Файл: 1 Поисковоспасательные работы на водных акваториях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Утверждаю»

Зам. начальника ПЧ-276

Львов А. С.

План-конспект



проведения занятий с дежурным караулом (дежурной сменой)

ПЧ-276


Наименование учебного предмета: Водная подготовка.
Тема: № 1: «Поисково-спасательные работы на водных акваториях».

Занятие №1: «Виды помощи и способы спасания. Спасательные средства»
Вид занятия: групповое

Отводимое время: 2 учебных часа
Место проведения: Учебный класс
Цель занятия: изучить с работниками:

виды помощи и способы спасания, спасательные средства;

Литература:

1. Шойгу С.К. и др. Учебник спасателя, МЧС России, 1997.

2. Дунаевский Е.Я., Жбанов А.В. Спасение на море: Справочник. -

М.Транспорт,1991.

3. Занченко А.З. Охрана жизни людей на воде - М.: Стройиздат 1978.

4. Григорьев В.Н. Транспортировка пострадавших водным путем. Библиотека экстремальных ситуаций. М.; ГНПП "Аэрогеология", № 8.

5. Палкевич Яцек. Выживание на море. М. 1992.

6. Обеспечение безопасности в водных путешествиях. Методические рекомендации. М.; ЦРИБ "Турист", 19
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ


п/п

Учебные вопросы

Время

(мин)

Краткое изложение темы занятия

1

2

3

4

I.

Вводная часть:

5

Собрать работников в учебном классе, объявить тему и цель занятия, проверить наличие работников, проверить наличие конспектов, провести краткий опрос по пройденной теме.

II.


Основная часть:

Учебный вопрос №1:

виды помощи и способы спасания


40

На обширных водных пространствах России ежедневно возникают ЧС, требующие проведения поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов и АХОВ, осуществления подводных работ специального назначения. Серьезной проблемой для страны продолжает оставаться гибель людей на воде. По некоторым данным, вода уносит каждый день жизни 40 россиян. За последние 10лет в России утонуло около 140 тыс. человек (и это без учета катастроф морских и речных судов).

Анализ причин и обстоятельств, приводящих к трагедиям, показывает, что больше половины несчастных случаев с людьми происходит во время купания в результате нарушения правил поведения на водоемах. Четверть таких случаев возникает при пользовании маломерными судами (байдарки, лодки и др.), чуть больше 10% людей гибнет в период бурных сезонных паводков и наводнений. Гибели людей на водоемах способствуют следующие экстремальные условия:

- штормы и волнения, высокая мощность и скорость движения потоков воды, водопады,

- водовороты, пороги, большая глубина, низкая температура, крутые берега, -опасные

- представители флоры и фауны. Указанные факторы также затрудняют проведение ПСР на воде.

Несмотря на это, на водоемах России ежегодно осуществляется спасение свыше 10 тыс. человек и предотвращается около 30 тыс. несчастных случаев.

ПСР на воде начинаются с локализации района поиска. Если чрезвычайное происшествие произошло на глазах у свидетелей или размеры водоема невелики, то локализация района поиска будет простой. При выходе за контрольные сроки или потере человека (группы людей) район поиска расширяется. На реке это будет коридор между ее берегами. При определении района поиска пострадавших необходимо учитывать скорость и направление движения как основного, так и подводных течений воды.

Поисковые работы на воде предусматривают наличие средств сплава, пригодных для использования на конкретном водном рельефе: надувных лодок, байдарок, деревянных плотов и проводятся в том случае, если пострадавший находится в воде.

На реках поиск осуществляется вниз по течению от места попадания пострадавшего вводу. Нужно проводить осмотр всего водного пространства, особое внимание обращая на места неоднородностей на воде — водовороты, бочки, отдельные камни, ветки, бревна и др., куда течение могло бы затащить пострадавшего. Некоторые места проще осматривать с берега, при необходимости организуя страховку спасателей.

Эффективность ПСР в условиях крупных водоемов (океан, море, озеро, водохранилище) зависит от правильного планирования операции поиска, включающего в себя:

определение наиболее возможных координат местонахождения объекта поиска;

учет факторов, которые могут вызвать смещение объекта;

выбор наиболее эффективной схемы поиска применительно к конкретной обстановке;

определение оптимального пути следования поисковых судов;

необходимость привлечения к поиску самолетов и вертолетов.

