Файл: Протокол От 2015г. Рабочая программа по внеурочной деятельности Хронограф Направление социальное.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 11.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема 6. Россия в XVII веке (8 часов)

24

Первые   Романовы   на   Российском   престоле

Михаил Федорович (1596-1645). Происхождение. Избрание на царство. Внешняя политика: Столбовский мир и Деулинское перемирие, Смоленская война. Внутренняя политика: 10 урочных лет. Семья. Алексей Михайлович (1629-1676). Детство. Вступление на престол. Личность царя: образ жизни, семья, интерес к западной культуре. Современники и историки об Алексее Михайловиче.

Анализ исторических источников

Работа с исторической картой, составление исторического сочинения







25

Предтеча   преобразователя

 А.   Л.   Ордин-Нащокин (1607(?)-1680). Происхождение, образование. Работа в межевых комиссиях. Воевода Кокенгаузена и Пскова. Глава посольского приказа. Взгляды на армию, городское самоуправление, развитие торговли, попытка создания флота. Постриг. Значение деятельности

Характеризовать социально-экономическую и политическую ситуацию в стране,

составление исторического сочинения







26

Церковный  раскол

Никон (1605-1681). Происхождение. Женитьба, пост священника в с. Колычеве. Постриг. Кожеозерский игумен. Встреча с Алексеем Михайловичем. Архимандрит Новоспасского монастыря. «Ревнители благочестия».   Новгородский  митрополит.   Патриарх.   Церковная реформа. Разногласия с Алексеем Михайловичем.  Судьба Никона. Аввакум (1620(?)-1682). Происхождение. Справщик, «ревнители благочестия». Борьба с реформой Никона. Заточение, ссылка. Воз вращение в Москву. Челобитные царю, ссылка. Идеолог старообрядчества. Послания Федору Алексеевичу. Казнь. Феодосия Прокопьевна   Морозова   (1632(?)-1675).   Происхождение,   семейная жизнь. Соратница Аввакума. Гонения властей, арест. Смерть сына. Твердость в вере. Гибель. «Боярыня Морозова» Сурикова.

Характеризовать причины церковного раскола, его последствия

Работа с исторической картой, составление исторического сочинения







27

Добрые люди Древней Руси

Ульяния Осорьина (Лазаревская) (?-  1604).  «Житие»:  происхождение, судьба. Служение людям, милосердие, отношения с крепостными. Голод 1601-1603 гг. Федор Михайлович Ртищев (1625-1673). Происхождение. Начало службы. Участие в кружке «Ревнителей благочестия». Министр двора, руководитель Приказа тайных дел. «Добрый человек Древней Руси» (Ключевский). «Ртищевское братство» в Андреевском монастыре. Отношение к церковному расколу.


Работа с историческими источниками

Работа с исторической картой, составление исторического сочинения







Тема 7. Россия в XVIII веке (13 ч.)

28-29

Петр I

Начало правления и реформы Петра. I Причины борьбы за престол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формирование круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплектования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Введение подушной подати. Перепись населения. Меры по развитию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного /правления. Реформа местного управления: образование губерний. Провозглашение Петра I императором.

Объяснять причины Северной войны. Рассказывать об основных событиях и итогах Северной войны. Объяснять цели Азовских, Прутского и Каспийского походов. Характеризовать важнейшие преобразования Петра 1. Характеризовать причины, участников и итоги восстаний.

Составлять характеристику Петра 1. Приводить и обосновывать оценку итогов реформаторской деятельности Петра 1.







30-31

Эпоха дворцовых переворотов.

Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Верховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения самодержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Правление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет ровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Правление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по следствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

Объяснять причины и последствия дворцовых переворотов. Рассказывать об участии России в войнах, важнейших сражениях и итогах войны

Составлять исторические портреты Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны







32-33

Екатерина II

 Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветите ли. Приближенные Екатерины II. Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования; деятельность, результаты деятельности. Губернская реформа Екатерины П.Структура местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расширение привилегий дворянства и их власти над крепостными крестьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отношению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота городам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.

Рассказывать о положении отдельных сословий российского общества. Раскрыть причины восстания и его значение.

Составлять характеристику Екатерины 2. Работа с политической картой







34

Зачет


















9 класс. Раздел II Культура России IX-XVIII в.(34 ч)

35

Источники по истории и культуре России

Историография, научно-популярная и учебная литература по курсу. Основные этапы развития исторической мысли в России. В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, С.М.Соловьев, В.О.Ключевский. Советская историческая наука. Современное состояние российской исторической науки.

Работа с историческими источниками

Знать классификацию источников







Тема 1. Культура Древней Руси (5 час).

36-37

Культура как один из факторов образования древнерусской народности

Христианская культура и языческие традиции. Влияние на Русь Византии и народов Степи. Культура древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Происхождение славянской письменности

Работать с историческим источником

Составление тезисов







38-39

Зодчество

Древнерусские монастыри как центры культуры Древнерусские храмы

Работа с репродукциями монастырей и храмов

Уметь определять по репродукция монастыри и храмы







40

Живопись

Мозаика, фрески.

Работа с терминологией

Составление глоссария







Тема 2. Древнерусские княжества в XII – середине XV века (7 час).

41-42

Культура домонгольской Руси

Православная церковь и идея единства Русской земли. «Слово о полку Игореве». Расцвет культуры домонгольской Руси. Региональные особенности культурного развития (Новгородской земли, Владимиро-Суздальского и других княжеств.)

