Файл: К высшим мозговым функциям относят гнозис, праксис, речь, память и мышление, сознание и др.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АФАЗИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. КЛАССИФИКАЦИЯ АФАЗИЙ (ПО А.Р. ЛУРИЯ).

Для неврологической диагностики важное значение имеет изучение особен­ностей высшей нервной деятельности, поведения и психики больного. К высшим мозговым функциям относят гнозис, праксис, речь, память и мышление, со­знание и др. Способность человека к речи и мыш­лению обеспечивается в первую очередь исключительным развитием коры голо­вного мозга, масса которой составляет около 78% от общей массы мозга. Нейрофизиологические исследования убеди­тельно показали, что активность коры мозга целиком зависит от активности структур ствола мозга и подкорковых образований. Кора больших полушарий может нормально функционировать лишь в тесном взаимодействии с подкор­ковыми образованиями. В последние го­ды развиваются представления о вер­тикальной иерархической организации функций нервной системы, о кольцевых корково-подкорковых связях. Это дает основание старому термину “высшие корковые функции” предпочесть более целесообразный - “высшие мозговые функции”.

РЕЧЬ И ЕЕ РАССТРОЙСТВА

 Речь - специфическая человеческая форма деятельности, служащая обще­нию между людьми. Она характеризует­ся процессами приема, переработки, хранения и передачи информации с по­мощью языка, который представляет со­бой дифференцированную систему ко­дов, обозначающую объекты и их отно­шения. Речь у человека реализуется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Центральным звеном аппарата речи является кора головно­го мозга - преимущественно доминантного полушария. Всю совокупность физиологических ме­ханизмов, участвующих в формировании ре­чи, можно разделить на 2 группы - ме­ханизмы восприятия и механизмы воспроиз­ведения речи.

Выделяют 2 основных вида речи - импрессивную и экспрессивную.

Импрессивная речь - понимание устной и письменной речи (чтение). В психологическую структуру импрессивной речи входят этап первичного воспри­ятия речевого сообщения, этап декоди­рования сообщения (анализ звукового или буквенного состава речи) и этап со­отношения сообщения с определенными семантическими категориями прошлого или собственного понимания устного (письменного) сообщения.

Экспрессивная речь - процесс высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного пись­ма. Экспрессивная речь начинается с мо­тива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (идея высказывания кодируется в речевые схе­мы) и завершается развернутым речевым высказыванием. Таким образом, различают такие сто­роны речевой деятельности, взаимосвя­занные между собой, как восприятие, распознавание словесных сигналов, цен­тральная смысловая переработка вос­принятого сообщения и процессы, по­буждающие речевое высказывание.


В осу­ществлении речевой деятельности при­нимают участие оба полушария голов­ного мозга, однако различные отде­лы коры играют в этом процессе разную роль. Процесс восприятия и распознавания звуковых словесных сигналов осуществ­ляется при ведущем участии вторичных корковых полей слухового анализатора, преимущественно левого (доминантного) полушария головного мозга. Здесь осу­ществляются звуковой анализ и синтез речевых сигналов, обеспечивается рас­познавание фонематического состава ре­чи. Нефонематические параметры зву­ков, такие как длительность, громкость, тембр, мелодичность и др., анализируют­ся в основном в правом полушарии голо­вного мозга. Таким образом, речеслуховой анализатор находится в височных долях и левого и правого полушарий го­ловного мозга. Зрительные словесные сигналы воспринимаются и распознают­ся в корковых полях зрительного ана­лизатора затылочной доли; здесь осу­ществляются пространственно-зри­тельный анализ и синтез букв (графем). В опознании тактильных образов слов (у слепоглухонемых) центральную роль иг­рают вторичные зоны коры кожно-кинестетического анализатора в теменных долях головного мозга.

ВИДЫ РАССТРОЙСТВА РЕЧИ


В клинической практике выделяют различные формы афазий, дизартрии, алалию, мутизм и общее недоразвитие речи.

Под афазией понимают центральное нарушение уже сформировавшейся ре­чи, т. е. расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается возможность пользоваться словами для выражения мыслей и общения с окружающими при сохранности функции арти­куляционного аппарата и слуха, достаточной для восприятия элементарных речевых звуков.

