ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, трудовые коллективы). Основная функция органов, учреждений социальной защиты населения - совершенствование деятельности ее различных структурных элементов, регулируемой определенными нормами и контролируемой социальными институтами для обеспечения достижения поставленных целей.
Основные уровни органов социальной работы:
– федеральный уровень (республика);
– регион;
– трудовой коллектив;
– негосударственные (благотворительные) общественные организации.
Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.
Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:
1. организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;
2. социальное обслуживание;
3. медико-социальная экспертиза;
4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической
помощи;
5. социальная помощь семье и детям;
6. подготовка законодательства по социальной защите населения;
7. внешнеэкономическое и международное сотрудничество;
8. разработка положений по основам социальной политики;
9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;
10.подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
11.разработка социальных нормативов и т. д. Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;
2. плановую и финансово-экономическую деятельность;
3. создание различных фондов социальной помощи;
4. решение экономических проблем и др. ;
Функции трудового коллектива:
а) производственно-экономическая;
б) политическая;
в) управленческая;
г) социальная;
д) воспитательная ;
Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий» .
Социальными функциями трудового коллектива являются:
1. совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;
2. развитие социальной структуры коллектива;
3. улучшение отношений внутри коллектива;
4. улучшение социального обеспечения, здравоохранения;
5. организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;
6. соблюдение принципа социальной справедливости.
Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:
а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
б) социальная реабилитация инвалидов;
в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.
В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты и частного характера – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения.
Ведущими формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. Рассмотрим их подробнее.
Пенсионное обеспечение – это государственная регулярная денежная выплата, пенсия, которая выплачивается в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
Пенсии выплачиваются при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, смерти кормильца, длительном выполнении определенной профессиональной деятельности – выслуге лет.
Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым относится пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслуг лет. Если граждане по каким – либо причинам не имеют право на рудовую пенсию, им устанавливается социальная пенсия.
Право на пенсию в 2021 году составит – 56 лет 6 месяцев для женщин и 61 год 6 месяцев – для мужчин.
Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при сниженном трудовом стаже (льготные пенсии в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).
Финансирование выплаты пенсий осуществляет пенсионный фонд Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а так же за счет средств федерального бюджета России. Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваются пропорционально росту их минимальных размеров.
Другой формой социальной защиты населения является обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий граждан.
В современных условиях число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 10 миллионов человек. С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.
Обязательное государственное социальное страхование – это средство возмещения социального риска и средство социального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости. Это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.
Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых за счет специальных взносов работодателей и работников, а так же дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.
Обеспечение по государственному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. В современных условиях стали очевидными необходимость реформирования всей системы государственного социального страхования, более полное использование апробированных в различных странах мира принципов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность; солидарность; автоматизация финансирования на основе аккумуляции страховых взносов; строго целевой характер средств и их возвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования и др. Совершенствование социального страховании предусматривает:
- освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов;
- введение дифференцированных размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работы и состояния условий труда;
- усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;
- развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий.
Это позволит превратить социальное страхование в важнейшую надежную составную часть системы социальной защиты населения.
Социальное обслуживание представляет собой широкий спектр социально – экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально – правовых, социально – бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся при соблюдении двух основных условий. Во – первых, среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи должен быть ниже прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Во – вторых, помощь назначается только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно (инвалидность, сиротство, потеря кормильца).
Согласно перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются оплата труда, социальные выплаты, доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье её членам, другие доходы. В число социальных выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, включены пенсии, стипендии, пособия, компенсационные выплаты, ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию.
В доходах от собственности предусмотрен учет доходов от реализации и сдачи в аренду недвижимого имущества, от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства.
На получателей социальной помощи возлагаются ответственные обязательства, в частности по трудоустройству, по использованию экономического потенциала (получению доходов за счет использования садовых участков, излишков жилплощади и т. д.). В случае отказа от встречных обязательств или их невыполнения семья может быть лишена статуса нуждающейся.
Помимо тех видов адресной помощи, которые предусмотрены федеральным законодательством, в республиках установлен ряд дополнительных региональных льгот. Так, малоимущие семьи с детьми не только получают детские пособия, но и пользуются льготами по оплате детских садов, компенсациями за школьные завтраки.
К важнейшим региональным видам адресной помощи относятся и транспортные льготы. На федеральном уровне они предоставляются на категориальному принципу – инвалидам, ветеранам и т.д.
Стоит подчеркнуть, что региональные льготы предоставляются на основе оценки нуждаемости и носят строго адресный характер. Это позволяет учитывать стоимость социальной помощи персонифицировано, то есть в расчете на каждое домохозяйство. Данная задача сегодня актуальна для всей России. Её выполнение исключит дублирование социальных клиентов и позволит более рационально расходовать бюджетные средства.
