Файл: О. Ф. Мбдоу 10, Золушка. г. Оха, Сахалинская обл. 20192020 учебный год. Методическая литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Конспекты фронтальных занятий в старшей группе ФФНр. Учитель-логопед ИВАНОВА О.Ф. МБДОУ № 10, «Золушка». г. Оха, Сахалинская обл. 2019-2020 учебный год.

Методическая литература.

Гомзяк О.С.

«Говорим правильно в 6-7 лет» конспекты фронтальных занятий

Гном 2014 г.

Косинова Е.М.

«Весёлый Язычок» - артикуляционная сказка.

Презентация

Лиманская О.Н.

«Конспекты логопедических занятий в старшей группе».

ТЦ Сфера 14

Цуканова С.П., Бетц Л.Л.

«Учим ребёнка говорить и читать». Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста.

Гном 2013 г.

Стихи

Е.Благинина, О. Крупенчук, С. Маршак, А.Шибаев.

Логоритмика - Музыка Е. Железновой.

Аннотация.

Презентации к конспектам можно использовать

- в индивидуальной работе при подготовке к фронтальной коррекции,

- на фронтальной коррекции по выбору педагога,

- при закреплении в подгрупповых коррекциях,

- на родительских собраниях и индивидуальных консультациях для родителей,

- отсутствующим воспитанникам передать по WhatsApp.

Из-за коронавируса

количество фронтальных коррекций было сокращено.

Тема № 1. Знакомить детей с понятием – «Звук».

Коррекционно - обучающие задач - Познакомить детей с органами речи. - Познакомить детей с неречевыми звуками. - Различать речевые, шумовые и музыкальные звуки. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать и регулировать силу выдоха. Коррекционно - воспитательные: любознательность, общение. Оборудование:Мяч, ширма. Музыкальные игрушки: гармошка, погремушка, колокольчик, дудочка, бубен, бумага, вода, посуда, молоток, шумовые банки с разными предметами: горох, крупа, монеты. Презентация: «Весёлый Язычок»- Артикуляционная сказка, Дыхательная гимнастика «Осенние листья», Логоритмика «На месте мы шагаем» Муз. Е.Железнова

Оргмомент. Игра с мячом «Отгадай первый звук?» А___ня, О__ля, И___ра, А__ля.

Артикуляционная сказка Дыхательная гимнастика

«Весёлый Язычок» – Губы - «Заборчик-Дудочка» Язык – «Иголка», «Лопата». Слайды № 2-5. «Осенние листья» - Дуем на лист: Мы листики осенние, на ветках мы сидим, дунул ветер: «У___». Летим, летим…

Чередовать, удержи 3с Повторить 4 - 6 р. (Вдох) – дуем резко; кратко; долго.

Фонетико-фонематическое восприятие

Игра «Послушай тишину, назови звук» - за ширмой: звон, стук, плеск, шуршанье, трели. - Какой звук услышишь? Отгадайте, «Какие звуки слышим»: /Слышим , а не видим/ Журчит вода: Как капает? - «кап – кап», как булькает: «буль-буль», - Как звенит звонок: «дзинь – дзинь», - Как шуршит крупа: «ш – ш», звенят погремушки: «дзинь –ля-ля» - Звучат музыкальные игрушки. - «Какие бывают звуки?» - отрывистые, протяжные, тихие /глухие/ звонкие. Вывод: звуки слышим, игрушки видим

Логоритмика

«На месте мы шагаем, лишь пятки поднимаем – вдыхаем, выдыхаем».

Развитие лексико-грамматических процессов

- Игра «Отгадай, на чём играю»:

- «Вдоль по улице иду я. И в большую дудку дую: Ду – ду – ду, ду – ду – ду! Вдоль по улице иду «У – у -у».

- «Ко-ло, ко-ло, колокольчик, колокольчик – «дзинь» - звенит и ребяток веселит».

- «Погремушка-погремушка! Вот весёлая игрушка!»

- «Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке».

