Файл: О. Ф. Мбдоу 10, Золушка. г. Оха, Сахалинская обл. 20192020 учебный год. Методическая литература.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 133
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конспекты фронтальных занятий в старшей группе ФФНр. Учитель-логопед ИВАНОВА О.Ф. МБДОУ № 10, «Золушка». г. Оха, Сахалинская обл. 2019-2020 учебный год.
Методическая литература.
Гомзяк О.С. | «Говорим правильно в 6-7 лет» конспекты фронтальных занятий | Гном 2014 г. |
Косинова Е.М. | «Весёлый Язычок» - артикуляционная сказка. | Презентация |
Лиманская О.Н. | «Конспекты логопедических занятий в старшей группе». | ТЦ Сфера 14 |
Цуканова С.П., Бетц Л.Л. | «Учим ребёнка говорить и читать». Конспекты занятий по развитию фонематической стороны речи и обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста. | Гном 2013 г. |
Стихи | ||
Е.Благинина, О. Крупенчук, С. Маршак, А.Шибаев. | ||
Логоритмика - Музыка Е. Железновой. |
Аннотация.
Презентации к конспектам можно использовать
- в индивидуальной работе при подготовке к фронтальной коррекции,
- на фронтальной коррекции по выбору педагога,
- при закреплении в подгрупповых коррекциях,
- на родительских собраниях и индивидуальных консультациях для родителей,
- отсутствующим воспитанникам передать по WhatsApp.
Из-за коронавируса
количество фронтальных коррекций было сокращено.
Тема № 1. Знакомить детей с понятием – «Звук».
Коррекционно - обучающие задач - Познакомить детей с органами речи. - Познакомить детей с неречевыми звуками. - Различать речевые, шумовые и музыкальные звуки. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать и регулировать силу выдоха. Коррекционно - воспитательные: любознательность, общение. Оборудование:Мяч, ширма. Музыкальные игрушки: гармошка, погремушка, колокольчик, дудочка, бубен, бумага, вода, посуда, молоток, шумовые банки с разными предметами: горох, крупа, монеты. Презентация: «Весёлый Язычок»- Артикуляционная сказка, Дыхательная гимнастика «Осенние листья», Логоритмика «На месте мы шагаем» Муз. Е.Железнова | ||
Оргмомент. Игра с мячом «Отгадай первый звук?» А___ня, О__ля, И___ра, А__ля. | ||
Артикуляционная сказка Дыхательная гимнастика | «Весёлый Язычок» – Губы - «Заборчик-Дудочка» Язык – «Иголка», «Лопата». Слайды № 2-5. «Осенние листья» - Дуем на лист: Мы листики осенние, на ветках мы сидим, дунул ветер: «У___». Летим, летим… | Чередовать, удержи 3с Повторить 4 - 6 р. (Вдох) – дуем резко; кратко; долго. |
Фонетико-фонематическое восприятие | Игра «Послушай тишину, назови звук» - за ширмой: звон, стук, плеск, шуршанье, трели. - Какой звук услышишь? Отгадайте, «Какие звуки слышим»: /Слышим , а не видим/ Журчит вода: Как капает? - «кап – кап», как булькает: «буль-буль», - Как звенит звонок: «дзинь – дзинь», - Как шуршит крупа: «ш – ш», звенят погремушки: «дзинь –ля-ля» - Звучат музыкальные игрушки. - «Какие бывают звуки?» - отрывистые, протяжные, тихие /глухие/ звонкие. Вывод: звуки слышим, игрушки видим | |
Логоритмика | «На месте мы шагаем, лишь пятки поднимаем – вдыхаем, выдыхаем». | |
Развитие лексико-грамматических процессов | - Игра «Отгадай, на чём играю»: - «Вдоль по улице иду я. И в большую дудку дую: Ду – ду – ду, ду – ду – ду! Вдоль по улице иду «У – у -у». - «Ко-ло, ко-ло, колокольчик, колокольчик – «дзинь» - звенит и ребяток веселит». - «Погремушка-погремушка! Вот весёлая игрушка!» - «Антошка, Антошка, сыграй нам на гармошке». | |
Физминутка | «Оркестр» - дети играют на музыкальных игрушках и маршируют. | |
Итог: | Ребята, вы познакомились с разными звуками. Звуки бывают речевые и неречевые - шумовые и музыкальные. Какая игра понравилось? |
Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.
