Файл: Программа воспитания мбоу сош 12 на 20212022 учебный год пояснительная записка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и

дополнительного образования преимущественно осуществляется через:

- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

- формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных школьниками видов деятельности:

- Познавательная деятельность представлена объединениями

дополнительного образования Хочу все знать,Занимательная математика, Инфознайка, Занимательный русский ,Умники и умницы, для учащихся 1-4 классов, Занимательный русский, Занимательная математика, Математика вокруг нас, За страницами учебника математика, Говорим и пишем правильно,Математический практикум для учащихся 5-9 классов , в 10-11 классах Практикум решения задач по математике, Математический калейдоскоп,направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экологическим проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
- Художественное творчество представлено объединениями дополнительного образования Юный художник для учащихся 1-4 классов, Умелые ручки, Вдохновенье для учащихся 5-9 классов, в 10-11 классах Искусство слова и слово об искусстве, Вдохновенье, в т.ч. для учащихся с ОВЗ , создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.


Духовно-нравственное - Доноведение

- Спортивно-оздоровительная деятельность представлена объединениями дополнительного образования для учащихся 1-4 классов

Ритмика, для учащихся 5-9 классов Формула здорового питания , направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.

- Трудовая деятельность представлена объединением дополнительного образования в 1-4 классах Мастерская добрых дел, в 5-9 классах Делай добро, Искусство понимать себя , в 10-11 классах - Финансовая грамотность, направленное на развитие творческих способностей школьников, воспитания у них трудолюбия и уважительного отношения к труду.

3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урокапредполагает следующее:

• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;

• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;

• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;

• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

• применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опытведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;



• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

• организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;

• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументированияи отстаивания своей точки зрения.
3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно организовать свою деятельность, детское самоуправление иногда и на время может трансформироваться (посредством введения функции педагога-куратора) в детско-взрослое самоуправление.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.

На уровне школы:

• через деятельность выборного Совета атаманов, создаваемого для учета мнения школьников по вопросам управления образовательной организацией и принятия административных решений, затрагивающих их права и законные интересы; для облегчения распространения значимой для школьников информации и получения обратной связи от классных коллективов;

• через работу постоянно действующего школьного актива (правлений учащихся), инициирующего и организующего проведение личностно значимых для школьников событий (соревнований, конкурсов, флешмобов и т.п.);

• через деятельность творческих групп, отвечающих за проведение тех или иных конкретных мероприятий, праздников, вечеров, акций и т.п.;


• через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным психологом группы по урегулированию конфликтных ситуаций в школе (служба школьной медиации).

На уровне классов:

• через деятельность выборных по инициативе и предложениям учащихся класса лидеров (атаманов, старост), представляющих интересы класса в общешкольных делах и призванных координировать его работу с работой общешкольных органов самоуправления и классных руководителей;

• через деятельность актива класса, отвечающего за различные направления работы .

На индивидуальном уровне:

• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

• через реализацию школьниками, взявшими на себя соответствующую роль, функций по контролю за порядком и чистотой в классе, уходом за классной комнатой, комнатными растениями и т.п.

3.6. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и школьников по направлению«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить школьника к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности.
Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:


    • циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;




    • профориентационные, расширяющие знания школьников о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной школьникам профессиональной деятельности;




    • экскурсии на предприятия города, дающие школьникам начальные представления о существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти профессии;





    • посещение профориентационныхвыставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах;




    • совместное с педагогами изучение интернет-ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования;




    • участие в работе всероссийских профориентационных проектов, созданных




  • сети интернет: просмотр лекций, решение учебно-тренировочных задач, участие в мастер-классах, посещение открытых уроков;




    • индивидуальные консультации педагога-психолога для школьников и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;


освоение школьниками основ профессии в рамках различных курсов по выбору, включенных в основную образовательную программу школы, или в рамках курсов дополнительного образования.

3.7. Модуль «Социально-педагогическая и психологическая поддержка обучающихся»

Деятельность специалистов направлена напомощь в преодолении различного рода проблем и трудностей, с которыми ребёнок сталкивается в процессе саморазвития и самореализации. Важное место в работе занимают своевременное выявление детей и подростков «группы риска»; эффективная диагностика и профилактика эмоционально-психологических проблем обучающихся в учебном учрежденииокружающей их социальной среде; оказание помощи учащимся в личностной и социальной адаптации в школе и окружающем социуме как важнейшей предпосылки для творческой самореализации детей;формирование у учащихся представлений о нравственных формах и способах самопроявления, знаний и умений вести себя в сообществе людей истроить отношения на основе правовых норм; содействие учащимся в определении собственной ниши для самореализации и самоутверждения в жизнедеятельности школы и окружающей её социальной среде; стимулирование желания и интереса родителей помогать своим детям в развитии и проявлении их творческой индивидуальности.

Формы и методы деятельности службы сопровождения: анкетирование, тестирование, логопедическое обследование; социально-педагогические, нравственные беседы; составление индивидуальных карт сопровождения, карт сопровождения классов;