Физминутка

«Оркестр» - дети играют на музыкальных игрушках и маршируют.

Итог:

Ребята, вы познакомились с разными звуками. Звуки бывают речевые и неречевые - шумовые и музыкальные. Какая игра понравилось?


Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.

Тема № 2. Гласный звук [У].

Коррекционно - обучающие задачи: - Продолжать знакомство детей с органами речи; - Познакомить с артикуляционными признаками гласного звука У. - Учить детей узнавать и выделять гласный звук У среди других звуков и в начале слова. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать графические навыки детей. Коррекционно - воспитательные: Воспитывать внимание, любознательность, активность. Оборудование: Мяч, картинки утка, ухо, узел, угол. «Распевка на гласные» Е. Железновой

Оргмомент. Игра с мячом. «Скажи ласково»: утка-уточка, ухо, угол, узел.

Дыхательная и Артикуляционная гимнастика

Мелкая моторика Фонетическая разминка

Ушки слышать все хотят Про детей и про зверят.
1 – наклон головы вправо – глубокий вдох;
2 - наклон головы влево – произвольный выдох. Весёлый Язычок: Губы- «Заборчик-Дудочка» Язык – «Лошадка». «Качели» - «Сели пальцы на качели вправо, влево еле-еле. А качели раскачались, мои пальцы удержались. Покачались так чуть-чуть и решили отдохнуть». - Рисуем длинную линию /сверху - вниз/: «Ночью смотрим на звезду: сверху вниз слетает: У__»

2- 3 раза.

Повторить 4 - 6 раз. Подвижность губ, языка. / по - одному и хором: тихо, кратко, долго, поём.

Фонетико-фонематическое восприятие

П роизнесение звука, наблюдение за артикуляцией звука [У] - губы, зубы, язык, воздух. Руку на горло. Почему звук [У] – гласный? Вывод: Гласный звук [У] произносим голосом. - Звук тянется, поётся, горлышко дрожит, а воздух выходит свободно и не встречает преграды. Губы вытянуты трубочкой, гласный звук обозначаем маленькой красной фишкой. Игра «Хлопни в ладоши», если услышишь звук [У]. хлопни в ладоши, если услышишь гласный звук [У]: А О У, Э И У , Ы И У - Игра «Назови первый звук в слове три раза»: ухо, утка, утята, улитка. Какой звук ты услышал во всех этих словах?

Логоритмика

- «Распевка на гласный звук У»: - У-у-у — губы хоботком тяну. У-у-у — всех детей играть зову. У-у-у — дай трубу. У-у-у — всех детей играть зову.

Лексико-грамматические процессы

Графическое задание

- Игра «Запомни и назови три картинки» - ухо, утка, узел; Что слева? ...справа? - Игра «Чего не стало?». Нет утки, нет уха, нет узла. - «Заштрихуй гласную букву «У» красным карандашом»: Рассматривание буквы. Отыскать её в алфавите. Обвести контур в воздухе каждым пальцем одной рукой. Двумя руками одновременно.

Итог:

Какая игра понравилась? С каким гласным звуком вы сегодня познакомились?


Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.

Тема № 3. «Гласный звук А».

Коррекционно  образовательные задачи: - Продолжать знакомство детей с органами артикуляции; - Познакомить детей с артикуляционными признаками гласного звука А. - Согласование притя­жательных местоиме­ний мой, моя с существительными мужского, женского рода. Коррекционно  развивающие: – Различать, узнавать и выделять гласный звук А в ряду других звуков. - Ориентировка в пространстве. Коррекционно- воспитательные: Воспитывать внимание, любознательность, активность. Оборудование: Красные фишки. Картинки – Айболит, картинки начинаются с ударного гласного звука «А»: ?»: аист, ангел, арка, астра, азбука, арфа. Презентация «Гласный звук «А». Схема обследования звуков. Логоритмика - «Ладошка» Е. Железновой.

