Файл: Крупнейший хирург арабского средневековья АбульКасим азЗахрави или Альбукасис. Клятва врача Маймонида.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 204

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Аз-Захрави произвел революцию в хирургии, внедрив новые процедуры, более 200 хирургических инструментов в использовании и подробно описав стоматологическую, фармацевтическую и хирургическую практику своего времени. Его работа «Ат-тасриф» установила правила практики в медицине, разделив все на «возможное» и «невозможное» практически с каждой описываемой им медицинской проблемой.

Многие нововведения связаны с именем Аз-Захрави, что делает его список заслуг довольно впечатляющим. В списке новых процедур, введенных им, было использование кетгута для нанесения внутренних швов (до сих пор используется в простых и сложных операциях). Кетгут, пожалуй, единственное природное вещество, которое самостоятельно растворяется внутри организма и не отторгается организмом человека.

Хотя Аз-Захрави впервые использовал кетгут, Ар Рази был первым, кто использовал кишку животного (баранину) в качестве шовного материала. Грамотно реагируя на каждый новый случай, знаменитый хирург произвел революцию в медицинских процедурах благодаря следующим нововведениям: замена отсутствующего зуба на кость; прикрепление здоровых зубов к шатким золотой или серебряной проволокой; хирургическое вмешательство при обвисшей груди; первое применение хлопка для остановки кровотечения, использование гипсовых слепков; трахеотомия; использование тонкой хирургической дрели для инъекций в уретру при мочекаменной болезни.

Он также подробно описал, как удалить камни в мочевом пузыре после их измельчения, как инструмент, который он сам сделал. Аз-Захрави рассказал о легких хирургических вмешательствах, таких как удаление полипа в носу, и о сложных процедурах, таких как удаление мертвого эмбриона с помощью сделанных им щипцов. Он упоминает прижигание кожи, чтобы облегчить боль и как исправить вывих плеча.

Однако Аз-Захрави всегда думал о своих пациентах: чтобы не пугать их во время операции, он, например, изобрел секретный нож для вскрытия абсцессов. Во время тонзиллэктомии он держал язык с помощью держателя языка, после чего удалял воспаленную миндалину, удерживая ее крючком и отрезая ножничным инструментом. У него были косые лезвия, которыми он вырезал железы и снимал их с горла, чтобы больной не задохнулся.

Аз-Захрави, как и все другие мусульманские хирурги, осознавая дискомфорт, испытываемый пациентом, вел себя разумно и гуманно, медленно выполняя самые рискованные и сложные операции. Это стало решающим прорывом в системе отношений между хирургом и пациентом.


Аз-Захрави посвятил главы 60 и 61 своей книги теме трансвагинальной цистомии (удаление камней). Книга «О хирургии» была одной из тридцати составляющих «Ат-тасриф». Большая работа, проделанная этим ученым и врачом, вызывает у человека чувство благодарности.

Он описал операцию по удалению камней мочевого пузыря («Малая операция» или «Аппарат малый», как ее называли в средние века). Подобное хирургическое вмешательство упоминается в индийском медицинском трактате «Сушрута Самхита». Оба хирурга, Ар Рази и Аз-Захрави, всегда подчеркивали, что внутренний разрез должен быть меньше наружного, чтобы предотвратить отток мочи. Камни следует удалять щипцами, а не вытаскивать, перед вытаскиванием крупных камней их необходимо разбить и удалить один за другим. Такой подход является демонстрацией заботы о профилактике повреждения тканей, чрезмерного кровотечения и образования мочевого свища. Аз-Захрави также сказал, что все камни должны быть удалены, иначе даже один оставшийся внутри кусочек увеличится в размерах. К его советам прислушиваются в современной медицине.

Аз-Захрави, как и другие мусульманские хирурги, был пионером в гинекологии. Разработал инструкцию по обучению акушерок тому, как принимать роды при осложнениях и удалять плаценту. Он разработал и ввел в эксплуатацию вагинальное зеркало.

Наряду с Аз-Захрави, в исламском мире было много хирургов, которые проводили новаторскую работу, в том числе Ибн Сину (11 век), который жил на территории современного Узбекистана. Он был автором книги «Канон», в которой рассматривались все аспекты медицины (о нем мы напишем отдельно).

По словам Ибн аль Куффа, лечение крупных камней мочевого пузыря проще, чем мелких, так как они либо застревают в уретре, либо в полости мочевого пузыря, где их легче найти.

Аль-Захрави писал, что прижигание превосходит наркотики по скорости успеха и «силе власти». Лучший лечебный эффект термического прижигания по сравнению с химическим он связывал с «благородной природой огня». Последним средством помощи больному считалось прижигание, когда уже применялись все методы лечения заболевания, и ни один не давал должного результата. Он считал применение железа Каутер особенным, несмотря на мнение древних врачей о пользе золота. Потому что железо краснеет при нагревании, что дает возможность судить о достижении нужной температуры, а золото плавится при перегреве, в результате чего инструмент превращается в слиток.



Он доказал, что кровотечение из поврежденных артерий можно остановить путем прижигания путем чередования раскаленных каутеров. При мигренях, наряду с другими средствами, он эффективно использовал ногтевидный коут, прикасаясь им к больному месту и вращая его. Ткань обжигали, чтобы не повредить артерии. Затем на место ожога наносили вату, смоченную подсоленной водой, а через три дня – мазевые повязки.