3.Заключение.
Анализ и проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:
1 Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
2 Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.
3 Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
4 Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.
5 Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся , если среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи ниже прожиточного минимума и только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно.
Основные уровни органов социальной работы:
– федеральный уровень (республика);
– регион;
– трудовой коллектив;
– негосударственные (благотворительные) общественные организации.
Важную роль в системе социальной защиты населения играют профессиональные союзы, администрация и различные формы самоуправления в трудовых коллективах.
Основные функции органов социальной защиты населения на федеральном уровне:
1. организация пенсионного обслуживания и обеспечения пособиями;
2. социальное обслуживание;
3. медико-социальная экспертиза;
4. реабилитация инвалидов и оказание протезно-ортопедической
помощи;
5. социальная помощь семье и детям;
6. подготовка законодательства по социальной защите населения;
7. внешнеэкономическое и международное сотрудничество;
8. разработка положений по основам социальной политики;
9. анализ и прогноз уровня жизни различных категорий населения;
10.подготовка рекомендаций для разработки региональных социальных программ;
11.разработка социальных нормативов и т. д. Функции органов социальной защиты населения на региональном (местном) уровне регламентируются вышестоящими органами при определенной самостоятельности и включают:
1. обеспечение и решение производственно-экономических задач;
2. плановую и финансово-экономическую деятельность;
3. создание различных фондов социальной помощи;
4. решение экономических проблем и др. ;
Функции трудового коллектива:
а) производственно-экономическая;
б) политическая;
в) управленческая;
г) социальная;
д) воспитательная ;
Формами социальной защиты являются «отражение в коллективных договорах дополнительных мер социальной защиты, поддержки (выплаты, льготы, натуральная помощь и т. п.) работников и членов их семей, а также пенсионеров за счет соответствующих фондов предприятий» .
Социальными функциями трудового коллектива являются:
1. совершенствование материальных и культурных условий жизни людей;
2. развитие социальной структуры коллектива;
3. улучшение отношений внутри коллектива;
4. улучшение социального обеспечения, здравоохранения;
5. организация помощи в семейной жизни, проведении досуга;
6. соблюдение принципа социальной справедливости.
Определенные функции выполняют различные благотворительные организации и фонды социальной помощи населению:
а) социально-медицинская помощь одиноким, престарелым, немощным;
б) социальная реабилитация инвалидов;
в) правовая помощь социально нуждающимся категориям населения и т.д.
В современных условиях социальная защита становится важнейшей функцией общества, всех его государственных органов и социальных институтов. Появляются и формы социальной защиты и частного характера – пенсионного обеспечения, медицинского страхования, социального обслуживания. Это свидетельствует о том, что в нашей стране появляется многоукладная организационная структура системы социальной защиты населения.
Ведущими формами социальной защиты населения в настоящее время являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание. Рассмотрим их подробнее.
Пенсионное обеспечение – это государственная регулярная денежная выплата, пенсия, которая выплачивается в установленном порядке определенным категориям лиц из социальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
Пенсии выплачиваются при достижении определенного возраста, наступлении инвалидности, смерти кормильца, длительном выполнении определенной профессиональной деятельности – выслуге лет.
Основными видами пенсий являются трудовые и социальные. К трудовым относится пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслуг лет. Если граждане по каким – либо причинам не имеют право на рудовую пенсию, им устанавливается социальная пенсия.
Право на пенсию в 2021 году составит – 56 лет 6 месяцев для женщин и 61 год 6 месяцев – для мужчин.
Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по старости устанавливается при сниженном трудовом стаже (льготные пенсии в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и др.).
Финансирование выплаты пенсий осуществляет пенсионный фонд Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей и граждан, а так же за счет средств федерального бюджета России. Все пенсии индексируются в установленном порядке в связи с повышением стоимости жизни. При повышении минимальных размеров пенсий все пенсии увеличиваются пропорционально росту их минимальных размеров.
Другой формой социальной защиты населения является обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий граждан.
В современных условиях число социальных выплат и льгот составляет свыше 1000, они установлены более чем для 200 категорий граждан, численность лиц, претендующих на их получение, достигает почти 10 миллионов человек. С помощью социальных пособий и льгот обеспечивается реализация социальных гарантий граждан, полнее учитываются индивидуальные ситуации и наличие таких обстоятельств, как бедность, сиротство, незащищенное материнство, безработица, продолжительная болезнь и др.
Обязательное государственное социальное страхование – это средство возмещения социального риска и средство социального перераспределения с учетом принципа социальной справедливости. Это один из видов государственного материального обеспечения населения при наступлении нетрудоспособности по болезни и в иных предусмотренных законом случаях.