Оргмомент. Игра с мячом. «Назови первый звук»: аист, арка, астра, азбука, арфа. С каким гласным звуком познакомились на прошлом занятии?

Весёлый Язычок

Фонетическая разминка

С хема обследования звука.

- Губы - «Заборчик-Дудочка» - Язык – «Лошадка», «Качели»

- «Айболит» - Покажи горло врачу– «А___» - «А___» -пошире рот открой. Не ленись и громче пой! А – а! - Поём и я, и ты. Упражнения просты: «А___». /произносят по - одному и хором: тихо, кратко, долго, поём. Характеристика гласного звука А: помогает голос, воздух – тёплый - выходит свободно, преграды не встречает, значит звук гласный. Обозначаем большой красной фишкой.

Чередовать, удержи 3с. Повторить 4 - 6 раз. Произнесение звука, наблюдение за артикуляцией звука А - Что делают губы, зубы, язык, воздух. Руку на горло.

Формировать фонетико-фонематическое восприятие

- Игра «Хлопни в ладоши», если услышишь гласный звук [А]: У, А - О, А - Э, А - И, А - Ы, А… «Повтори первый звук в слове»: аист, арка, астра, азбука, арфа, Африка. Вывод: Какой первый звук вы повторили во всех этих словах? Это гласный звук «А» произносим – голосом: «Голос- «глас» - глас-ный»

Логоритмика

Игра «Ладошка». Твоя ладошка это пруд, по ней кораблики плывут. Твоя ладошка как лужок, а сверху падает снежок. Твоя ладошка…как тетрадь, Твоя ладошка…окно, Твоя ладошка…дорожка.

Развитие лексико-грамматических процессов

- Игра «Запомни и назови три картинки»: аист, астра, арфа. Что слева?, справа?, между? - Игра «Чего не стало?»: нет аиста, астры, нет арфы. - Согласование притя­жательных местоиме­ний мой, моя с существительными мужского, женского рода.

Связная речь

Игра «Запомни, повтори»: «А» - начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать легко: ноги ставит широко.

Итог:

С каким гласным звуком познакомил нас Айболит? Почему он гласный? Что помогает петь, тянуть гласный звук - А ? Какая игра понравилась?


Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.

Тема № 4. «Гласные звуки У, А».

Коррекционно - обучающие задачи: - Продолжать знакомство детей с органами речи; - Различать, узнавать и выделять гласные звуки У, А в начале слова. - Знакомить детей с артикуляционными признаками гласных звуков. Коррекционно - развивающие задачи: – Развитие слухового внимания и изменение тембра голоса Коррекционно - воспитательные: воспитание вежливых взаимоотношений. – Различать, узнавать и выделять гласные звуки У, А среди других звуков, слов. Оборудование: мяч, картинки и Презентация на звуки «А,У», схема звукового анализа, красные фишки, осенний листья, алый цветок.

Оргмомент. Игра с мячом. «Назови звук три раза, с которого начинается слово»: Уля, Аня, утка, ухо, арфа, ужин, астра, ум, август, ангел, умный, улица.

Артикуляционная гимнастика Весёлый Язычок Сравнение звуков

Тёплый ветерок


Губы - «Заборчик-Дудочка» Язык – «Лошадка», «Качели» - Мы листики осенние, на ветках мы сидим, дунул ветер дунул: «У___» - летим. - А! –заплакала Алёнка. На – сказала ей сестрёнка. Алый цветик сорвала и Алёнушке дала. – Игра «Кто это». - 1 ребёнок отвернулся и должен отгадать, кто из детей произнёс «АУ». - Как воздух выходит изо рта? Где появляется голос? Почему звуки гласные? Вывод: воздух- нет преграды, значит звуки гласные.

Чередовать, удерживать 3с. Повторить 4 - 6 раз. Произнесение гласный звуков, наблюдение за артикуляцией: - губы, зубы, язык, воздух Руку на горло.

