ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис. 1 - функционирование гостиницы.
В блок А0 входят блоки А1, А2, А3.
Блок А1- регистрация клиента в гостинице. Вход - данные клиента. Выход - номер. Управление - закон о правах потребителя, правила организации. Механизм - клиент, менеджер, клиентская база. (Рис. 2- обслуживание номеров).
Блок А2-оказание услуг. Вход -номер. Выход - перечень услуг. Управление - закон о правах потребителя, список программ, правила организации. Механизм - персонал.
Блок А3-оформление отчета. Вход - перечень услуг. Выход - чек, отчет. Управление - закон о правах потребителя, список программ, правила организации. Механизм - менеджер, программное обеспечение, технические средства.
Рис. 2 - обслуживание номеров.
Блок А1 в свою очередь подразделяется на блоки А11, А12, А13.
Блок А11-резервирование номера. Входом будет данные клиента. Управление - закон о правах потребителя. Механизм-клиент. Выход- список пустых номеров.
Блок А12- оформление поселения. Вход-список пустых номеров. Управление- правила организации. Механизм- менеджер. Выход -согласование.
Блок А13- прием предоплаты. Вход- согласование. Управление- правила организации. Механизм- менеджер. Выход- номер.
Рис. 3 - предоставление номеров.
Блок А2 подразделяется на блоки А21, А22.
Блок А21- оказание стандартных услуг. Вход- номер. Управление - закон о правах потребителя, правила организации. Механизм- персонал. Выход- список стандартных услуг.
Блок А22- оказание дополнительных услуг. Вход-. список стандартных услуг Управление- закон о правах потребителя, правила организации. Механизм-персонал. Выход- перечень оказанных услуг.
Блок А23-заполнение мед. карты. Вход - предписания к лечению. Управление - нормы лечения. Механизм- мед.секретарь. Выход- направление в лечебно- диагностический центр.
Рис. 4 -обслуживание номеров.
В блок А3 входят блоки А31, А32.
Блок А31- обработка данных. Вход- перечень услуг. Управление- список программ и правила организации. Механизм- менеджер, технические средства. Выход- данные.
Блок А32- обобщение данных. Вход- данные. Управление- список программ и правила организации. Механизм- менеджер, технические средства, программное обеспечение. Выход - чек, отчет.
Рис. 5 -выписка счета.
1.3 Инфологическая модель данных
Инфологическое проектирование - построение формализованной модели предметной области. Такая модель строится с использованием стандартных языковых средств, обычно графических.
В проекте «Гостиница» в соответствии с предметной областью были созданы следующие сущности:
«Клиенты» - хранится информация о клиентах;
«Персонал» - хранится информация о персонале;
«Номера» - хранится информация о номерах;
«Категории» - хранится информация о категориях номеров в гостинице.
Каждому объекту соответствуют свои атрибуты: - Клиенты: код клиента(PK), Ф.И.О., дата рождения, адрес, серия номер паспорта, дата въезда, номер, количество дней.
Оплата: код оплаты (PK), дата оплаты, сумма, код клиента;
Персонал: код сотрудника (PK), Ф.И.О., должность, адрес, телефон;
Номера: номера (PK), обсл. Персонал, бронь, код сотрудника, код клиента.
Рис. 6 - Инфологическая модель.
2. Проектирование информационной системы
2.1 Структурная схема
Рис. 7 - Системный интерфейс.
В системный интерфейс 4 подсистемы:
-
работа с таблицами; -
работа с запросами; -
справочная система; -
подсистема отчётов. -
Подсистема отчетов.
Подсистема работы с таблицами делится на подсистемы отображения и ввода и редактирования данных. Подсистема отображения включает в себя формы, панель, компоненты для отображения таблиц и управления ими.
Подсистема ввода и редактирования таблиц включает в себя заполнение таблиц, при необходимости редактировать.
Подсистема работа с запросами включает 23 запроса. Она имеет возможность выбирать пользователю критерии запроса.
Справочная подсистема имеет справку о программе.
Подсистема отчетов: с помощью компонента Excel.Application, выводит отчет в MS Excel.
2.2 Даталогическая модель данных
Access -реляционная СУБД, в которой предусмотрены все необходимые средства для определения и обработки данных, а также управления ими при работе с большим объемом информации.
Для создания базы данных был использован конструктор таблиц, который позволяет определить требуемую структуру таблицы.
Для отображения полной информации по состоянию гостиницы, направлениям её деятельности и отчётности по выполненным работам были созданы 4 таблицы:
. «Персонал»
Таблица имеет следующие поля: код сотрудника (ключевое поле)- тип данных: счётчик; фамилия, имя, отчество - тип данных: текстовый, размер - 50, обязательное, совпадения не допускаются; дата рождения -тип данных: дата\время, обязательное; образование -тип данных: мастер подстановок - набор фиксированных данных (высшее, среднее); должность -мастер подстановок(список имеющихся должностей); адрес - тип данных: текстовый, размер-50, обязательное; телефон - тип данных: числовой, поле необязательное; заработная плата - тип данных: денежный, формат поля - евро, обязательное.
Рис. 8 -Таблица «Персонал».
2. «Номера»
Эта таблица имеет такие поля: код номера - тип данных счётчик (ключевое поле); категория - тип данных: мастер постановок ( одноместный, двухместный, полулюкс, люкс)
Рис. 9 -Таблица «Номера».