Тема № 2. Гласный звук [У].
Коррекционно - обучающие задачи: - Продолжать знакомство детей с органами речи; - Познакомить с артикуляционными признаками гласного звука У. - Учить детей узнавать и выделять гласный звук У среди других звуков и в начале слова. Коррекционно - развивающие задачи – Развивать графические навыки детей. Коррекционно - воспитательные: Воспитывать внимание, любознательность, активность. Оборудование: Мяч, картинки утка, ухо, узел, угол. «Распевка на гласные» Е. Железновой | ||
Оргмомент. Игра с мячом. «Скажи ласково»: утка-уточка, ухо, угол, узел. | ||
Дыхательная и Артикуляционная гимнастика Мелкая моторика Фонетическая разминка | Ушки слышать все хотят Про детей и про зверят. 1 – наклон головы вправо – глубокий вдох; 2 - наклон головы влево – произвольный выдох. Весёлый Язычок: Губы- «Заборчик-Дудочка» Язык – «Лошадка». «Качели» - «Сели пальцы на качели вправо, влево еле-еле. А качели раскачались, мои пальцы удержались. Покачались так чуть-чуть и решили отдохнуть». - Рисуем длинную линию /сверху - вниз/: «Ночью смотрим на звезду: сверху вниз слетает: У__» | 2- 3 раза. Повторить 4 - 6 раз. Подвижность губ, языка. / по - одному и хором: тихо, кратко, долго, поём. |
Фонетико-фонематическое восприятие | П роизнесение звука, наблюдение за артикуляцией звука [У] - губы, зубы, язык, воздух. Руку на горло. Почему звук [У] – гласный? Вывод: Гласный звук [У] произносим голосом. - Звук тянется, поётся, горлышко дрожит, а воздух выходит свободно и не встречает преграды. Губы вытянуты трубочкой, гласный звук обозначаем маленькой красной фишкой. Игра «Хлопни в ладоши», если услышишь звук [У]. хлопни в ладоши, если услышишь гласный звук [У]: А О У, Э И У , Ы И У - Игра «Назови первый звук в слове три раза»: ухо, утка, утята, улитка. Какой звук ты услышал во всех этих словах? | |
Логоритмика | - «Распевка на гласный звук У»: - У-у-у — губы хоботком тяну. У-у-у — всех детей играть зову. У-у-у — дай трубу. У-у-у — всех детей играть зову. | |
Лексико-грамматические процессы Графическое задание | - Игра «Запомни и назови три картинки» - ухо, утка, узел; Что слева? ...справа? - Игра «Чего не стало?». Нет утки, нет уха, нет узла. - «Заштрихуй гласную букву «У» красным карандашом»: Рассматривание буквы. Отыскать её в алфавите. Обвести контур в воздухе каждым пальцем одной рукой. Двумя руками одновременно. | |
Итог: | Какая игра понравилась? С каким гласным звуком вы сегодня познакомились? |
Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.
Тема № 3. «Гласный звук А».