После получения первоначального сообщения о бедствии необходимо определить район наиболее вероятного местоположения объекта с учетом всей имеющейся информации. Если известно хотя бы приблизительно исходное место исчезновения объекта, то наиболее целесообразный район поиска располагается вокруг этого места с учетом дрейфа объекта. При определении смещения объекта под воздействием дрейфа должны учитываться смещения, вызванные постоянными, приливно-отливными и ветровыми течениями, а также боковой снос, вызванный ветром. Данные по постоянным и приливно-отливным течениям выбираются из навигационных пособий, а по ветровому течению и боковому сносу — из специальных таблиц.

Основными факторами при выборе наиболее эффективной схемы визуального поиска являются тип и число поисковых средств. Поисковые работы ведутся с учетом дальности обнаружения объекта в данных конкретных условиях. Дальность обнаружения — это расстояние, на котором можно увидеть объект с поискового средства с высоты расположения глаза наблюдателя над уровнем моря. Обычно дальность обнаружения меньше дальности видимости, определяемой метеоусловиями. Планирование поиска должно включать в себя оценку дальности обнаружения, причем это делается со значительным запасом. Оценочные величины дальности обнаружения объекта при ясной погоде, которые могут использоваться в качестве руководства при планировании поиска, приведены в таблице.

Непрерывное наблюдение в течение длительного времени вызывает усталости, снижает эффективность поиска. При благоприятных условиях наблюдатель может эффективно работать приблизительно в течение 2 ч. Для обеспечения полноценной деятельности наблюдателя должны приниматься все возможные меры: смена секторов наблюдения, обеспечение солнцезащитными очками при ярком свете, затемнение внутреннего освещения в условиях слабой видимости. Бинокль следует использовать только для проверки наблюдений, сделанных невооруженным глазом, поскольку он вызывает быструю усталость глаз.

Поиск продолжается до тех пор, пока не потеряна надежда на спасение пострадавших, и прекращается лишь после того, как:

тщательно обследованы все районы вероятного нахождения пострадавших;

обследованы все возможные местоположения пострадавших;

не осталось никакой уверенности в том, что пострадавшие живы.

Наибольшего размаха ПСР на воде могут принимать в условиях катастрофических наводнений. Ликвидация последствий подобных стихийных бедствий требует решения целого комплекса оперативных задач. К ним относятся — спасение людей и обеспечение их жизнедеятельности, восстановление жилого фонда и инфраструктуры, обеспечение санитарно-гигиенической безопасности и правопорядка в зоне бедствия, поиск останков погибших, организация противоэпидемических мероприятий. К выполнению перечисленных работ привлекаются специалисты профильных ведомств и служб. При необходимости к ПСР и АВР могут привлекаться военнослужащие МВД РФ и МО РФ.

В условиях наводнений люди обычно спасаются от воды на крышах зданий, сооружений и транспортных средств, на деревьях, высотных конструкциях, естественных возвышениях. Спасение таких пострадавших осуществляется с помощью вертолетов, плавсредств, атомобилей-амфибий.

При поиске пострадавших на территориях охваченных наводнениями с особым вниманием следует проводить осмотр всех помещений лечебных и учебных заведений, детских дошкольных учреждений, ветхих домовладений. Люди, спасенные при наводнениях, регистрируются и сверяются со списками лиц постоянно или временно проживающих в данном населенном пункте (доме).Подобные списки составляются администрацией органов местного самоуправления (ЖЭКов, домов отдыха и др.) и передаются сотрудникам правоохранительных органов, а при необходимости — спасателям. Люди, поиск которых не принес результатов, объявляются пропавшими без вести.



Опыт проведения ПСР в условиях наводнений свидетельствует, что не все пострадавшие соглашаются покидать свои потопленные дома. Обычно это происходит из-за опасения мародерства. В таких случаях предметы первой необходимости для поддержания жизнедеятельности (вода, продовольствие, топливо, теплая одежда, лекарства) регулярно доставляются спасателями в места нахождения пострадавших.

Причины гибели человека на воде или льду могут быть различными:

- неумение плавать

- нарушение правил поведения на воде

- купание в нетрезвом состоянии, страх, испуг и т.д.

Человек, подавленный страхом, не способен трезво оценить обстановку, он делает бессмысленные движения, быстро слабеет и тонет. Для того чтобы оказать помощь утопающему, необходимо хорошо плавать и нырять, знать и правильно применять приемы спасения, освобождения от захватов и буксировки пострадавшего. Спасая человека на воде, нужно действовать обдуманно, осторожно, трезво оценивая сложившуюся ситуацию, не теряться в случае опасности. Следует правильно учитывать расстояние до утопающего, скорость течения, наличие спасательных средств, волнение воды и т.д.