Работа с историческим источником

Работа с исторической картой







43-44

Культура русских земель в конце XIII- середине XV веков.

Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII- середине XV веков. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Формирование русского, украинского и белорусского народов. Москва как центр развития культуры великорусской народности.

Уяснение причин возвышения Москвы

Работа с исторической картой







45-46

Зодчество

Возрождение традиций храмового строительства. Расцвет древнерусской иконописи. Создание русского иконостаса.

Работа с терминологией

Давать описание памятникам культуры







47

Литература

Древнерусская литература: летописи, жития, сказания и «хождения»

Работа с терминологией

Давать описание памятникам культуры







Тема 3. Культура народов Российского государства во второй половине XV– конце XVI веков (7 час).

48-49

Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства

Культура народов Российского государства во второй половине XV – конце XVI веков. Особенности культурного развития в условиях укрепления централизованного государства и утверждения самодержавия. «Ренессансные» тенденции в русском искусстве. Новые формы зодчества

Работа с терминологией

Составление тезисов







50-51

Архитектура

Перестройка Кремля в Москве. Успенский и Благовещенский соборы Московского кремля, Грановитая палата. Шатровый стиль. Церковь Вознесения в Коломенском, Покровский собор (храм Василия Блаженного).

Работа с репродукциями

Давать характеристику исторических памятников







52

Живопись

Расцвет русской фресковой живописи. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий.

Работа с терминологией, репродукциями

Давать характеристику исторических памятников







53-54

Образование

Развитие «книжного дела» на Руси. «Великие Четьи-Минеи» митрополита Макария. Начало книгопечатания и его влияние на общество. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Крестьянский и городской быт.

Работа с историческими источниками

Составление тезисов







Тема 4. Культура России XVII века (6 час).

55-56

Особенности русской традиционной культуры.

Формирование национального самосознания. Усиление светских элементов в русской культуре семнадцатого века. Расширение культурных связей со странами Западной Европы.

Сравнительная характеристика русской и европейской культур

Составление тезисов







57-58

Архитектура

Обновление принципов градостроительства. Светские мотивы в культовых постройках. Церковь Троицы в Никитниках в Москве. Церковь Покрова в Филях (Нарышкинское барокко). Теремной дворец Кремля. Дворец в селе Коломенском.

Работа с терминологией, репродукциями

Давать характеристику исторических памятников







59

Русская живопись

Русская монументальная живопись семнадцатого века. Портретная живопись (парсуны). Симон Ушаков. Расцвет ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

Работа с терминологией, репродукциями

Давать характеристику исторических памятников







60

Грамотность и школы

Распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно- греко-латинская академия

Работа с историческими источниками

Давать характеристику исторических памятников







Тема 5. Российская культура XVIII века (8 час)

61-62

Влияние западноевропейской культуры на русскую

Новый характер взаимодействия российской и западноевропейской культуры в восемнадцатом веке. Особенности Российского Просвещения. Влияние просветительской идеологии на развитие русской литературы. Феофан Прокопович, Н.И. Новиков, А.Н.Радищев, Н.М.Карамзин, Д.И. Фонвизин, Г.Р. Державин. Основание Академии наук и Московского университета. И.И.Шувалов, М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой. Деятельность Вольного экономического общества. Географические экспедиции. Создание Академии художеств.

Сравнительная характеристика русской и европейской культур

Составление тезисов







63-64

Русская архитектура и скульптура

Эстетические принципы барокко, рококо и классицизма в русской архитектуре, живописи и скульптуре восемнадцатого века. Архитекторы А.Д.Захаров, А.Н.Воронихин, И.Е.Старов, В.И.Баженов, М.Ф.Казаков, В.Растрелли. Художники Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, В.Л.Боровиковский. Скульпторы К.Б.Растрелли, Ф.И.Шубин.

Работа с репродукциями

Давать характеристику исторических памятников







65-66

Русский театр

Зарождение профессионального театра. Ф.Г.Волков. Развитие музыкального искусства.

Работа с историческими источниками

Давать характеристику исторических памятников







67

Дворянская усадьба

Быт и нравы дворянства: русская усадьба

Работа с репродукциями

Давать характеристику исторических памятников







68

Зачет

















7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Для реализации программы необходим оборудованный класс, оснащенный аудио и видеоаппаратурой, мультимедиа, специальными стендами. Должны быть в наличии необходимые видеоматериалы, специальная литература для педагога.

Список литературы

Литература для учителя:

1.Данилов. А.А., Косулина Л.Г. История России, М, «Просвещение», 2013г.

2.Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках, М. «Просвещение», 2013г.

Литература для учащихся:

1.Данилов. А.А., Косулина Л.Г. История России, М, «Просвещение», 2013г.

2.Данилов А.А. История. Россия в XVII-XVIII веках, М. «Просвещение», 2013г.

8. Планируемые результаты обучения учащихся

В результате внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении.

Результатом изучения курса «История в лицах» является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.

В результате усвоения программы учащиеся должны знать:

-осмысливать опыт предшествующих поколений;

-беречь и охранять исторические памятники;

-уважать культуру своего и других народов;

Учащиеся должны уметь:

-проводить интервьюирование;

-составлять опись и шифрование документов;

-составлять и проводить экскурсии.

Итоги работы (виды и форма контроля) подводятся следующим образом:

- участие в городских и республиканских конкурсах, чтениях;

- реализация социальных проектов.

Темы проектов

  1. «Историческая личность: плюсы и минусы»

  2. «Средневековая Хакасия»