Фонетико-фонематическое восприятие

- Игра «Скажи по разному»: А! – девочка укололась иголкой. А! А! А! - отрывисто кричит павлин. У __ - гудит паровоз. У-У - звучит дудочка. У___ - воет волк, А_! А_!– плачет, кричит малыш. А! А! А! – поёт певица. Гласные звуки слышим, произносим, кричим и поём. – Игра «Выбери картинки» - Названия которых начинаются на звук [А], на звук [У]. Утка, астра, ангел

Логоритмика «Прогулка в лес».

В лесу кричу: АУ! А лес в ответ: Ау… Ау.. Мы в лес пошли, Дети маршируют. Ветки собрали, Остановились. Топор нашли, Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок».

Дрова рубили: — Ах! Ух! Энергичные наклоны.

Развитие лексико-грамматических процессов

- Игра «Чего не стало» - Игра «Посчитай-ка» 1-2-3-4-5 со словом «утёнок». –Игра «Назови первый звук» - /картинки/. На крышу поставили телевизионную... (а_-нтенну). Солдат стреляет из... (ав-то-ма-та). У зайца длинные... (у__ши).

Итог:

Какие гласные звуки помогают в лесу? Почему они гласные? Что помогает петь, тянуть гласные звуки – У, А ? Какая игра понравилась?


Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.

Тема 5. «Гласный звук [И]». Игрушки.

Коррекционно - обучающие задачи: - Продолжать знакомство детей с органами речи; - Познакомить детей с артикуляционными признаками звука. - Уточнить место образования гласного звука [И], различать и узнавать среди других звуков. - Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Коррекционно - развивающие: – Развивать логическое мышление. Коррекционно - воспитательные: внимание, любознательность. Оборудование: Кукла, «Волшебный мешочек» с игрушками (лошадка, индюк, иголка, кукла, медвежонок). Картинки и презентация на звук «И», схема звукового анализа, красные карандаши, осенний листья,

Оргмомент. «Волшебный мешочек». - Ты мешочек открывайся и игрушка появляйся (лошадка)

А ртикуляционная гимнастика Характеристика звука И.

Дыхательная гимнастика Весёлый Ветерок

В есёлый Язычок - Подвижность губ - «Заборчик-Дудочка» - Подвижность языка – «Накажем Язычок зубами, губами», «Качели» - «Часики». - Чем отличаются звуки голоса у лошади, у жеребёнка? произносят по - одному и хором: тихо, кратко, долго, поём: «И____». Вывод: поёт голос,губы улыбкой, воздух не встречает преграды – звук гласный обозначаем красной фишкой. - КуклаИра принесла осенние листья – «Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём. Под ногами шелестят и летят, летят, летят».

Произнесение звука, наблюдение за артикуляцией - губы, зубы, язык, воздух Руку на горло. Повторить 4 - 6 р. Вдох и дуем на осенний лист.

Фонетико-фонематическое восприятие

- Игра «Тянем гласный звук», столько, сколько можешь: Ира, индюк, иглы, ива. - Вывод: Какой звук произносили в начале слова? - Игра «Волшебный мешочек»: «Ты Мешочек открывай и картинку называй: - «Назови первый звук три раза»: индюк, иглы, ивы, иволга.

Логоритмика «Повтори три действия».

Подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, руки к плечам: И___. Подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, руки в стороны: А___. Подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, руки вверх: У___.

Развитие лексико-грамматических процессов

- Ты «Мешочек» открывай и игрушку называй. «Отгадайте загадку» - Живой в лесу живёт, а плюшевый к детям идёт. - Игра «Что изменилось?» - «Запомни и назови три картинки»: Что слева?, ..справа?, ..между? - «Отгадай, чего не стало?».

Связная речь Графические навыки

«Как можно играть с игрушками»: можно собирать, играть, заводить, строить, подбирать, убирать, возить, катать, увозить, ловить, укладывать, гулять. Складываем букву из 3 полосок, обводим. Штрихуем красным карандашом

Итог:

С каким гласным звуком вы сегодня играли? Какая игрушка любимая?