Основные виды помощи пострадавшим:

- с берега (с применением специальных спасательных средств, подручных средств)

- с воды (с применением различных плавсредств)

- с воздуха (с применением воздушного транспорта)

- вплавь

При спасении пострадавшего с использованием плавсредств необходимо приблизиться к нему как можно ближе. При этом нужно учитывать то, что волнение воды, вызванное самим плавсредством, может ухудшить положение пострадавшего и ускорить его потопление. При приближении к утопающему необходимо следить за тем, чтобы не задеть его винтом, веслами или корпусом плавсредства.

Если пострадавший не способен самостоятельно удерживаться за корму, то его втаскивают в лодку через тело спасателя, севшего на корму и свесившего в воду ноги. Такой прием позволяет избежать повреждения кожных покровов у пострадавшего о неровные края лодки. Подъем пострадавшего в плавсредство с высокими бортами может осуществляться по трапу, лестнице, а также с помощью веревки или сети.

Если нет возможности использовать плавсредство, то спасатель приближается к утопающему вплавь. Плыть лучше кролем, так как этот стиль плавания позволяет развить наибольшую скорость. При нахождении в воде спасатель должен уметь противостоять опасным факторам, характерным для водоемов. Особенно опасны для спасателя и пострадавшего судороги, вызванные охлаждением тела или переутомлением мышц. При судорогах кистей рук нужно резко сжимать пальцы в кулаки и разжимать их. Если свело одну руку, следует лечь на бок и работать другой рукой под водой. При судорогах мышц живота необходимо, лежа на спине, энергично подтягивать колени к животу. Если свело икроножную мышцу, следует, вытянув ногу над поверхностью воды, энергично подтягивать руками стопу к себе. При судорогах мышц бедра надо, резко согнув ногу в колене, сильно сжать пятку руками. Опасность представляют собой и водоросли: запутавшись в них, можно захлебнуться. Зацепившись за них, необходимо, не делая резких движений, попытаться освободиться свободной рукой и осторожно покинуть опасное место. Попав в водоворот, спасатель должен, быстро и глубоко вдохнув, погрузиться в воду, сделать рывок в сторону (по течению) и всплыть на поверхность. Оказавшись на волне, надо следить, чтобы вдох приходился на промежуток между ударами волн.

Плывя против волны, необходимо спокойно подниматься и скрываться под ней. При большой волне нужно глубоко вдохнуть и нырнуть под нее. К пострадавшему всегда следует подплывать сзади. Если сделать это невозможно, то необходимо поднырнуть под утопающего, захватить левой рукой под колено его правую ногу, а ладонью правой руки сильно толкнуть левое колено спереди и развернуть пострадавшего спиной к себе. Этот прием применяют в тех случаях, когда пострадавший совершает беспорядочные движения или оказывает сопротивление спасателю. Оказавшись за спиной пострадавшего, спасатель пропускает свою правую руку под мышку его правой руки и, крепко захватив его руку и плечо, всплывает с ним на поверхность. Приемы буксировки пострадавшего подразделяются на две группы: без закрепления рук, когда пострадавший спокойно подчиняется спасателю, и с закреплением рук — в случае сопротивления утопающего. При буксировке за голову спасатель, вытянув руки, берет голову пострадавшего так, чтобы большие пальцы легли на щеки, а мизинцы — под нижнюю челюсть по-страдавшего. Приподняв его лицо над поверхностью воды, плывя на спине и работая ногами, спасатель транспортирует утопающего к катеру, шлюпке или берегу. При буксировке с захватом под мышки спасатель крепко подхватывает пострадавшего под мышки и буксирует его с помощью ног . При буксировке с захватом под руку спасатель, приблизившись сзади, просовывает свою левую (правую) руку под соответствующую руку пострадавшего. Затем берет его левую (правую) руку выше локтевого сустава, прижимает человека спиной к себе и буксирует на боку в безопасное место. Плавание на боку, когда свободна одна рука и ноги, дает возможность спасателю ориентироваться, выбирать направление при транспортировке пострадавшего и буксировать его на большие расстояния. При буксировке с захватом выше локтей спасатель обхватывает обе руки утопающего за локти, оттягивает их назад, затем просовывает свою левую (правую) руку спереди под мышку и проводит ее за спину человека. Затем левой (правой) рукой захватывает правую (левую) руку утопающего выше локтя и сильно прижимает человека спиной к себе. При буксировке с захватом за волосы или воротник спасатель, захватив рукой волосы или воротник одежды утопающего, плывет на боку, работая свободной рукой и ногами. Буксировать человека надо выпрямленной рукой, поддерживая его голову над поверхностью воды так, чтобы вода не попала в дыхательные пути. Утопающий обычно находится в полу шоковом состоянии, испуган, объят страхом. Поэтому при виде спасателя он судорожно хватается за него, что грозит гибелью обоим. Чтобы освободиться от захватов пострадавшего, спасатель должен приложить большие усилия, а иногда и применить силу. Чаще всего утопающий хватает спасателя за кисти рук, шею (спереди и сзади), туловище (через руки и под руки), за ноги. В таком случае спасатель должен нырнуть под воду. Если ныряние не помогает, нужно применить один из следующих способов освобождения от захватов пострадавшего.Освобождение от захвата за кисти рук. Спасатель, прежде всего, определяет, как расположены большие пальцы утопающего. Затем сильным рывком в сторону больших пальцев разводит ему руки. Одновременно с этим, подтянув ноги к животу и упершись ими в грудь человека, он отталкивается от него, и затем резким движением разворачивает пострадавшего спиной к себе и буксирует. Освобождение от захвата за шею спереди. Спасатель, упираясь ладонью в подбородок пострадавшего большим и указательным пальцами, старается закрыть ему нос, а другой рукой в это же время обхватывает утопающего за поясницу. Затем, нажимая пальцами на нос, сильно прижимает человека к себе и резко толкает его в подбородок, сгибая в пояснице. Освобождение можно усилить и ударом колена в низ живота по-страдавшего, однако этот прием допустим только в крайних случаях.