Коррекционно – образовательные задачи: - Продолжать знакомство детей с органами артикуляции; - Познакомить детей с артикуляционными признаками гласного звука А. - Согласование притяжательных местоимений мой, моя с существительными мужского, женского рода. Коррекционно – развивающие: – Различать, узнавать и выделять гласный звук А в ряду других звуков. - Ориентировка в пространстве. Коррекционно- воспитательные: Воспитывать внимание, любознательность, активность. Оборудование: Красные фишки. Картинки – Айболит, картинки начинаются с ударного гласного звука «А»: ?»: аист, ангел, арка, астра, азбука, арфа. Презентация «Гласный звук «А». Схема обследования звуков. Логоритмика - «Ладошка» Е. Железновой. | ||
Оргмомент. Игра с мячом. «Назови первый звук»: аист, арка, астра, азбука, арфа. С каким гласным звуком познакомились на прошлом занятии? | ||
Весёлый Язычок Фонетическая разминка С хема обследования звука. | - Губы - «Заборчик-Дудочка» - Язык – «Лошадка», «Качели» - «Айболит» - Покажи горло врачу– «А___» - «А___» -пошире рот открой. Не ленись и громче пой! А – а! - Поём и я, и ты. Упражнения просты: «А___». /произносят по - одному и хором: тихо, кратко, долго, поём. Характеристика гласного звука А: помогает голос, воздух – тёплый - выходит свободно, преграды не встречает, значит звук гласный. Обозначаем большой красной фишкой. | Чередовать, удержи 3с. Повторить 4 - 6 раз. Произнесение звука, наблюдение за артикуляцией звука А - Что делают губы, зубы, язык, воздух. Руку на горло. |
Формировать фонетико-фонематическое восприятие | - Игра «Хлопни в ладоши», если услышишь гласный звук [А]: У, А - О, А - Э, А - И, А - Ы, А… «Повтори первый звук в слове»: аист, арка, астра, азбука, арфа, Африка. Вывод: Какой первый звук вы повторили во всех этих словах? Это гласный звук «А» произносим – голосом: «Голос- «глас» - глас-ный» | |
Логоритмика | Игра «Ладошка». Твоя ладошка это пруд, по ней кораблики плывут. Твоя ладошка как лужок, а сверху падает снежок. Твоя ладошка…как тетрадь, Твоя ладошка…окно, Твоя ладошка…дорожка. | |
Развитие лексико-грамматических процессов | - Игра «Запомни и назови три картинки»: аист, астра, арфа. Что слева?, справа?, между? - Игра «Чего не стало?»: нет аиста, астры, нет арфы. - Согласование притяжательных местоимений мой, моя с существительными мужского, женского рода. | |
Связная речь | Игра «Запомни, повтори»: «А» - начало алфавита, тем она и знаменита. А узнать легко: ноги ставит широко. | |
Итог: | С каким гласным звуком познакомил нас Айболит? Почему он гласный? Что помогает петь, тянуть гласный звук - А ? Какая игра понравилась? |
Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.
Тема № 4. «Гласные звуки У, А».
Коррекционно - обучающие задачи: - Продолжать знакомство детей с органами речи; - Различать, узнавать и выделять гласные звуки У, А в начале слова. - Знакомить детей с артикуляционными признаками гласных звуков. Коррекционно - развивающие задачи: – Развитие слухового внимания и изменение тембра голоса Коррекционно - воспитательные: воспитание вежливых взаимоотношений. – Различать, узнавать и выделять гласные звуки У, А среди других звуков, слов. Оборудование: мяч, картинки и Презентация на звуки «А,У», схема звукового анализа, красные фишки, осенний листья, алый цветок. | ||
Оргмомент. Игра с мячом. «Назови звук три раза, с которого начинается слово»: Уля, Аня, утка, ухо, арфа, ужин, астра, ум, август, ангел, умный, улица. | ||
Артикуляционная гимнастика Весёлый Язычок Сравнение звуков Тёплый ветерок | Губы - «Заборчик-Дудочка» Язык – «Лошадка», «Качели» - Мы листики осенние, на ветках мы сидим, дунул ветер дунул: «У___» - летим. - А! –заплакала Алёнка. На – сказала ей сестрёнка. Алый цветик сорвала и Алёнушке дала. – Игра «Кто это». - 1 ребёнок отвернулся и должен отгадать, кто из детей произнёс «АУ». - Как воздух выходит изо рта? Где появляется голос? Почему звуки гласные? Вывод: воздух- нет преграды, значит звуки гласные. | Чередовать, удерживать 3с. Повторить 4 - 6 раз. Произнесение гласный звуков, наблюдение за артикуляцией: - губы, зубы, язык, воздух Руку на горло. |
Фонетико-фонематическое восприятие | - Игра «Скажи по разному»: А! – девочка укололась иголкой. А! А! А! - отрывисто кричит павлин. У __ - гудит паровоз. У-У - звучит дудочка. У___ - воет волк, А_! А_!– плачет, кричит малыш. А! А! А! – поёт певица. Гласные звуки слышим, произносим, кричим и поём. – Игра «Выбери картинки» - Названия которых начинаются на звук [А], на звук [У]. Утка, астра, ангел | |
Логоритмика «Прогулка в лес». | В лесу кричу: АУ! А лес в ответ: Ау… Ау.. Мы в лес пошли, Дети маршируют. Ветки собрали, Остановились. Топор нашли, Ноги — на ширине плеч, руки — в «замок». Дрова рубили: — Ах! Ух! Энергичные наклоны. | |
Развитие лексико-грамматических процессов | - Игра «Чего не стало» - Игра «Посчитай-ка» 1-2-3-4-5 со словом «утёнок». –Игра «Назови первый звук» - /картинки/. На крышу поставили телевизионную... (а_-нтенну). Солдат стреляет из... (ав-то-ма-та). У зайца длинные... (у__ши). | |
Итог: | Какие гласные звуки помогают в лесу? Почему они гласные? Что помогает петь, тянуть гласные звуки – У, А ? Какая игра понравилась? |
Учитель-логопед ДОУ № 10. г. Оха. Иванова О.Ф.
