Файл: Протокол От 2015г. Рабочая программа по внеурочной деятельности Хронограф Направление социальное.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 11.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 6. Россия в XVII веке (8 часов) | ||||||
24 | Первые Романовы на Российском престоле | Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче. | Анализ исторических источников | Работа с исторической картой, составление исторического сочинения | | |
25 | Предтеча преобразователя | А. Л. Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности | Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, | составление исторического сочинения | | |
26 | Церковный раскол | Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия». Новгородский митрополит. Патриарх. Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем. Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Воз вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна Морозова (1632(?)-1675). Происхождение, семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова. | Характеризовать причины церковного раскола, его последствия | Работа с исторической картой, составление исторического сочинения | | |
27 | Добрые люди Древней Руси | Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?- 1604). «Житие»: происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу. | Работа с историческими источниками | Работа с исторической картой, составление исторического сочинения | | |
Тема 7. Россия в XVIII веке (13 ч.) | ||||||
28-29 | Петр I | Начало правления и реформы Петра. I Причины борьбы за престол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором. | Объяснять причины Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны. Объяснять цели Азовских, Прутского и Каспийского походов. Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний. | Составлять характеристику Петра 1. Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра 1. | | |
30-31 | Эпоха дворцовых переворотов. | Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет ровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по следствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II. | Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Рассказывать об участии России в войнах, важнейших сражениях и итогах войны | Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны | | |
32-33 | Екатерина II | Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветите ли. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П.Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты. | Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества. Раскрыть причины восстания и его значение. | Составлять характеристику Екатерины 2. Работа с политической картой | | |
34 | Зачет | | | | | |
9 класс. Раздел II Культура России IX-XVIII в.(34 ч) | ||||||
35 | Источники по истории и культуре России | Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки. | Работа с историческими источниками | Знать классификацию источников | | |
Тема 1. Культура Древней Руси (5 час). | ||||||
36-37 | Культура как один из факторов образования древнерусской народности | Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности | Работать с историческим источником | Составление тезисов | | |
38-39 | Зодчество | Древнерусские монастыри как центры культуры Древнерусские храмы | Работа с репродукциями монастырей и храмов | Уметь определять по репродукция монастыри и храмы | | |
40 | Живопись | Мозаика, фрески. | Работа с терминологией | Составление глоссария | | |
Тема 2. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (7 час). | ||||||
41-42 | Культура домонгольской Руси | Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития (Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств.) | Работа с историческим источником | Работа с исторической картой | | |
43-44 | Культура русских земель в конце XIII- середине XV веков. | Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности. | Уяснение причин возвышения Москвы | Работа с исторической картой | | |
45-46 | Зодчество | Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса. | Работа с терминологией | Давать описание памятникам культуры | | |
47 | Литература | Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения» | Работа с терминологией | Давать описание памятникам культуры | | |
Тема 3. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 час). | ||||||
48-49 | Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства | Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества | Работа с терминологией | Составление тезисов | | |
50-51 | Архитектура | Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного). | Работа с репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | | |
52 | Живопись | Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. | Работа с терминологией, репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | | |
53-54 | Образование | Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт. | Работа с историческими источниками | Составление тезисов | | |
Тема 4. Культура России XVII века (6 час). | ||||||
55-56 | Особенности русской традиционной культуры. | Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы. | Сравнительная характеристика русской и европейской культур | Составление тезисов | | |
57-58 | Архитектура | Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском. | Работа с терминологией, репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | | |
59 | Русская живопись | Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства. | Работа с терминологией, репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | | |
60 | Грамотность и школы | Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия | Работа с историческими источниками | Давать характеристику исторических памятников | | |
Тема 5. Российская культура XVIII века (8 час) | ||||||
61-62 | Влияние западноевропейской культуры на русскую | Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств. | Сравнительная характеристика русской и европейской культур | Составление тезисов | | |
63-64 | Русская архитектура и скульптура | Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века. Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли. Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин. | Работа с репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | | |
65-66 | Русский театр | Зарождение профессионального театра. Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства. | Работа с историческими источниками | Давать характеристику исторических памятников | | |
67 | Дворянская усадьба | Быт и нравы дворянства: русская усадьба | Работа с репродукциями | Давать характеристику исторических памятников | | |
68 | Зачет | | | | | |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для реализации программы необходим оборудованный класс, оснащенный аудио и видеоаппаратурой, мультимедиа, специальными стендами. Должны быть в наличии необходимые видеоматериалы, специальная литература для педагога.
Список литературы
Литература для учителя:
1.Данилов. А.А., Косулина Л.Г. История России, М, «Просвещение», 2013г.
2.Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках, М. «Просвещение», 2013г.
Литература для учащихся:
1.Данилов. А.А., Косулина Л.Г. История России, М, «Просвещение», 2013г.
2.Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках, М. «Просвещение», 2013г.
8. Планируемые результаты обучения учащихся
В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.
Результатом изучения курса «История в лицах» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
В результате усвоения программы учащиеся должны знать:
-осмысливать опыт предшествующих поколений;
-беречь и охранять исторические памятники;
-уважать культуру своего и других народов;
Учащиеся должны уметь:
-проводить интервьюирование;
-составлять опись и шифрование документов;
-составлять и проводить экскурсии.
Итоги работы (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:
- участие в городских и республиканских конкурсах, чтениях;
- реализация социальных проектов.
Темы проектов
-
«Историческая личность: плюсы и минусы» -
«Средневековая Хакасия»