1. Моторная афазия (экспрессивная афазия Брока) - характеризует­ся нарушением всех компонентов экс­прессивной речи; спонтанная речь не­возможна. Больной произносит только сохранившиеся в памяти единичные сло­ва или слоги, повторяя их (речевой эмбол). Понимание отдельных слов, ко­ротких фраз и заданий, даваемых в пись­менной форме, сохранено. Больной мо­жет замечать ошибки в неправильно по­строенных фразах. При произношении сохранившегося у больного слова-эмбола оно озвучивается с интонацией и ме­лодией, адекватными тому, что он хочет выразить. Это сопровождается вырази­тельной мимикой и жестами. Моторная афазия наблюдается при поражении задних отделов нижней лоб­ной извилины (зона Брока) левого полу­шария. При неполном разрушении этой зоны речь возможна, но она малопонят­на, замедленна, с поисками нужных слов, лишена выразительности, произносимые слова искажены, отмечаются парафазии литеральные (перестановка слогов) и вербальные (замена, перестановка слов), нарушено

правильное грамматическое построение фраз, отсутствуют склонения и спряжения (аграмматизм).

2. Сенсорная афазия (импрессивная афазия Вернике) характе­ризуется нарушением понимания речи как окружающих лиц, так и своей, т. е. нарушается слуховой гнозис. Элемен­тарное восприятие слуха у больного со­хранено. а фонематическое - нарушено. Под фонемой понимается смысловой и различительный признак языка. В рус­ском языке к таким признакам относятся звонкость и глухость согласных (б, п, д, з, с), ударность и безударность слогов (мука, мука), твердость и мягкость окон­чаний (мел, мель). В других языках смыс­ловые и различительные признаки могут быть иными (например, долгота звуков в английском языке и др.). Больной вос­принимает речь как шум или разговор на неизвестном для него языке. Вследствие отсутствия слухового контроля вторич­но расстраивается экспрессивная речь. Больной говорит много и быстро (логорея - речевое недержание), его речь непонятна для окружающих, отмечается много парафазии (искажение, неточное употребление слов). Иногда речь пред­ставляет собой поток бессмысленных, нечленораздельных   звукосочетаний (“словесная окрошка”) и изобилует лите­ральными и вербальными парафазиями, искажениями слов, близких по звучанию или значению. Наблюдаются частые по­вторения одних и тех же слов или слогов (персеверация). Свой речевой дефект больные обычно не осознают. Повторе­ние предлгаемых слогов (типа “ба-па”, “та-да”, “са-за”), слов, чтение и письмо также нарушены. Даже при частичной сенсорной афазии больной не улавливает различий в написании слов “забор”, “со­бор”, “запор” и пр., путает между собой буквы “с” и “з”, “п” и “б”. Сенсорная афазия возникает при поражении ко­ры левой височной доли (средние и зад­ние отделы верхней височной извили­ны - зона Вернике). 

3.При поражении нижних и задних от­делов теменной и височной областей возможно развитие амнестической афазии. Она характеризуется забыванием назва­ния предметов, имен. Больной не может назвать предмет, хотя хорошо определя­ет его назначение. Например, если боль­ному показать ручку, то он скажет - “это то, чем пишут”. Больной сразу вспо­минает нужное слово при подсказке на­чального слога (называя ему только “ру”, больной тут же скажет “ручка”). Пони­мание речи не нарушено. Чтение вслух возможно. Спонтанное письмо расстроено из-за основного дефекта, письмо под диктовку возможно. 


4.При поражении левой теменно-височной области у правшей возникает се­мантическая афазия, при которой на­рушено понимание смысла предложе­ний, выраженного с помощью сложных логико-грамматических конструкций. Такой больной не понимает отношений, выраженных с помощью предлогов (круг под квадратом, треугольник над кругом). Для него недоступен смысл сравнитель­ных конструкций (например, волосы у Лены темнее, чем у Оли, но светлее, чем у Кати. У кого самые светлые волосы?), возвратных конструкций (лиса съела ку­рицу, курица съела лису), так называе­мых атрибутивных конструкций (“брат отца” и “отец брата”).

