонок и мн.др..

В гимназии во внеурочное время работают кружки и секции разных направлений, которые способствуют духовно-нравственному воспитанию учащихся. Дети занимаются творчеством, открывают для себя новые грани своих талантов, поиском новых идей. Я веду кружок выразительного чтения, где дети исполняют произведения многих авторов. Но чтобы хорошо исполнить данное произведение, нужно в него вжиться, а для этого надо немало узнать о нем. Сострадая героям художественных произведений, радуясь успехам, болея их невзгодами, ребенок становится эмоционально богаче, отзывчивее, проницательнее. Таким образом у детей невольно формируются такие качества его личности как индивидуальность, креативность, самостоятельность, темперамент, внимательность, настойчивость и дисциплинированность.

Следующие мероприятия, способствующие духовно-нравственному воспитанию учащихся гражданско-патриотические мероприятия, посвященные памятным датам, государственным праздникам, семейным и историческим, традициям школы, города и страны. Сложность их заключается в необходимости тонкого, ненавязчивого введения моментов духовно-нравственного воспитания, моментов, формирующих гражданскую позицию, чувство патриотизма, уважение традиций своего народа. Это традиционные школьные мероприятия: многочисленные концерты - День знаний. День учителя, День матери, 23 февраля, День Победы, День защиты детей. Здесь наши воспитанники не только поют, танцуют, но и пробуют свои силы в качестве актеров и в качестве ведущих мероприятий различной тематики. Традицией гимназии стало мероприятие «Посвящение в кадеты», т.к. у нас развито кадетское движение. Оно направлено на возрождение духа патриотизма, чести, ценности дружбы, гражданского достоинства, желания отстаивать независимость и величие своей Родины. Четкость и ответственность, умение ставить задачу, планировать и точно соблюдать намеченное, умение подчиняться. Эти качества необходимы человеку в любой жизненной ситуации.

С большим желанием дети принимают участие в тематических концертах для пожилых людей и ветеранов труда. Такое сотрудничество приносит обоюдную пользу. Во время концертов мы видим благодарные, восторженные глаза гостей. Мы также видим трепет и волнение, сопереживание и сострадание наших учеников перед выходом на сцену и во время исполнения произведений. Для ребят - это моменты высшего духовного и нравственного становления и формирования их характеров. Участвуют в разнообразных акциях – «Георгиевская лента» в том числе и благотворительных, направленных на проявление милосердия, доброты к людям нуждающихся в помощи и поддержке – «День пожилых людей», ко «Дню Победы».


 Важнейшим источником жизненного опыта школьников являются внутрисемейные отношения, отражающие нравственные установки, духовные ценности родителей. В каждой семье свои устои, своя религия. В каждой семье по-своему понимают мир, жизнь, людей, вечные ценности. И важно не сравнивать, кто правильнее живёт. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Педагог должен помочь ребёнку осознавать своё место в семье. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно- нравственного развития.

Родители должны знать, чем дети заняты во время учебы и в свободное время, чем увлекаются, каковы успехи и трудности. Наши педагоги используют разные формы работы с родителями – встречи и беседы, концерты, совместное проведение мероприятий, посещение выступлений детей в школе и в городе. Осуществляем совместные экскурсии в другие города. Родители помогают в пошиве костюмов, в создании сценического образа перед выходом на сцену. Даже очень занятые или безразличные родители под воздействием системы преподаватель-родитель-ученик перестает быть отчужденным от проблем своего ребенка. А в семьях, где отношения имеют здоровую основу, у детей развиваются такие качества личности как дружелюбие, внимательность, открытость, уважение, ответственность и т.д.

Результативностью работы педагогов являются призовые места в городских конкурсах и соревнованиях. Многие ребята занимаются в кружках дополнительного образования,

имеют множество грамот и дипломов за участие в конкурсах разного уровня.

Таким образом через различные формы деятельности педагоги нашей гимназии формируют у учащихся основы морали через воспитание таких чувств, как забота, уважение, взаимопомощь, доверие. Воспитывать учащихся в духе гражданственности и патриотизма, выявлять природные задатки, развивать творческий потенциал каждого ученика, предоставить возможность ребенку сменить статус (неуспевающего на успешного), роль ученика на роль ребенка, подростка – танцора, вокалиста, актера и т.п.

– вот наша цель.

Воспитание Души – это самое важное и, пожалуй, самое трудное в воспитании, это извечная проблема. Душу можно воспитать, только затронув самые тонкие ее струны. И главное: человека со светлой Душой может воспитать только духовный человек, человек, имеющий высокий Дух. Поэтому перед педагогом стоит сложная задача – подниматься по духовной лестнице и вести за собой воспитанников.