Файл: Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения (11 класс). Возраст учащихся 1718 лет. Форма занятий групповая, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Объем всего курса составляет 34 часа.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа по внеурочной деятельности «Практикум по обществознанию»
Цель курса: детальное знакомство учащихся со структурой и содержанием каждой из частей ЕГЭ по обществознанию; выработка практических навыков по решению предлагаемых заданий.
Программа по внеурочной деятельности рассчитана на 1 год обучения (11 класс). Возраст учащихся 17-18 лет. Форма занятий групповая, занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность занятия 45 минут. Объем всего курса составляет 34 часа.
Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
«Практикум по обществознанию»
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
-
гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; -
сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; -
навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; -
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; -
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения обществознания должны отражать:
-
умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; -
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников
деятельности, эффективно разрешать конфликты;
-
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; -
готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
Предметные результаты
-
сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; -
владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; -
владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; -
сформированность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; -
сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; -
владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; -
сформированность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. -
сформированность мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, российской гражданской идентичности, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым Конституцией Российской Федерации; -
понимание роли России в многообразном, быстро меняющемся глобальном мире; -
сформированность навыков критического мышления, анализа и синтеза, умений оценивать и сопоставлять методы исследования, характерные для общественных наук; -
формирование целостного восприятия всего спектра природных, экономических, социальных реалий; -
сформированность умений обобщать, анализировать и оценивать информацию: теории, концепции, факты, имеющие отношение к общественному развитию и роли личности в нём, с целью проверки гипотез и интерпретации данных различных источников; -
владение знаниями о многообразии взглядов и теорий по тематике общественных наук.
Содержание программы внеурочной деятельности
«Практикум по обществознанию» 11 класс
-
Единый государственный экзамен по обществознанию: структура и содержание экзаменационной работы (2 ч).
ЕГЭ и стандарты обществоведческого образования. Кодификатор. Спецификации. Демоверсия. Структура и содержание письменной экзаменационной работы. Принципы отбора и расположения заданий в экзаменационной работе. Уровни сложности заданий. Использование тестовых заданий закрытого, открытого типа и заданий с открытым развёрнутым ответом в КИМах ЕГЭ.
-
Актуальные вопросы содержания при подготовке к ЕГЭ.-
Содержательные линии «Человек и общество»: ключевые понятия и трудные вопросы.
-
Трудные вопросы. Общество как динамическая система (распознавание признаков и проявлений динамизма и системности). Проблема общественного прогресса (понимание свойств). Целостность современного мира, его противоречия (понимание основных тенденций развития современного мира). Культура и духовная жизнь (социальные функции, тенденции развития). Мораль, ее основные категории.
Тренинг по выполнению заданий части 1и части 2 данных
содержательных линий
-
Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях «Человек. Познание».
Сложные теоретические вопросы. Человек как индивид, индивидуальность, личность. Деятельность человека (определение значения понятий и их контекстное использование, анализ примеров и ситуаций, формулирование собственных суждений и аргументов). Социализация личности (определение признаков понятия, оценка суждений, решение проблемных задач). Научное познание (распознавание методов научного знания, анализ научной информации).
Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данным содержательным линиям.
-
«Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы.
Сложные вопросы. Характеристика понятия «социальный конфликт». Оценка различных суждений о неравенстве и социальной стратификации. Оценка суждений о социальных ролях с позиции общественных наук.
Модели заданий части 1 и части 2 по содержательной линии и тренинг по выполнению заданий.
2.4Актуальные проблемы изучения содержательной линии «Экономика».
Сложные теоретические вопросы Экономические системы. Рыночный механизм. Измерители экономической деятельности.. Экономический рост и развитие. Роль государства в экономике Акции, облигации и другие ценные бумаги. Деньги. Финансовые институты. Виды налогов. Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система.
Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 данной содержательной линии.
2.5 Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при изучении основных теоретических вопросов.
Сложные теоретические вопросы. Характеристика понятий «политический процесс», «политический институт», «парламентаризм», функционирование «гражданского общества». Раскрытие понимания политических явлений на конкретных примерах, обоснование собственных суждений с привлечением теоретического содержания и примеров из истории и социальной практики.
Модели заданий части 1 и части 2 по данному содержательному блоку.
Тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.
2.4«Право»: основные теоретические положения содержательной линии и проблемные вопросы.
Проблемные вопросы. Правоотношения. Система права. Правовые акты. Международное гуманитарное право.
Модели заданий части 1 и части 2 и тренинг по выполнению заданий 1 и 2 по данному содержательному блоку.
3.Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ.
-
Основные модели заданий части 1 и части 2 и проверяемые умения. Промежуточный контроль по выполнению заданий 1 и 2 .
Выполнение учащимися письменной работы в тестовой форме. Анализ выполнения заданий закрытого типа части 1: на распознавание признаков понятий, характерных черт социального объекта; сравнение социальных объектов, соотнесение обществоведческих знаний с отражающими их социальными реалиями, анализ двух суждений на предмет их истинности. Анализ выполнения заданий части 2 с открытым кратким ответом: на завершение логических схем, таблиц, установление соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; выбор позиций из приведенного перечня, различение в социальной информации фактов и мнений,
аргументов и выводов, применение обществоведческих понятий в заданном контексте.
-
Общая характеристика заданий части 2.
Особенности заданий 21-24.
21-24 - составное задание с фрагментом текста: общая характеристика задания. Виды документов по содержанию, составу, объему. Основные модели заданий и проверяемые аналитические умения в процессе работы с документом. Типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Развитие умений: извлекать информацию из источника, анализировать и интерпретировать информацию из документа, привлекать дополнительные знания по курсу, анализировать авторскую позицию.
3.3 Специфика заданий 25.-28.
-
– задание на понимание и применение теоретических понятий в заданном контексте. Особенности выполнения заданий, модели заданий, типичные ошибки, алгоритм работы ученика. Формирование умений применять обществоведческие понятия в заданном контексте. -
– задание, требующее конкретизации теоретических положений с помощью примеров социальной жизни. Особенности заданий данного типа, основные модели заданий, типичные ошибки учащихся. Формирование умений учащихся раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук и приводить примеры определенных общественных явлений. -
– задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической и графической. Разновидности заданий по содержанию условия и характеру вопросов-требований, особенности выполнения учащимися познавательных задач по обществознанию. Развитие умений учащихся применять социальногуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества
-
3 Мини-сочинение как творческая работа выпускника.
29. Мини-сочинение - альтернативное задание на формулирование суждений и аргументов по определенным проблемам на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний. Условия выбора темы мини-сочинения учащимися. Типичные ошибки учащихся при раскрытии смысла афористичного высказывания или заложенной в высказывании проблемы; при аргументации собственной позиции. Общий алгоритм работы ученика при написании творческой. Система оценивания задания.