Освобождение от захвата за шею сзади. Спасатель одной рукой захватывает по-страдавшего за кисть противоположной руки, а второй поддерживает локоть. Затем, резко приподнимая локоть вверх и выворачивая кисть вниз, выскальзывает из-под рук утопающего, но захваченной руки не отпускает, а продолжает разворачивать человека спиной к себе и буксирует его. Освобождение от захвата за туловище через руки. Спасатель, сжав кисти рук в кулаки, наносит удар большими пальцами в область ребер утопающего и приступает к буксировке. Освобождение от захвата за туловище под руки. Спасатель освобождается от захвата утопающего тем же приемом, что и при захвате за шею сзади. Освобождение от захвата за ноги. Спасатель одной рукой захватывает голову утопающего в области виска, а другой — подбородок (с противоположной стороны) и энергично поворачивает ее в сторону и набок до тех пор, пока не освободится. Затем, не отпуская головы утопающего, всплывает с ним на поверхность и начинает буксировку. Если прием освобождения от захвата утопающего не дал положительного результата, то, не теряя времени, его следует повторить. Если пострадавший утонул, то его необходимо поднять со дна водоема. Если пострадавший лежит на грунте лицом вверх, то спасатель приближается к нему со стороны головы и приподнимает ее. Затем, взяв пострадавшего под мышки, спасатель энергично отталкивается от дна, всплывает на поверхность воды и буксирует его. Если человек лежит на грунте лицом вниз, то спасатель приближается к нему со стороны ног , подхватывает под мышки и, приподняв, энергично отталкивается от дна. Выносить пострадавшего из воды удобнее с упором на плечи или на бедра. До-стигнув безопасного места, спасатель немедленно приступает к оказанию первой помощи. Иногда в воде могут находиться несколько пострадавших. Это случается при авариях на средствах водного транспорта, разрушении причальных сооружений, мостов и в некоторых других случаях. В таких условиях спасение людей требует строгой, реальной оценки ситуации. В первую очередь, необходимо подать доски, бревна, шесты, спасательные круги удерживающимся на воде, затем помочь людям, находящимся недалеко от берега. Тех, кто не может удержаться на воде, спасают вплавь. При спасении вплавь спасатель может оказать помощь только одному человеку.

Невнимательность при штормовой погоде может стать причиной падения человека за борт плавсредства. «Наставление по борьбе за живучесть судов Минморфлота России» предусматривает специальный судовой сигнал «человек за бортом» — три продолжительных звука (звоном громкого боя или свистком). Спасение человека, находящегося за бортом, обычно осуществляется экипажем плавсредства. При возникновении данной ситуации производятся следующие действия:

бросаются спасательные средства пострадавшему;

немедленно разбрасываются окрашенные предметы (надувные подушки, пластиковые бутылки и пр.), чтобы на воде отметить зону нахождения человека;

выполняются маневры судном, чтобы помочь пострадавшему.