Тема 5. «Гласный звук [И]». Игрушки.
Коррекционно - обучающие задачи: - Продолжать знакомство детей с органами речи; - Познакомить детей с артикуляционными признаками звука. - Уточнить место образования гласного звука [И], различать и узнавать среди других звуков. - Закрепление навыка употребления категории числа и лица глаголов настоящего времени. Коррекционно - развивающие: – Развивать логическое мышление. Коррекционно - воспитательные: внимание, любознательность. Оборудование: Кукла, «Волшебный мешочек» с игрушками (лошадка, индюк, иголка, кукла, медвежонок). Картинки и презентация на звук «И», схема звукового анализа, красные карандаши, осенний листья,
Оргмомент. «Волшебный мешочек». - Ты мешочек открывайся и игрушка появляйся (лошадка) | ||
А ртикуляционная гимнастика Характеристика звука И. Дыхательная гимнастика Весёлый Ветерок | В есёлый Язычок - Подвижность губ - «Заборчик-Дудочка» - Подвижность языка – «Накажем Язычок зубами, губами», «Качели» - «Часики». - Чем отличаются звуки голоса у лошади, у жеребёнка? произносят по - одному и хором: тихо, кратко, долго, поём: «И____». Вывод: поёт голос,губы улыбкой, воздух не встречает преграды – звук гласный обозначаем красной фишкой. - КуклаИра принесла осенние листья – «Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём. Под ногами шелестят и летят, летят, летят». | Произнесение звука, наблюдение за артикуляцией - губы, зубы, язык, воздух Руку на горло. Повторить 4 - 6 р. Вдох и дуем на осенний лист. |
Фонетико-фонематическое восприятие | - Игра «Тянем гласный звук», столько, сколько можешь: Ира, индюк, иглы, ива. - Вывод: Какой звук произносили в начале слова? - Игра «Волшебный мешочек»: «Ты Мешочек открывай и картинку называй: - «Назови первый звук три раза»: индюк, иглы, ивы, иволга. | |
Логоритмика «Повтори три действия». | Подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, руки к плечам: И___. Подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, руки в стороны: А___. Подпрыгнуть, хлопнуть в ладоши, руки вверх: У___. | |
Развитие лексико-грамматических процессов | - Ты «Мешочек» открывай и игрушку называй. «Отгадайте загадку» - Живой в лесу живёт, а плюшевый к детям идёт. - Игра «Что изменилось?» - «Запомни и назови три картинки»: Что слева?, ..справа?, ..между? - «Отгадай, чего не стало?». | |
Связная речь Графические навыки | «Как можно играть с игрушками»: можно собирать, играть, заводить, строить, подбирать, убирать, возить, катать, увозить, ловить, укладывать, гулять. Складываем букву из 3 полосок, обводим. Штрихуем красным карандашом | |
Итог: | С каким гласным звуком вы сегодня играли? Какая игрушка любимая? |