. «Клиент»
Поля: код клиента - тип данных: счётчик (ключевое поле); фамилия, имя, отчество -тип данных: текстовый, размер поля- 20, обязательное, совпадения не допускаются; дата рождения - тип данных: дата\время, обязательное; серия номер паспорта - текстовый, размер поля - 100, обязательное.
Рис. 10 -Таблица «Клиент».
4. «Оплата»
Поля: код клиента - мастер подстановок (из таблицы «клиенты») ( ключевое поле); форма оплаты - мастер подстановок (наличная, безналичная); предоплата - тип данных: числовой, формат поля - евро, обязательное.
Рис. 11 -Таблица «Оплата».
Рис 12. - Таблица «Персонал».
Нормальная форма - свойство отношения в реляционной модели данных, характеризующее его с точки зрения избыточности, которая потенциально может привести к логически ошибочным результатам выборки или изменения данных. Нормальная форма определяется как совокупность требований, которым должно удовлетворять отношение.
Первая нормальная форма:
запрещает повторяющиеся столбцы (содержащие одинаковую по смыслу информацию)
запрещает множественные столбцы (содержащие значения типа списка и т.п.)
требует определить первичный ключ для таблицы, то есть тот столбец или комбинацию столбцов, которые однозначно определяют каждую строку
Вторая нормальная форма требует, чтобы неключевые столбцы таблиц зависели от первичного ключа в целом, но не от его части. Если таблица находится в первой нормальной форме и первичный ключ у нее состоит из одного столбца, то она автоматически находится и во второй нормальной форме.
Третья нормальная форма: чтобы таблица находилась в третьей нормальной форме, необходимо, чтобы неключевые столбцы в ней не зависели от других неключевых столбцов, а зависели только от первичного ключа.
Таким образом, база данных удовлетворяет всем требованиям нормализации таблиц и третья нормальная форма - окончательный результат нормализации Базы данных.
2.3 Реализация информационной системы
- это среда быстрой разработки, в которой в качестве языка программирования используется язык Delphi. Язык Delphi - строго типизированный объектно-ориентированный язык, в основе которого лежит Object Pascal.
При разработки информационной системы использовалась программа Delphi. Создается системный интерфейс. Для этого создается форма, на которой размещается Panel- элемент графического интерфейса пользователя, предназначенный для размещения на нём компонентов DBGrid и DBNavigator, а также Panel которое, приводит программное связывание с нажатием действие либо событие. Компонент DBGrid отображает набор данных в формате электронной таблицы. Компонент DBNavigator предоставляет пользователю возможность просматривать набор данных. Навигатор содержит кнопки для перехода на первую, последнюю, предыдущую и следующую записи, вставки, удаления и редактирования записи, отмены и сохранения изменений, а также обновления данных. Компонент Query имеет большинство свойств и методов, совпадающих с Table. Дополнительное преимущество Query - возможность формировать запросы на языке SQL. Компонент Query (набор данных) помещается на форму вместе с компонентом DataSource (источник данных) и компонентами отображения данных, например, DBGrid. Свойство DataBaseName компонента Query служит для задания базы данных, с которой осуществляется связь путем выбора из выпадающего списка псевдонимов или указанием полного пути к файлу.
Рис 13. -Главная таблица.
В программе содержится 20 запросов:
-
запросы по таблице «Клиент»; -
запросы по таблице «Номера»; -
запросы по таблице «Оплата»; -
запросы по таблице «Персонал»;
Компонент TQuery реализует все основные функции стандартного компонента запроса. Прямым предком компонента является класс TDBDataSet.
Для подключения к базе данных используется свойство DatabaseName, в котором задается путь к базе данных.
Текст запроса определяется свойством SQL, для задания которого применяется простой редактор, открывающийся при щелчке на кнопке свойства в Инспекторе объектов.
Запрос, введенный в SQL , имеет вид Select * from клиент
Соединение с базой данных осуществляется методом Open или установкой в true свойства Active. При этом если связь с базой данных осуществляется через
Запрос на SQL имеет вид:
QueryMary.SQL.Add('Select * from Клиент Where ').
Рис 14. -Расширенный поиск.
Основным объектом, к которому можно обращаться из внешних программ, является Excel.Application. Коллекция Workbooks обеспечивает создание и доступ к любой книге, которая открыта в приложении. Объект Workbook, в свою очередь, содержит коллекцию Sheets, посредством которой можно создавать, удалять и получить доступ к листам документа. Используя его, можно получить доступ к объектам документа, например, к ячейкам, рисункам, автофигурам и к свойствам самого Excel. Для создания объекта Excel.Application используется переменная varVariant
библиотека ComObj. Доступ к объекту Excel.Application в функции CreateExcel получается, от использования процедуры CreateOleObject ('Excel.Application') стандартной библиотеки ComObj. DBGrid задает заголовки таблицы, а также заполнение таблицы.
Рис 15. - Шаблон страницы эксель.
Особенностью программы является то, что здесь представлен удобный интерфейс пользователя, возможность вносить данные в базу данных, а также их. редактирование Возможность вывода отчета упрощает работу пользователя.
Рис. 19.Справка.
гостиница инфологический даталогический программный
Справочная подсистема. При помощи кнопки Справка можно узнать информацию о программе.