5. Нередко встречается то­тальная афазия, при которой утрачива­ется рецептивная и экспрессивная речь во всех ее проявлениях. Это наблюда­ется при обширном поражении лево­го полушария от зоны Брока до зоны Вернике.

6.Алексия (расстройство чтения и по­нимания прочитанного) и аграфия (утра­та способности правильно писать при сохранении двигательной функции верх­ней конечности) обычно включаются в синдром сенсорной и моторной афазии, а иногда они выступают на первый план и обнаруживаются как бы в изолирован­ном виде. Такая “изолированная” агра­фия может возникнуть при ограни­ченном очаговом поражении заднего от­дела средней лобной извилины (рядом с проекцией пирамидных путей для правой верхней конечности, а “изолированная” алексия - при очагах в угловой извилине (gyrus angulans) доминантного полуша­рия, на стыке затылочной и теменной долей. 7.Мутизм - отсутствие речевого обще­ния у больного при сохранности речевого аппарата. Это обычно проявление реак­тивного невроза, истерии или психичес­кого заболевания (шизофрения).

8.Алалия - системное недоразвитие речи, возникающее в результате пораже­ния корковых речевых зон в возрасте до 3 лет. Алалия, как и афазия, подразделя­ется на моторную и сенсорную. Мотор­ная алалия характеризуется недораз­витием экспрессивной речи. Нарушено звукообразование, затруднено построе­ние фраз, снижается структура слов (звуки и слоги переставляются и пропу­скаются); активный словарь беден.При сенсорной алалии нарушено понимание обращенной речи при сохранности восп­риятия элементарных звуков, выявляет­ся слуховая агнозия.

ГНОЗИС И ЕГО РАССТРОЙСТВА

 Гнозис (греч. gnosis - познавание, знание) - это способность узнавать предметы по чувственным восприятиям. Узна­вание является сложной функцией от­дельных анализаторов, оно вырабаты­вается в процессе индивидуального опы­та (по типу условных рефлексов); полу­ченная информация закрепляется (функ­ция памяти). Агнозии (расстройства узнавания) развиваются при поражении вторичных зон в пределах какого-либо одного ана­лизатора. 


РАССТРОЙСТВА ГНОСТИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ (УЗНАВАНИЯ ЧАСТЕЙ СОБСТВЕННОГО ТЕЛА) ПРИ ПОРАЖЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА (ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ)



А, В, С –очаг поражения в парието-постцентральной области;

D-очаг поражения в теменно-затылочной области

РАССТРОЙСТВО ГНОЗИСА ПРИ ПОРАЖЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ ОТДЕЛОВ КОРЫ

 ГОЛОВНОГО МОЗГА (ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ)




Очаг поражения в области:

А –нижнетеменной дольки;

В –интрапариетальной борозды;

С –в затылочной области;

D–верхней височной извилины.

При агнозии элементарные формы чувствительности остаются сохранными и нарушаются сложные формы аналитико-синтетической деятельности в пределах данного анализатора.

ВИДЫ АГНОЗИЙ


1. Зрительная (оптическая) агнозия, или так называемая душевная слепота, возникает при поражении наружных участков коры затылочных долей. Больной не может узнавать предметы и их реалистическое изображение (предметная агнозия Лиссауэра), воспринимает лишь их отдельные признаки и догадывается об общем значении предмета или его изображения. Например, рассматривая очки, больной говорит: кольцо, и еще кольцо, и перекладина - наверное велосипед. Часто больные сами говорят не знаю, не вижу. Вместе с тем предметы они видят, обходят их и не натыкаются.

Среди зрительных агнозий особое место занимает синдром симультанной агнозии. Он проявляется неспособностью синтетически воспринимать части изображения, образующие целое. Принято различать 2 основные формы зрительной агнозии: апперцептивную и ассоциативную. При апперцептивной агнозии больной воспринимает лишь отдельные признаки предмета или его изображения, но не может в целом определить его. При ассоциативной зрительной агнозии больной отчетливо воспринимает предметы в целом и целые изображения, но не узнает и не может назвать их.

РИСУНКИ ПОППЕЛЬРЕЙТЕРА- контурные «зашумленные» рисунки общеизвестных предметов, наложенных друг на друга или перечеркнутых ломаными линиями. Служат для выявления «стертых» форм зрительной агнозии.