Государственное социальное страхование осуществляется за счет специальных фондов, образуемых за счет специальных взносов работодателей и работников, а так же дотаций из федерального бюджета на материальное обеспечение работников и членов их семей.
Обеспечение по государственному социальному страхованию подразделяется на денежные выплаты, материальные блага и услуги. В современных условиях стали очевидными необходимость реформирования всей системы государственного социального страхования, более полное использование апробированных в различных странах мира принципов: гарантированность помощи застрахованному и обязательный характер условий и норм; платность; солидарность; автоматизация финансирования на основе аккумуляции страховых взносов; строго целевой характер средств и их возвратность; определение страхового пространства в сочетании с разграничением различных видов страхования и др. Совершенствование социального страховании предусматривает:
- освобождение государственных социальных внебюджетных фондов от несвойственных им выплат, отделение страховых платежей от налогов;
- введение дифференцированных размеров страховых взносов на государственное социальное страхование в зависимости от степени опасности, вредности, тяжести работы и состояния условий труда;
- усиление личного участия граждан в финансировании и управлении системой социального страхования;
- развитие добровольных форм социального страхования за счет средств граждан и доходов предприятий.
Это позволит превратить социальное страхование в важнейшую надежную составную часть системы социальной защиты населения.
Социальное обслуживание представляет собой широкий спектр социально – экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально – правовых, социально – бытовых и иных социальных услуг и материальной помощи, проведение адаптации и реабилитации граждан, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся при соблюдении двух основных условий. Во – первых, среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи должен быть ниже прожиточного минимума, установленного субъектом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Во – вторых, помощь назначается только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно (инвалидность, сиротство, потеря кормильца).
Согласно перечню при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина учитываются оплата труда, социальные выплаты, доходы от имущества, принадлежащего на праве собственности семье её членам, другие доходы. В число социальных выплат, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, включены пенсии, стипендии, пособия, компенсационные выплаты, ежемесячные страховые выплаты по обязательному социальному страхованию.
В доходах от собственности предусмотрен учет доходов от реализации и сдачи в аренду недвижимого имущества, от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства.
На получателей социальной помощи возлагаются ответственные обязательства, в частности по трудоустройству, по использованию экономического потенциала (получению доходов за счет использования садовых участков, излишков жилплощади и т. д.). В случае отказа от встречных обязательств или их невыполнения семья может быть лишена статуса нуждающейся.
Помимо тех видов адресной помощи, которые предусмотрены федеральным законодательством, в республиках установлен ряд дополнительных региональных льгот. Так, малоимущие семьи с детьми не только получают детские пособия, но и пользуются льготами по оплате детских садов, компенсациями за школьные завтраки.
К важнейшим региональным видам адресной помощи относятся и транспортные льготы. На федеральном уровне они предоставляются на категориальному принципу – инвалидам, ветеранам и т.д.
Стоит подчеркнуть, что региональные льготы предоставляются на основе оценки нуждаемости и носят строго адресный характер. Это позволяет учитывать стоимость социальной помощи персонифицировано, то есть в расчете на каждое домохозяйство. Данная задача сегодня актуальна для всей России. Её выполнение исключит дублирование социальных клиентов и позволит более рационально расходовать бюджетные средства.
3.Заключение.
Анализ и проведенного исследования позволяет сделать следующие выводы:
1 Социальная защита – политика государства, направленная на обеспечение социальных, экономических, политических и других прав и гарантий человека независимо от его пола, национальности, возраста, места жительства и других обстоятельств.
Появилось множество категорий населения, нуждающихся в той или иной степени социальной защиты, а потому в настоящий момент назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью эффективных средств обеспечивать поддержку нуждающимся в этом группам населения и отдельным гражданам.
2 Государство играет важнейшую роль в организации социальной защиты населения, организуя пенсионное обслуживание и обеспечение пособиями, социальное обслуживание, социальную помощь семье и детям, подготавливая законодательство по социальной защите населения, положения по основам социальной политики, социальные нормативы и рекомендации для разработки региональных социальных программ, обеспечивая внешнеэкономическое и международное сотрудничество, анализируя и прогнозируя уровень жизни различных категорий населения.
3 Социальная защита населения включает в себя социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь, согласуется с социальной политикой государства, которая, по Конституции, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
4 Основными формами социальной защиты населения являются пенсионное обеспечение, обеспечение социальными пособиями, льготами особо нуждающихся категорий населения, государственное социальное страхование, социальное обслуживание.
5 Адресная социальная помощь предоставляется нуждающимся , если среднедушевой совокупный доход членов малообеспеченной семьи ниже прожиточного минимума и только при наличии трудной жизненной ситуации, которую невозможно преодолеть самостоятельно.