Значительное место в наследии врачей Арабского халифата занимали вопросы личной гигиены. Еще в X веке. в Северной Африке были написаны «Рекомендации по диете», а позже эта работа многократно дополнялась. У врачей халифата есть ряд афоризмов о пользе профилактической медицины, например: «Если вы можете вылечить пациента с помощью лекарств или диеты, выберите диету». Следует напомнить, что в древнем мире диета (биаит) понималась не только как диета, но и как в целом здоровый образ жизни.

Арабские врачи значительно расширили количество растительных и минеральных средств. Создание первых государственных аптек в крупных арабских городах способствовало развитию отдельной отрасли медицинской науки – фармации.

Если боль в ухе появлялась от простуды, и больного уже лечили лекарствами без нужного эффекта, то каутер, называемый пунктирным, нагревали до красного цвета и делали прижигаемым, слегка отступая от ушной раковины примерно на десять точек вокруг уха. Затем сожженные места лечили до тех пор, пока они «с помощью Аллаха» не исцелились. При лицевом параличе, если консервативное лечение не помогало, делали три прижигания: одну за ухом, вторую чуть выше виска и третью на стыке губ. Прижигание проводили ножом Каусера на стороне лица, противоположной парализованному. К сожалению, во время таких операций половина толщины кожи была потрачена впустую. При зловонном насморке, если предыдущее лечение не привело к успеху, применялось и прижигание. Ранее в течение трех дней кишечник больного очищали слабительными. Затем «среднее прижигание» головы было сделано овальным Каутером и еще двумя с гвоздем Каутером над каждой бровью.

Они пытались ускорить слишком медленное созревание кипения, производя много «точечных прижиганий вокруг». Спелый фурункул был вскрыт. Для этого к центру фурункула перпендикулярно поверхности кожи прикладывали каутер в виде стержня и сжигали его. Соски и бородавки на кончике носа, которые искажают лицо больного, пришлось немедленно удалить вместе с корнем, а основание обжечь. Раковые опухоли не должны были быть тронуты. При наличии препятствия (атрезии) во внешнем слуховом проходе он был разрушен умеренно нагретым, тонким и гладким зондом. После этого проводилось лечение с введением мази турундас в отверстие, сделанное до заживления. Если возникала «слабость десен», которую часто приписывали простуде, и зубы начинали шататься, а лекарство не помогало, на помощь приходило прижигание. В рот вставляли трубку, через которую проталкивали хот-род, прижимая его к соседнему зубу до тех пор, пока пациент не почувствовал «жар огня» на уровне корня зуба. Процедуру повторяли несколько раз, рот полоскали соленой водой. Точно так же прижигание «виновного» зуба также устранило зубную боль.


Прижигание было также эффективно при внутриротовых свищах и «заячьей» губе. Для лечения свищей в области десен, в «корнях коренных зубов» и в небе, выпуская гной, нагревали конический гаутер, вставляли в устье свища и погружали на максимально возможную глубину. Это было сделано один или два раза. Если отток гноя не прекращался, то необходимо было выбрать кость, которая разложилась. «Заячьей» губой погружение в трещину «ножа» Каутера приводило к прилипанию и нарастанию его краев.С помощью прижигания лечили охриплость и затрудненное дыхание. Кишечник был предварительно очищен. Изначально прижигание делалось у «основания горла» (видимо, имелась в виду гортань). Кожа была обожжена только в половину своей толщины. Второе «сильное» прижигание проводилось на стыке шеи с ее «последним позвонком». Использовался гвоздообразный коутер.

Аль-Захрави умел оперировать катаракту, очищая помутнение хрусталика вне зрачка, которым пользовались многие врачи того времени. Но он также разработал свой собственный оригинальный метод лечения катаракты с помощью прижигания. По-видимому, это было сделано на относительно ранних стадиях процесса, когда зрение еще частично сохранялось. Перед прижиганием в течение нескольких дней пациент принимал слабительное и ежедневно распаривал в ванне. Моя голова побрилась голой. Первое прижигание делалось «в центре головы». Затем на храмах проводилось прижигание, с одной стороны односторонней катарактой и с обеих сторон – двусторонней. Затем с помощью прижигания производилось прижигание «по ширине висков» с пересечением подкожных вен и артерий. В заключение на затылке были выполнены два «сильных» прижигания. Раскаленные «ножевые» каутеры широко использовались аль-Захрави во время самых разнообразных вмешательств, например, при ампутации конечностей. Интерес к термическому рассечению тканей возродился в ХХ веке, когда электрический нож применялся практически повсеместно, особенно во время онкологических операций. Сегодня его заменили на «лазерный скальпель».
Заключение
В цепи исторического развития хирургии Аль-Захрави стал связующим звеном между античной медициной и европейской медициной эпохи Возрождения (когда его труды были переведены на латынь и признаны в Западной Европе). Аль-Захрави блестяще оперировал, предложил десятки вариантов средств собственной разработки, которые также используются в современной медицине. Он считал обладание анатомией абсолютно необходимым для хирурга и рекомендовал изучать ее по трудам Галена. Критерием истины для него были его собственные наблюдения и его собственная хирургическая практика. Это отчасти объясняет тот факт, что в его работах так мало ссылок на чужие произведения...


Список литературы
1. Абу аль-Касим Халаф ибн Аббас аз Захрави. Трактат о хирургии и инструментах. М: Наука 1983.

2. Мултановский М.. История медицины. М 1967.

3. Сорокина С.Г. История медицины. М 1992; 1: 213.

4. Лисицын Ю. П. История медицины, – М.: Академия, 2006.

5. Михель Д. В. История медицины и фармации, – М.: Эксмо, 2010.

6. Хрусталев Ю. М., Царегородцев Г. И. Философия науки и медицины, – М.: ГЭОТАР -МЕДИА, 2009.