Необходимость маневрирования судном связана с невозможностью его резкой

остановки. Тормозной путь обычного пассажирского судна не менее мили (1852 м), а на крупнотоннажных судах — до 4000 м. Маневр осуществляется с таким расчетом, чтобы приблизиться к пострадавшему на расстояние, при котором ему можно оказать помощь. Чем больше тоннаж и размеры судна, тем сложнее выполнить маневрирование. В некоторых случаях быстрее к пострадавшему можно добраться, используя находящиеся на борту судна правсредства (шлюпки, катера, плоты). Возможно привлечение к оказанию помощи пострадавшему вертолетов палубной или береговой авиации.

На маленьких лодках пострадавшего поднимают на борт с наветренной стороны, так как если это делать с подветренной стороны, то лодка может опрокинуться. На больших яхтах подъем делают с подветренной стороны.

Поднять на борт пострадавшего часто бывает сложно и поэтому важно использо-вать все, что может облегчить эту операцию. Иногда необходимо, чтобы в воду спрыгнул спасатель со спасательным жилетом, закрепленным на канате, чтобы помочь пострадавшему закрепить вокруг туловища канат с петлей и, если необходимо, то уже в воде немедленно провести искусственное дыхание способом «рот в рот».




Учебный вопрос №2:

спасательные средства

40

Для поддержания пострадавшего на воде и извлечения его из нее применяются специальные спасательные средства (круги, шары, веревки и др.), а также подручные средства (шесты, лестницы, сети и др.).

Поисковые работы на воде предусматривают наличие средств спасения, пригодных для использования на конкретном водном рельефе: катеров. надувных моторных и гребных лодок, других подручных средств и проводятся в том случае, если пострадавший находится в воде. На реках поиск осуществляется вниз по течению от места попадания пострадавшего в воду. Нужно проводить осмотр всего водного пространства, особое внимание обращая на места неоднородностей на воде - водовороты, водоросли. отдельные камни, ветки, бревна и др., куда течение могло бы затащить пострадавшего. Некоторые места проще осматривать с берега, при необходимости организуя страховку спасателей.

Для подачи спасательного круга надо взяться за него одной рукой, второй рукой взяться за леер, сделать два-три круговых размаха вытянутой рукой на уровне плеча и бросить круг плашмя в сторону пострадавшего так, чтобы он упал справа или слева от человека на расстоянии не более 0,5-2,0 м. Подача круга с катера осуществляется со стороны борта, который находится ближе к утопающему. С лодки, для избегания ее опрокидывания, круг лучше всего подавать в сторону кормы или носа. Бросать круг прямо на утопающего не рекомендуется, так как он может ударить человека по голове или перелететь через него. Иногда к спасательному кругу привязывают конец Александрова, с помощью которого пострадавшего подтягивают к плавсредству.

Для подачи терпящему бедствие конца Александрова спасатель малую петлю конца надевает на запястье левой руки и в ней же держит большую часть витков. Взяв правой рукой три-четыре витка с большой петлей, он делает несколько широких размахов и бросает шнур утопающему с таким расчетом, чтобы тот мог ухватиться за поплавки или за шнур. Пострадавший должен подтягиваться к берегу (плавсредству) осторожно, без рывков. Конец Александрова можно бросить на расстояние до 25 м.

Подача спасательных шаров производится следующим образом. Одной рукой берут спасательные шары, а другой — трос, скрепляющий их. Затем нужно сделать два-три круговых размаха и на вытянутой руке бросить шары в направлении пострадавшего так, чтобы они упали справа или слева от него. При необходимости к шарам прикрепляется конец Александрова, с помощью которого пострадавшего подтягивают к берегу (плавсредству). Если до берега недалеко, то пострадавшего не обязательно втягивать в лодку, он может буксироваться, если позволяет его состояние, удерживаясь за корму или за привязанную к плавсредству веревку.

III.

Заключительная

часть

5

Подвожу итог проведенного занятия, провожу опрос по пройденному материалу, выставляю оценку в учебный журнал.



Пособия и оборудование, используемые на занятии:

Методические пособия, плакаты.

Задание для самостоятельной работы работников и подготовка к следующему занятию: изучение пройденного материала.